«Техника-молодежи» 2001 г №8, с.56-57


Издательским домом «Техника-молодежи» подготовлена к печати книга «Минометы и боевые машины реактивной артиллерии армий стран мира (история, состояние, перспективы развития)». Ее автор, В.Н. Мирянин — полковник в отставке, кандидат технических наук, на протяжении более 30 лет занимался разработкой и испытаниями минометов и пусковых установок реактивной артиллерии, опубликовал свыше 100 научных трудов и статей. В книге впервые представлен обобщенный материал по истории почти 100-летнего развития минометного вооружения, в том числе боевых машин реактивной артиллерии, как в нашей стране, так и за рубежом. Она содержит более 100 редких и просто уникальных иллюстраций и предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами развития вооружения, специалистов, преподавателей, курсантов и слушателей военных и гражданских высших и средних учебных заведений.

ПЕРВЫЙ ЗАЛП.

Владимир МИРЯНИН


С 15 по17 июня 1941 г. на Красногорском полигоне под Москвой состоялся смотр новых образцов вооружения для Красной Армии, в том числе двух 16-зарядных реактивных пусковых установок, изготовленных в Реактивном научно-исследовательском институте (РИИИ) на шасси автомобиля ЗИС-6.

Присутствовавшие руководители правительства и армии дали новому оружию высокую оценку, и 21 июня 1941 г. было принято решение о развертывании серийного производства 132-мм реактивного снаряда М-13 и установки, которая позже получила название «боевая машина БМ-13», а также о начале формирования реактивных войсковых частей, что было сделано с учетом угрозы надвигавшейся войны. Но это решение запоздало. Все вопросы доработки и организации серийного производства реактивного вооружения, создания частей реактивной артиллерии пришлось решать в сложной военной обстановке.

Уже 22 июня 1941 г завод имени Коминтерна приступил к производству БМ-13, и в ночь на 30 июня 1941 г были собраны две первые машины. С 28 июня 1941 г в Москве началось формирование отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии для всесторонней проверки ее боевой эффективности. Батарею укомплектовали семью опытными установками конструкции В.Н. Галковского, большим количеством снарядов М-13 к ним и одной 122-мм гаубицей М-30, которая использовалась для пристрелки Приказом Наркома обороны командиром батареи был назначен награжденный орденом Красной Звезды участник боев с финнами, слушатель артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского капитан Иван Андреевич Флёров. 2 июля 1941 г. батарея была направлена на Западный фронт и 14 июля, в 15 ч 15 мин, в районе обороны 20-й армии восточнее Орши, капитан Флёров дал команду «Огонь!» — на первый залп реактивной артиллерии по железнодорожному узлу, куда противник успел перегнать свои воинские эшелоны. Раздался ни с чем не сравнимый рев и скрежет. Взвились клубы дыма и пыли. Через несколько секунд на железнодорожный узел обрушился огненный смерч. Начали рваться снаряды, вагоны превращались в груды искореженного металла и горящего дерева, взрывались вагоны с боеприпасами и цистерны с горючим. Не прошло и пяти минут, как железнодорожный узел превратился в море огня, над которым клубился черный дым. Залп батареи произвел ошеломляющее впечатление не только на противника, но и на наших бойцов, занимавших оборону восточнее Орши. Так было положено начало славному боевомy пути советской реактивной артиллерии.

15 июня 1941 г батарея Флёрова нанесла еще три залпа по колоннам германских войск, которые понесли большие потери в живой силе и технике. По результатам проведенных стрельб, машина БМ-13 и снаряд М-13 были приняты на вооружение, и началось их массовое производство. Уже в августе 1941 г. в действующую армию были отправлены еще семь батарей реактивной артиллерии.

О полной неожиданности их появления на фронте и силе воздействия залпов на войска противника говорят приказы и директивы германского генштаба, направленные в армию В приказе от 14 августа 1941 г. указывалось:

«Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку. Выстрел производится электричеством. Во время выстрела образуется дым. При захвате таких пушек немедленно докладывать...»

Спустя 14 дней появилась новая директива, озаглавленная «Русское оружие, метающее ракетообразные снаряды», в которой указывалось, что «войска доносят о применении русскими нового вида оружия, стреляющего реактивными снарядами... О появлении этих орудий надлежит донести немедленно... в тот же день!».

А вот что отмечал, например, в донесении от 2 августа 1941 г. начальник артиллерии Западного фронта генерал-майор И.П. Камера: «По заявлениям командного состава стрелковых частей и по наблюдениям артиллеристов, внезапность такого массированного огня наносит большие потери противнику и настолько действует морально, что части противника в панике бегут...».


Легендарная «Катюша» — БМ-13.

Капитан Флёров Иван Андреевич.

В октябре 1941 г. на Западном фронту сложилась тяжелая для наших войск обстановка. Батарея Флёрова оказалась в окружении. 7 октября 1941 г у деревни Богатырь Знаменского (бывшего Вяземского района Смоленской области она пoпалa в засаду. Бойцы подорвали все установки и снаряды, прежде чем к ним подошли танки противника. Капитан И.А-Флёров погиб, из 170 человек личного состава из окружения вышли только 46. Но враг не смог захватить секретное оружие.

С первых же дней войны производство реактивного оружия было налажено на десятках заводов. Только за второе полугодие 1941 г промышленность изготовила 593 БМ-13, 390 БМ-8, 243 тыс. М-13 и 282 тыс. М-8. Их общее количество приведено в таблице 1.

В августе 1941 г Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение о формировании восьми полков реактивной артиллерии, вооруженных БМ-8 и БМ-13. Они получили название «гвардейских минометных полков РВГК», чем подчеркивались значение, которое придавалось их вооружению и подбору кадров, исключительность нового оружия и ответственность за его боевое применение. Одновременный залп полка, вооруженного БМ-13, составлял 576 реактивных снарядов, а БМ-8 — 1296, что условно можно приравнять к одновременному залпу соответственно 10 и 36 полков ствольной артиллерии аналогичного калибра. Естественно, что промышленность страны никогда не смогла бы дать такое количество орудий на участок боевых действий одной стрелковой дивизии. Поэтому часто реактивная артиллерия была единственным средством в руках командования фронтом, способным резко увеличить плотность огня и степень поражения живой силы и огневых средств наступающего противника, сорвать или существенно ослабить силу его ударов.

Всего в период войны было разработано 78 вариантов пусковых установок для армии и флота; из которых 36 были приняты на вооружение. К концу войны в составе гвардейских минометных частей насчитывалось 38 отдельных дивизионов, 114 полков, 11 бригад и 7 дивизий реактивной артиллерии. Например, в боях за Берлин участвовало 219 дивизионов «катюш». Их залп составлял более 30 тыс. снарядов. Для этого потребовалось бы почти 840 полков ствольной артиллерии. Участник боев за Берлин, командующий артиллерией 1 -го Белорусского фронта маршал артиллерии В.И. Казаков отмечал: «Особенно сильное впечатление производили залпы «катюш». Даже бывалых артиллеристов поражала стихия огня, которая ночью казалась более грозной, чем днем».

Это оружие также успешно применялось в 1945 г кораблями Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии в боях против Японии.

Таким образом, в период Великой Отечественной войны реактивная артиллерия Красной Армии получила полное и всестороннее развитие. Впервые в военной истории была разработана и успешно применена тактика боевого применения нового вида артиллерии. Наши системы залпового огня по характеристикам существенно превосходили образцы, которые появились за рубежом, — те, в основном, монтировались на прицепах, имели низкую мобильность, малую дальность стрельбы и эффективность огня.

Наша промышленность в рекордно короткие сроки освоила сложное производство снарядов и установок, обеспечив тем самым прочную материальную базу для развития нового вида артиллерии. Его появление на фронтах Великой Отечественной войны — выдающийся успех советской технической мысли, промышленности, упорного труда тружеников тыла. За годы войны ни одна боевая операция не обходилась без реактивной артиллерии.

Основные характеристики боевых машин и боеприпасов приведены соответственно в таблицах 2 и 3.

Опыт боевого применения реактивной артиллерии выявил и ее основные недостатки: низкие кучность и дальность стрельбы, длительность заряжания, недостаточная мощность снарядов и их взаимовлияние в полете и др. Для их устранения и решения общих задач совершенствования реактивной артиллерии в послевоенные годы проводились работы по созданию новых образцов многозарядных установок и боеприпасов, отвечающих требованиям современного боя.

Были разработаны два поколения многозарядных пусковых установок: для стрельбы турбореактивными, вращающимися при полете, снарядами, например, БМ-24, и оперенными, проворачивающимися на полете, — БМ-21.

Они обладают хорошими характеристиками дальности и кучности стрельбы, монтируются на современных шасси улучшенной проходимости и повышенной грузоподъемности, позволяют решать огневые задачи в более короткие сроки при значительно меньшем расходе боеприпасов. Основные характеристики отечественных многозарядных систем, разработанных после 1945 г, приведены в таблице 4.

По сравнению с другими видами артиллерийского вооружения, реактивная является относительно молодой и имеет большие перспективы. Круг решаемых ею задач, постоянно расширяется. Так, в последние годы на нее возлагается борьба с танками и механизированными подразделениями на марше и в местах сосредоточения, контрбатарейной стрельбы, поражения средств ПВО и командных пунктов, постановки минно-взрывных заграждений и др. Поэтому постоянно проводимые в нашей стране и за рубежом НИОКР включают: увеличение дальности стрельбы, повышение ее кучности и точности; рост мобильности и боеготовности; создание рецептур новых высокоэнергетических порохов для реактивных двигателей; разработку облегченных конструкций боевых частей снарядов; увеличение калибра и габаритов реактивных двигателей; разработку кассетных боевых частей с самонаводящимися элементами, а также управляемыми; совершенствование систем управления огнем в направлении полной ее автоматизации; создание средств механизации и перезаряжания. Пусковые установки оснащаются автоматизированными средствами топопривязки и самоориентирования.

Таким образом, за прошедшие 60 лет реактивная артиллерия стала мощной ударной силой наших Сухопутных войск и заняла прочное место в артиллерийском вооружении армии, зарекомендовала себя как высокоэффективное средств борьбы с живой силой и огневыми средствами противника.