«Техника-молодежи» 2000 г №12, с.56-57
| С |
Впервые идею космического лифта высказал еще в конце XIX века К.Э. Циолковский. С тех пор она кочует по страницам фантастических сборников и научно-популярных журналов (подробнее см «ТМ», №10 за этот год. — Ред.). И вот — новая вариация старой задумки. Недавно инженер НАСА Дэвид Смитерман опубликовал проект гигантского орбитального лифта — со всеми техническими выкладками и обоснованиями. Представьте себе 50-километровую башню, уходящую высоко за облака. К верхнему концу ее приделаны несколько сверхпрочных тросов, длиной по 35 тыс. км каждый. Другими концами тросы прикреплены к небольшому астероиду, висящему на геостационарной орбите в так называемой точке либрации, где силы притяжения небесных тел взаимно компенсируются. По тросам лихо, со скоростью несколько тысяч км/ч, скользят грузовые и пассажирские платформы с электромагнитными движками.
Смитерман планирует поставить башню на экваторе. Оттуда ближе всего до «неба», да и погода там не сильно балуется ураганами и цунами. Понятно, что проект подобного масштаба требует решить массу совершенно новых технических проблем. Например, из чего делать тросы? Сталь и даже лучшие современные синтетические волокна не подойдут — прочность не та. Инженер предлагает выход, правда, пока — перспективный. Это наноматериалы с волокнами из чистого углерода, стенки которых имеют толщину всего в один атом, а прочность — в сотни раз выше, чем у стальных тросов. Есть и другие сложности. Однако нынче все принято поверять экономикой. Специалисты, подсчитавшие стоимость вывода на орбиту грузов на лифте Смитермана, обнаружили, что она не превысит 1,5 долл. за 1 кг. И это — против десятков тысяч «зеленых» в случае даже самых дешевых действующих систем.
Некогда и космический аппарат, нарисованный учителем из Калуги, представлялся беспочвенной фантазией. Так почему бы не стать реальностью и этой «завиральной» идее Циолковского в редакции инженера НАСА? Ясно, что для строительства подобного лифта потребуются усилия всего человечества. Размах впечатляет, вероятная польза — тоже. Только до холодка в спине это возможное творение близкого будущего напоминает объект, который в отдаленном прошлом возводила некая строительно-монтажная организация. Говоря по-нашему, «Вавилонстрой».
| П |
Давно уже русским и американцам не приходилось работать в одной упряжке столь долго — четыре месяца. Обойдется ли без драки? МКС — оселок, на котором выяснится, готовы ли земные народы жить в одной «космической квартире»...
Тем временем на грешной земле наши гиганты «оборонки», лишенные бюджетного финансирования, бились за западные заказы. РКК «Энергия» и ГКНПЦ имени М.В. Хруничева заключили контракты соответственно с американскими «Спейсхэбом» и «Боингом» на строительство похожих модулей, которые, получается, должны пристыковываться в одно и то же время к одному и тому же узлу МКС. Эпоха международного освоения космоса началась?
| И |
Андрей САМОХИН