«Техника-молодежи» 2001 г №2, с.5


КОСМОНАВТИКА

«МИР»МОЖНО БЫЛО
СПАСТИ!

Была реальная техническая возможность не топить орбитальную космическую станцию «Мир». Но ею не захотели воспользоваться чиновники, взвалившие на себя бремя «космического Герасима».

Сейчас, когда вы читаете эти строки, станции «Мир», скорее всего, уже не существует, или сделать что-либо точно поздно. По решению нашего правительства, 6 марта 2001 года ОКС должна быть «сведена» с орбиты, а говоря проще — утоплена в океане, как несчастная Му-му в речке. Отмотаем видеопленку времени чуть назад.

На состоявшейся 16 января пресс-конференции в Центральном доме журналиста группа российских конструкторов заявила, что у них есть чертежи и готовые модели уникального электромагнитного двигателя, которому не нужно топлива, поскольку движущую силу он черпает из взаимодействия с магнитным полем Земли. Если бы по решению руководства страны ОКС «Мир» с помощью запущенной 18 января ракеты была переведена не на низкую, как задумано, а на более высокую орбиту, то за появляющийся в результате этого маневра полугодовой запас времени конструкторы могли бы, по их заявлению, «за сотню миллионов рублей сделать столько двигателей, сколько нужно для вечного удержания станции на орбите». Что это — попросту блеф?

Околоземные аппараты (которые летают на самом деле не в открытом космосе, а в верхних слоях атмосферы) из-за сопротивления разреженного воздуха теряют свою скорость и падают на Землю. Чтобы поддерживать их орбиту, нужно постоянно доставлять туда топливо. Для станции «Мир» это означает запуск раз в два месяца транспортного корабля. Проводить такое количество запусков страна давно уже не в состоянии. С другой стороны, Россия связана государственными обязательствами по совместному с США строительству Международной космической станции (МКС). Американцы весьма нервно реагировали на колебания нашей страны по вопросу затопления «Мира», беспокоясь о выполнении нами контрактов по МКС. За этим прозрачно проглядывает и другое беспокойство: на Международной станции — американцы явные хозяева, а мы лишь хоть и почетные, но гости (по количеству научных программ, приборов). А уж о том, чтобы разместить на ее борту российскую аппаратуру оборонного значения, и вообще не может идти речи.

Практически все отечественные ученые реагировали на решение о затоплении ОКС крайне негативно. Станция «Мир» — это не только история и гордость российской космонавтики. Это 241 прибор общим весом более 11 т. Среди них такие уникальные, как, например, установки для выращивания монокристаллов или космические оранжереи, где были получены первые урожаи космической пшеницы. Сделать новые приборы таких размеров и доставить их на МКС нашей стране сейчас не по силам.

Всех материаловедов мира волнует вопрос о том, как долго продержатся в условиях космоса материалы и конструкции узлов станции. Эти данные необходимы, помимо прочего, для строительства МКС — их невозможно заменить никаким компьютерным моделированием! Кстати, реальная скорость деградации материалов «Мира» оказалась значительно меньше расчетной. Специалисты из РКК «Энергия» продлевали ресурс станции еще на 3—4 года. На станции была плохая электроника, но ее можно было заменить... Однако все эти доводы упирались всего лишь в один, но «железный» контраргумент — в стране нет денег на регулярные полеты «грузовиков» с топливом...

Еще летом 2000 года в РКК «Энергия» был подан проект электромагнитного двигателя от конструктора Алексея Ланюка. Согласно его расчетам, движок способен создать силу тяги, которая компенсировала бы торможение станции из-за сопротивления атмосферы. Сперва директор РКК «Энергия» г-н Семенов согласился рассмотреть этот проект, но потом из-за какого-то одного отрицательного научного отзыва работы были свернуты, не начавшись. Уже в ноябре на рассмотрение пришел аналогичный (!) проект от конструктора из ВНИИ электромеханики Рудольфа Бихмана — и затерялся где-то в столах чиновников от космонавтики.

Может быть, дело в том, что на изменение решения, уже принятого на другом уровне, было наложено негласное табу?

Вот что предлагали независимо друг от друга Ланюк и Бихман. Электромагнитный движок можно представить себе как контур, по которому течет электрический ток, вырабатываемый солнечными батареями станции. Как известно, ток создает магнитное поле, которое будет взаимодействовать с окружающим контур магнитным полем Земли. Но из-за этого взаимодействия тяга не появится — в противоположных концах контура магнитное поле будет направлено в противоположные стороны, и сила скомпенсируется. Чтобы сделать на этом принципе двигатель, нужно как-то сконцентрировать магнитное поле у одного из концов контура. Именно возможность такой концентрации и вызывает сомнение у специалистов, дававших отрицательный отзыв. Конструкторы же уверены, что они нашли решение.

Самое трудное — доказать скептику, что тяга действительно возникает. А сделать это непросто. Магнитное поле Земли — слабое. Двигатель весом в 10 кг способен развить тягу всего в 20 г. Как измерить такую малую величину? В лаборатории Бихмана применили традиционный метод маятника. Двигатель, подвешенный к потолку на стальных нитях, отводили на одинаковое расстояние, привязывали веревкой к стене, а затем веревку пережигали, чтобы не вносить ошибок в эксперимент, и считали, сколько колебаний маятник сделает до остановки. Как и положено, когда двигатель работал, маятник колебался дольше, чем при неработающем двигателе. Причем разница в числе колебаний, по свидетельству многих наблюдателей, была больше возможной ошибки измерения. Но способна ли столь малая сила тяги сдвинуть с места махину «Мира»? Ответ: да, сможет (вернее, смогла бы). Сила сопротивления воздуха движению станции «Мир» в два раза меньше тяги двигателя — 10 г. А американские корабли на электрореактивной тяге, сила которой не превышает давление листа бумаги, лежащего на ладони, уж не первый год бороздят просторы Солнечной системы.

Независимо от того, справедливы расчеты Ланюка и Бихмана или нет, «Мир», скорее всего, уже утопленник. Немой Герасим, не смея ослушаться строгой барыни, уже отплыл с бедной собачкой на борту и выглядывает место поглубже. Но, в конце концов, предложенный электродвижок может оказаться суперполезным для других космических аппаратов. Так проверьте ж вы его по-настоящему, чёрт возьми! Или существует чье-то «мнение», что эта революция должна придти в мировую космонавтику из НАСА?

Андрей САМОХИН,
по материалам агентства
«Информнаука»