«Техника-молодежи» 2000 г №12, с.56-57


С

НОВА — ЛИФТ В КОСМОС
Впервые идею космического лифта высказал еще в конце XIX века К.Э. Циолковский. С тех пор она кочует по страницам фантастических сборников и научно-популярных журналов (подробнее см «ТМ», №10 за этот год. — Ред.). И вот — новая вариация старой задумки. Недавно инженер НАСА Дэвид Смитерман опубликовал проект гигантского орбитального лифта — со всеми техническими выкладками и обоснованиями. Представьте себе 50-километровую башню, уходящую высоко за облака. К верхнему концу ее приделаны несколько сверхпрочных тросов, длиной по 35 тыс. км каждый. Другими концами тросы прикреплены к небольшому астероиду, висящему на геостационарной орбите в так называемой точке либрации, где силы притяжения небесных тел взаимно компенсируются. По тросам лихо, со скоростью несколько тысяч км/ч, скользят грузовые и пассажирские платформы с электромагнитными движками.

Смитерман планирует поставить башню на экваторе. Оттуда ближе всего до «неба», да и погода там не сильно балуется ураганами и цунами. Понятно, что проект подобного масштаба требует решить массу совершенно новых технических проблем. Например, из чего делать тросы? Сталь и даже лучшие современные синтетические волокна не подойдут — прочность не та. Инженер предлагает выход, правда, пока — перспективный. Это наноматериалы с волокнами из чистого углерода, стенки которых имеют толщину всего в один атом, а прочность — в сотни раз выше, чем у стальных тросов. Есть и другие сложности. Однако нынче все принято поверять экономикой. Специалисты, подсчитавшие стоимость вывода на орбиту грузов на лифте Смитермана, обнаружили, что она не превысит 1,5 долл. за 1 кг. И это — против десятков тысяч «зеленых» в случае даже самых дешевых действующих систем.

Некогда и космический аппарат, нарисованный учителем из Калуги, представлялся беспочвенной фантазией. Так почему бы не стать реальностью и этой «завиральной» идее Циолковского в редакции инженера НАСА? Ясно, что для строительства подобного лифта потребуются усилия всего человечества. Размах впечатляет, вероятная польза — тоже. Только до холодка в спине это возможное творение близкого будущего напоминает объект, который в отдаленном прошлом возводила некая строительно-монтажная организация. Говоря по-нашему, «Вавилонстрой».

П

ОЕХАЛИ! — LET'S START!
31 октября с Байконура на российской ракете к Международной космической станции (МКС) стартовал первый интернациональный экипаж. Говорят, это начало новой космической эры — тотального сотрудничества в космосе. Мол, та памятная «сигаретная» стыковка «Союза» с «Аполлоном» зачала эту эру, в течение двух десятилетий плод развился, и вот на свет явилась МКС. В составе первого экипажа: 51-летний американский астронавт Билл Шепард, трижды летавший на «шаттле» и один раз — на «Мире» и славящийся крутым нравом; 38-летний Юрий Гидзенко, совершивший один полугодовой полет на «Мире», и 42-летний Сергей Крикалев. Самый опытный в экипаже, он дважды летал на «Мире», дважды — на «шаттле» и потому назначен техническим руководителем полета. Характерно, что ради снятия напряжения в коллективе каждый его член наделен руководящими полномочиями.

Давно уже русским и американцам не приходилось работать в одной упряжке столь долго — четыре месяца. Обойдется ли без драки? МКС — оселок, на котором выяснится, готовы ли земные народы жить в одной «космической квартире»...

Тем временем на грешной земле наши гиганты «оборонки», лишенные бюджетного финансирования, бились за западные заказы. РКК «Энергия» и ГКНПЦ имени М.В. Хруничева заключили контракты соответственно с американскими «Спейсхэбом» и «Боингом» на строительство похожих модулей, которые, получается, должны пристыковываться в одно и то же время к одному и тому же узлу МКС. Эпоха международного освоения космоса началась?

И

НА МАРСЕ БУДЕТ КОЕ-ЧТО ЦВЕСТИ...
Микробам под силу не только производство полудрагоценных камней. На состоявшейся недавно в НАСА конференции по Марсу микробиолог, доктор Джулиан Хизкокс из Университета Ридинг заявила, что генная инженерия готова к конкисте Красной планеты. Первопроходцами предлагается назначить... земные микроорганизмы. Оказывается, генетики намерены создать новую бактерию, которая, будучи «десантирована» на Марс, станет разъедать его каменную поверхность, высвобождая снизу углекислый газ. По задумке, это приведет через какое-то время к глобальному потеплению и увлажнению атмосферы планеты, а в итоге — к созданию благоприятных условий для жизни там землян. «Возьмите бактерию, которая обитает на Земле в наиболее «марсианских» условиях, и немного поиграйте в Дарвина», — предложила Хизкокс ошалевшим участникам конференции. Сногсшибательная инициатива породила массу технических вопросов и один этический: а вправе ли земляне «заражать» своими бактериями другие планеты?

Андрей САМОХИН