«Техника-молодежи» 1999 №8, с.27


Чистка...
в падении


Аварийное падение российской ракеты, стартовавшей с космодрома Байконур, и вызванный этим временный запрет казахстанских властей на последующие запуски с новой остротой поставили вопрос экологической безопасности ракетного топлива.

С тех пор как калужский учитель Константин Циолковский набросал свою знаменитую схему космической ракеты, а затем Королев и Вернер фон Браун воплотили его идеи в металл, утекло немало воды.

К сожалению, не только воды, но и жидкого ракетного топлива, которое почти сразу же вытеснило из ракетных технологий твердые пороховые смеси. Причем стекало это топливо со всеми своими сверхтоксичными составляющими отнюдь не в мифическую Лету, а в реальные земные реки — из воздуха и почвы.

Выброс ядовитых остатков топлива происходит при падении ракетоносителя, после выключения ракетных двигателей и разрушения отделяющихся частей в атмосфере, а также при ударе их о землю и водную гладь. Рассеиваясь в воздухе, проникая в грунт и растворяясь в водах, эти компоненты создают устойчивые канцерогенные соединения, осложняя и без того не простую экологическую ситуацию.

Учитывая то, что полеты ракетоносителей на жидком топливе (наши «Протон» и «Космос», американские «Титан» и «Атлас», французский «Ариан», китайские «Чайна» и «Великий путь») исчисляются уже тысячами, их «вклад» в загрязнение окружающей среды не так уж и мал. И если на него не обращали внимания в начале космической эры, то по мере усиления экологических движений и усугубления самой проблемы ее решение стало задачей общемирового значения.

Исследования, проведенные в нескольких странах, показывают, что восстановление окружающей среды до первоначального состояния уже после падения ракеты требует огромных затрат. Если падение произошло в глубокой тайге, в горах, в акватории Мирового океана — то экологические мероприятия вообще невозможны.

Учеными-технологами из Омского государственного технологического университета разработана методика практически полного обезвреживания токсичных остатков ракетного топлива... еще в воздухе. Происходить это может в те минуты, когда ступень уже отделилась, но еще не долетела до земли. В топливные баки автоматически впрыскивается особый катализатор, запускающий низкотемпературный термокаталитический процесс. Газообразные продукты этой реакции полностью нейтрализуются за время свободного падения ступени. В результате отделяющаяся часть падает, как говорят ракетчики, «в зону отчуждения» обезвреженной, что, ко всему прочему, облегчает ее дальнейшую утилизацию.

Созданный омичами катализатор можно с успехом применять также для обезвреживания всех разновидностей ядовитого топлива военных ракет, снимаемых с вооружения, для снижения токсичности выбросов двигателей внутреннего сгорания на транспорте.

Затраты на свой проект омские ученые оценили в миллион долларов. Немало. Но, по-видимому, несравнимо меньше того, что придется затратить нашим детям и внукам, чтобы разгрести «ракетный мусор», оставленный им эпохой рождения космонавтики.

Андрей САМОХИН