«Техника-молодежи» 1999 №3, с.16-19, 24-25
Герман Оберт, в начале 20-х гг вызвавший своими проектами межпланетных полетов настоящий ракетный бум в Европе, теперь, в 1944-м, был страшно засекречен и в поте лица трудился над разработкой мощной и эффективной военной ракеты. Как известно, в СССР ракетные исследования пошли по несколько другому руслу: основной упор был сделан на небольшие мобильные установки, названные в народе «катюшами». В Германии же создавали именно мощные, дальнобойные ракеты. Оберт работал в Пенемюнде, что называется, «на полном гособеспечении» (прямо-таки все как у нас!), начиная с 1941 г, когда и получил задание на разработку сверхсекретного проекта — межконтинентальной ракеты А-9/А-10 с дальностью полета 11000 (по другим данным — 5000) км, впоследствии названной V-3.
«ВОЗМЕЗДИЕ-3» — так назвал ее Й..Геббельс из пропагандистских соображений, запугивая союзников (особенно — Лондон) уже самой численностью имеющихся у Германии видов «сверхоружия».
Напомню: V-1, беспилотные самолеты-снаряды с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, оказались не слишком эффективными — более половины их было сбито далеко от целей. Зато V-2 или А-4 — 12-тонная баллистическая ракета дальностью до 320 км — была ПВО «не по зубам».
Что касается проекта А-9/А-10, то он на порядок превосходил предшественников. Дальность 11000 км в полтора раза превышает расстояние от Берлина до Нью-Йорка. Самое же примечательное — по своим характеристикам это была даже не межконтинентальная, а... космическая ракета! Однако «ракета Оберта» так и осталась в чертежах, ее не успели построить, и потому эти высота, дальность полета и т.д. имеют чисто теоретический характер. А вот его ученик удачно осуществил все свои планы «в железе».
АРЕСТ ВЕРНЕРА ФОН БРАУНА. У Брауна задача была более приземленная — тактическая ракета средней дальности, А-4. Но с ним приключился почти тот же казус — все-таки, оба, учитель и ученик, в глубине души были пионеры, романтики, мечтавшие о других планетах. Создавая чисто артиллерийскую А-4, Браун вкладывает в нее некоторые черты космической ракеты. Якобы «для проверки летных характеристик» уже в 1942 г две из них запустили по вертикальной траектории, одну на 85, другую — на 180 км. Если считать границей атмосферы высоту 120—160 км, получается, что А-4 уже в разгар Второй мировой войны побывала в космосе. Однако вермахт не
Схема соединения ступеней А-9 и А-10 основана на идее Г.Оберта, изложенной в его книге «Dle Rakete zu den Planetenraeumen» (1923). Высотная ракета («Модель Б»), по его замыслу J должна быть на треть длины «вложена» во «вспомогательную ракету» (справа), значительно более массивную, чем верхние ступени. |
ЗАПУСК ТРЕХ КОСМОНАВТОВ? Ракета А-4 — беспилотная. Но по сей день существует легенда, согласно которой в 1945-м запустили пилотируемую V-3 — ракету А-9/А-10 с тремя пилотами на борту.
Немцами была снаряжена и переправлена через океан диверсионная группа, которая должна была установить радиомаяк для наведения ракет на самый высокий тогда небоскреб Нью-Йорка. Однако диверсанты были схвачены спецслужбами США и, таким образом, свою задачу не выполнили. Тем не менее — по легенде — сам пуск состоялся, и аппарат приводнился у берегов Америки. А поскольку полет на такую дальность по баллистической траектории требовал выхода ракеты в космическое пространство, а значит, немцы — пилоты V-3 — должны считаться первыми космонавтами Земли. Считается же космическим полет Алана Шепарда по суборбитальной траектории! Так было ли это на самом деле? Как выяснилось после войны, V-3 была составной, двухступенчатой. Ракету А-9 разгоняла более мощная ракета — первая ступень А-10. Классическая схема с поперечным делением ступеней! Вторая ступень должна была оснащаться стреловидными крыльями — применение в боевых и космических ракетах они нашли значительно позже. Кроме крыльев. А-10 имела аэродинамические рули и — отметим! — приборный отсек.
КОСМИЧЕСКИЙ «КАМИКАДЗЕ». Но приборный отсек это, или кабина пилота? Вот главная загадка немецкого проекта. Пусть машина не была реализована — но само наличие человека на летательном аппарате, выходящем в космическое пространство, спроектированном за полтора десятилетия до «Востока»!
Технические характеристики проекта А-9/А-10 этому не препятствуют, а пилот вполне мог покинуть пикирующую на цель ракетную ступень и приземлиться на парашюте — не будем забывать что в создании систем катапультирования первой была именно нацистская Германия (и все спасенные катапультируемыми креслами летчики должны быть благодарны безвестным подопытным узникам нацистских концлагерей и... эсэсовским врачам).
Но, конечно, если требовалось точное наведение, «космонавт»-смертник должен был оставаться в ракете до конца.
ИСЧЕЗАЮЩИЕ СЛЕДЫ. Как-то, в одной из своих застольных бесед, Гитлер сказал, что достаточно одного удара с воздуха по Нью-Йорку, и небоскребы посыпятся, как карточные домики. Значит, удар планировался? Но чем — не самолетами же через Атлантику?
Два экспериментальных полета ракеты А-4b — та же «Фау-2» (название буквы «V» в немецком алфавите — «фау»), но со стреловидными крыльями — состоялись в 1944 г. Первый запуск был неудачен, во втором ракета набрала высоту и уже перешла в планирующий полет, когда у нее отвалилось крыло. Это можно считать испытаниями второй ступени составной ракеты, а вот были ли на ней пилоты — неизвестно. Нет документальных свидетельств о пусках А-9/А-10 в сборе.
Обратимся к авторитетному источнику по истории космонавтики, изданному на Западе. Это иллюстрированная энциклопедия по космонавтике. Ее автор-составитель — английский историк науки и техники К.Гэтлэнд. Что же об интересующем нас предмете повествует этот фундаментальный по содержанию труд?
В.Дорнбергер, руководитель всех ракетных программ, осуществлявшихся с 1932 г. в системе сухопутных сил Германии. Фото из архива Т.Н.Желниной. | В. фон Браун (первый справа) в группе военных инспекторов во время показательных пусков ракеты А-4 в Пенемюнде. Фото из архива Т.Н.Желниной. | В.Тиль (второй справа) с ведущими специалистами отдела жидкостных ракетных двигателей перед стартом ракеты А-4. Фото из архива Т.Н.Желниной. |
Ни в тексте, ни в рисунках, сопровождающих раздел о ракетной технике Германии 30-х гг и Второй мировой войны ничего не говорится о кабине пилотов. В то же время указывается, что еще ракета А-4 имела некий приборный отсек, который после двух неудачных пусков был «доработан». Но А-9 — развитие А-4, следовательно, она тоже имела приборный отсек, причем «доработанный». А вот заключалась ли эта доработка в усовершенствовании автоматики управления или в оборудовании пилотской кабины — неясно. Более того, согласно энциклопедии, вторая ступень вообще была якобы неуправляемой — тогда как даже менее совершенная Фау-2 управлялась автоматически...
Вызваны ли эти недомолвки неполнотой информации — или засекреченностью, скрывающей высочайшие достижения ракетчиков Третьего рейха?
ВТОРАЯ РОДИНА. Если так, то понятны, например, успехи немецких ракетчиков в США, где использовали не только материальные трофеи (100 готовых ракет А-4), но и интеллектуальные — мозги немецких ракетчиков. Так, в США оказался и Герман Оберт. Его с полным на то основанием могут считать «своим» не только немцы, но и американцы — в 1955 — 1958 гг он работал в группе немецких ракетчиков, возглавляемых все тем же В. фон Брауном.
И нельзя сказать, что немцам в Америке были созданы «тепличные» условия — их конкурентам, чисто американской группе, работавшей «под крылышком» ВМФ, оказывалась даже большая поддержка. Но «чисто американский» носитель со спутником «Авангард» 6 октября 1957-го благополучно... упал обратно на стартовый стол, а созданный под руководством Брауна «Эксплорер-1» стал 1 января 1958-го первым американским спутником Земли.
ЕЩЕ ОДИН СЛЕД? Вернемся к тем Фау-2, которые американцы запускали еще осенью 1945 г Семь ракет летали по программе Лаборатории космической медицины. В их носовом конусе имелся отсек, в котором можно было разместить контейнеры с животными и растениями, возвращаемыми на Землю на парашюте (как у А-9/А-10). К.Гэтлэнд пишет, что в этих контейнерах могли размещаться даже обезьяны. А может быть, и люди? Может быть, это и была та самая кабина пилота-космонавта?
Практически мгновенное переоборудование американцами трофейных ракет под полеты животных говорит за реальность пилотируемой космонавтики в Третьем рейхе. А это, в свою очередь, объясняет, почему именно немецким ракетчикам была поручена разработка самой престижной американской космической программы — лунной. Да, ракетно-космический комплекс «Сатурн»-«Аполлон» был создан под руководством Вернера фон Брауна, при активном участии немецких — бывших нацистских — ракетчиков
Можно утверждать, что 16 июля 1969 г с мыса Канаверал стартовала не только американская, но и НЕМЕЦКАЯ ракета «Сатурн-5», доставившая первых людей Земли на поверхность другого небесного тела.
ОТ РЕДАКЦИИ. Статья Л.Н.Мельникова характерна как образец того, что знает наш соотечественник — даже специалист (а Лев Николаевич — разработчик кабин экипажей космических кораблей) — о ракетной программе нацистской Германии, да и о том, что предшествовало триумфу немецких ракетчиков, впервые в мире создавших баллистическую ракету дальнего действия. В лучшем случае — неполные переводы не лучших книг (а упоминаемая «энциклопедия» К.Гэтлэнда ориентирована на детскую аудиторию, к тому же страдает многими неточностями), а чаще — их неграмотный пересказ...
Отсюда — преувеличение роли Г.Оберта (да его, как гражданина Румынии, просто очень долго не пускали в Пенемюнде), присвоение межконтинентальной ракете названия Фау-3 (известный популяризатор и историк ракетной и космической техники В.Лей, например, считал, что так назвали зенитную ракету «Smetterling», но, скорее всего, V-3 существовала только в речах Геббельса; впрочем, отсылаем читателей к «ТМ», № 11 за 1980 г). А самое, конечно, интересное — проект межконтинентальной ракеты А-9/А-10. Что это вообще такое, можно ли воссоздать облик создававшейся машины, на какой стадии прекращены работы, что стоит за рассказами о нацистских космонавтах?
Эти вопросы попытался прояснить автор следующей статьи. Сразу же предупредим: ответы оказались весьма неожиданными.
Сергей АЛЕКСАНДРОВ, инженер историк космонавтики | РАКЕТА |
КОТОРОЙ НЕ БЫЛО |
С наступлением эпохи «свободы слова» на отечественного читателя хлынул вал информации, на Западе давно известной и многократно тиражированной, но не ставшей от этого более достоверной. В публикациях, превозносящих технический гений германских инженеров, много небрежностей, ошибок, поверхностных суждений. Информация черпается не из архивных источников, а из мемуарной литературы, без критического осмысления, без какой бы то ни было оценки достоверности. Исторические экскурсы подменяются погоней за сенсацией.
И если с той же А-4 (она же Фау-2) все сравнительно просто, то с проектом межконтинентальной ракеты, известной нам под названием А-9/А-10, ситуация принципиально иная.
Несколько сотен А-4 попало западным союзникам, несколько было собрано из деталей, найденных советскими инженерами, все они были тщательно изучены, многократно запущены, наконец, — послужили основой для конкретных последующих конструкций. Для двух поколений советских ракетчиков А-4 была учебным пособием.
Что же до межконтинентального снаряда... Ставшая уже общеизвестной версия гласит, что создавалась двухступенчатая ракета, предназначенная для удара по Нью-Йорку (т.е. межконтинентальная), с крылатой второй ступенью. Разные авторы расходятся только в стадии прекращения работ — от эскизного проекта до огневых и даже летных испытаний.
Статья Л.Н.Мельникова — не худший образец отечественных публикаций последнего времени. У других авторов пораженный читатель узнает и даты пусков гитлеровских космических кораблей, и даже фамилии космонавтов нацистской Германии...
Однако все это — мифы. Мифы, рожденные давно и не в нашей стране. Как рассказывала историк Татьяна Николаевна Желнина, приступая — по моей просьбе — к поискам не только в западной литературе, но и в германских архивах, она рассчитывала, что хотя бы некоторые из легенд подтвердятся. Ведь пусть — враги, пусть — для преступных целей, но — какой взлет технического гения, какая научная смелость, даже дерзость! Увы, все оказалось не так, хотя реальная история немецкого ракетостроения, пусть и не столь фантастическая, не менее драматична.
УВЕЛИЧИТЬ ДАЛЬНОСТЬ. Весной 1940 г специалисты Ракетного центра Управления вооружений сухопутных сил Германии в Пенемюнде (РЦП), располагавшегося на севере острова Узедом, вплотную приблизились к созданию первой в мире баллистической ракеты дальнего действия А-4 (Фау-2). Осуществление ее проекта, разрабатывавшегося с 1936 г под руководством Вальтера Дорнбергера (1895— 1980) и Вернера фон Брауна (1912—1977), напрямую зависело от создания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) тягой 25 т. Эту задачу решил талантливый конструктор Вальтер Тиль (1910—1943), обеспечивший с 1937 г поистине революционный прорыв в области жидкостного ракетного двигателестроения, в результате которого от ЖРД тягой несколько тонн стало возможным перейти сразу к двигателю тягой 25 т. Он был впервые испытан на стенде 21 марта 1940 г Ракета с дальностью полета 300 км стала реальностью. И хотя до ее первого успешного полета 3 октября 1942 г еще оставалось два с половиной года, ракетчики из Пенемюнде уже начали обсуждать варианты изделий, способных преодолевать расстояния в тысячи километров.
Именно 1940—1941 гг и датирован единственный дошедший до нас подлинный чертеж «двухступенчатого агрегата». Он-то и послужил основой для всех последующих реконструкций внешнего облика «ракеты А9/А10»! И только он. Дело в том, что межконтинентальная машина требовала качественного технологического рывка, а значит, — сил, средств, времени. Этого немецким ракетчикам предоставлено не было: начнем с того, что как раз тогда же Гитлер запретил вообще все новые разработки, которые невозможно было закончить за полгода. Военный же заказчик требовал серию, реальное боевое средство, а затем — снаряд в полтора раза большей дальности — на 450 (а вскоре и 600) км. на чем и сосредоточились усилия разработчиков.
Способов повышения дальности рассматривалось два: скользящая траектория, когда ракета на нисходящем участке переходила на сверхзвуковое планирование, и совершенствование собственно ракетных характеристик, в первую очередь — удельного импульса двигателя. Последнее требовало нового топлива, по существу, — нового двигателя.
Хотя скользящая траектория была предложена и просчитана еще в 1939 г Паттом, а в 1940—1941 гг подробно теоретически проработана Н.Грауппе, Дорнбергер 13 ноября 1941-го закрыл работы по варианту «Gleiter А4» («скользящая А4»). Это понятно: чисто баллистическая ракета А-8 представлялась (и сейчас представляется) более перспективной. Планировалось использовать новое, более энергоемкое топливо: горючее — визол (50% бензина, 50% бензола) или солярка, окислитель — смесь азотной и серной кислот.
Однако уже четыре месяца спустя (в марте 1942 г) Дорнбергер приказал приостановить эту работу и немедленно возобновить исследования по проекту А-4b («b» — от «bastard», выродок...) все с той же целью — создать ракетный летательный аппарат, способный преодолевать расстояние 450 км. От предыдущего этапа новая машина отличалась формой крыльев. Это шарахание можно объяснить только одним: персонал РЦП «зашивался» с доводкой и серией А-4, сил на новую ракету не хватало, и крылатый вариант представлялся более реализуемым... А в октябре 1942 г наступил второй, более продолжительный перерыв в проектировании А-4b, вызванный общим застоем в развитии германской ракетной техники.
Во второй половине 1944 г положение немецких войск на фронтах стало уже критическим, и руководство Германии стало связывать надежды на перелом во Второй мировой войне с боевым применением ракет дальностью 450 км и более. В результате Электромеханические заводы Карлсхаген (гражданский преемник проектно-конструкторского отдела Армейского ракетного центра) получили от Управления вооружений сухопутных сил официальный заказ на проектирование, испытания и подготовку к производству крылатой ракеты А-4b. Здесь всплывает и название А-9 — вариант А-4b, опять-таки, с измененной формой крыльев; А-7 — совсем маленькая модель, сбрасываемая с самолета... Увы, обеспечить устойчивое планирование на сверхзвуковой скорости немцы не смогли — задача была решена только при создании «Шаттла».
«Эти метания, помешавшие последовательной работе над проектом, привели к тому, что по поводу его реализации мог быть только такой комментарий: «Слишком поздно», — так писали пенемюндовцы много лет спустя. .
«РАКЕТА ДЛЯ АМЕРИКИ». Но вернемся к двухступенчатому «агрегату». Безусловно, А-10 — будь она реализована — стала бы следующим (после А-4) грандиозным шагом ракетостроения. Под нее В.Тиль предложил поэтапную разработку двигателя тягой сначала 180, а затем и 200 т, причем каждый из них обещал стать техническим шедевром. Так, первый должен был состоять из 6 отдельных камер сгорания с общим соплом, а второй вообще предполагался однокамерным (для сравнения: в нашей стране ЖРД с такой тягой одной камеры был создан только в начале 80-х гг). Тиль же предполагал завершить А-10 к 1944 г
Но двигатель — еще не вся ракета. Чертеж «двухступенчатого агрегата» 1941 г свидетельствует, вроде бы, о серьезности работ по межконтинентальному изделию. Только... Характерная особенность «А-9/А-10». явная на чертеже и воспроизведенная во всех известных реконструкциях, — вторая ступень утоплена в первой, вложена в нее. Реальность такой конструкции очень сомнительна: разделение ступеней — и без того непростой процесс, а тут выход А-9 из глубокого гнезда блока А-10. Откуда же вообще взялась эта схема?
Т.Желнина раскрывает книгу Германа Оберта «Die Rakete zu den Planetenraeumen» («Ракетой в межпланетное пространство»), издание 1923 г. Не правда ли, схема соединения «высотной ракеты Б» и «вспомогательной ракеты» нам уже знакома? Для тех, кто через 17 лет чертил «двухступенчатый агрегат», это издание было учебником, но неужели они не продвинулись дальше? Или — что более вероятно — это эскиз, дальше которого работа так и не пошла?
Скорее последнее. Несмотря на то, что большую часть архивов захватили американцы, в Германии осталось многое. Ведь ракета, тем более — межконтинентальная — крупная программа, требующая кооперации многих предприятий, поставок специальных сталей и измерительных приборов, наконец — продуктовых пайков для охраны и расчетов. Все это сопровождается объемистой перепиской. Эти-то следы в архивах остаются, заокеанских инженеров организационные вопросы не интересовали... Так вот, в немецких архивах нет не только подобных отметин — нет даже самого названия «А-9/А-10»!
Есть А-9 — один из вариантов крылатого аппарата большой (до 600 км) дальности. Есть А-10 — да, «проект Америка», но упоминающийся как дальняя перспектива, «после развертывания серийного производства А-4» — сказал В.Дорнбергер в своем докладе о перспективных разработках 10 марта 1943 г. А А-9/А-10 нет.
И, пожалуй, главное, что подтверждает мифичность «серьезных работ, огневых и летных испытаний» А-10 — их просто некому было вести! В ночь с 18 на 19 августа 1943 г британское Бомбардировочное командование бросило на Пенемюнде едва ли не все наличные силы. Хорошая маскировка (и сомнительная эффективность таких рейдов вообще) уберегли основные производственные и испытательные мощности. Серьезно пострадали только кислородный завод и жилой городок, но... в последнем погиб Вальтер Тиль. Сегодня можно сказать, что для дальнейшего развития немецких ракет эта потеря оказалась невосполнимой. Совершив одну техническую революцию в двигателестроении, он мог совершить и вторую, без него же создание 200-тонного двигателя превратилось в техническую авантюру.
В свою очередь, без такого двигателя создание межконтинентальной ракеты было невозможно, в СССР и США двенадцать лет спустя такая задача была решена на совершенно другой конструктивной и технологической основе.
Кстати, именно поэтому, когда в 1944 г немцы вернулись к ракете на дальность 450—600 км, речь шла уже только о крылатых вариантах — А-8 тоже требовала нового двигателя, но Тиля-то не было.
РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ. Итак, «межконтинентальная ракета А-9/А-10» — миф. Но почему же он уже полвека кочует из публикации в публикацию, причем, вроде бы, при отсутствии обязательных идеологических установок?
В историческом отделе NASA хранится любопытный документ. Это собрание отчетов немецких специалистов (включая Брауна и Дорнбергера), сделанных ими для американцев в Гармише, в 1945 г. Сама ситуация — элитарные разработчики совершеннейшего оружия побежденной в жестокой войне страны, вполне попадающие под определение «военный преступник» (даже если они не устанавливали режим концлагерей или цели для ракет, «повесить» это на любого пенемюндовца труда не составило бы), отчитывались перед победителями о своей работе — предопределяла и содержание. Ракетчики «Третьего рейха», чтобы иметь возможность продолжить работу и не попасть под суд, должны были уверить победителей в своей нужности, более того, — незаменимости!
Судя по последствиям, они вполне преуспели. Но каким образом? Боевое значение А-4 для США весьма сомнительно. Воспроизводить чужую конструкцию для отладки вновь создаваемой промышленности, как это было у нас не только в ракетостроении, за океаном не требовалось. А вот межконтинентальный снаряд, тем более — пилотируемый, — совсем другое дело.
Вот тут-то и родились беспилотный и пилотируемый варианты А-9/А-10: неидентифицируемая линия на чертеже 1940 г. продолженная до носа 2-й ступени, стала дельтавидным крылом; появилась и версия пилотируемой ракеты с планирующей посадкой, трехколесным шасси и воздушно-реактивным двигателем... Немцы, естественно, постарались придать максимальную значимость этим проектам, показать, что они продвинуты достаточно далеко.
Возможно, эскизы в отчетах там бы и остались, но ракетные исследования США в первые послевоенные годы разворачивались ни шатко ни валко. Ситуацию изменили только наши «семерка» и Первый спутник, но до них оставалось 12 лет, которые еще нужно было прожить. И работать — самим Брауну и Дорнбергеру было лучше всех известно, что от уже созданного к тому, что можно продать, — дистанция огромного размера. И тогда немцы, ставшие американцами, предприняли то, что можно назвать пропагандистской кампанией.
Она состояла из двух тезисов: «это вам нужно» и «мы это можем». «Это» — ракеты дальнего действия, космические аппараты. Появляется ряд книг, серии статей в массовых изданиях, буквально кричащих о том, что космические ракеты нужны и вполне возможны, мы же их разрабатывали еще в Пенемюнде! А поскольку эта агитация отвечала интересам весьма многих людей, в частности — всех западных энтузиастов космонавтики (да и советских, как представляется сейчас, тоже), ее активно поддержали, например, председатель Британского межпланетного общества К. Гэтленд и уехавший из Германии еще до войны В. Лей.
Здесь легенда о межконтинентальной ракете, рассчитанной на запуск спутников и полет человека, пришлась как нельзя более кстати. И Браун рассказывает о «еще более мощной А-11» — первой ступени носителя, состоящего также из А-10 и А-4b/А-9 (конечная скорость А-9/А-10, все-таки, указывается значительно меньше первой космической). А Дорнбергер пишет о пилотируемых ракетопланах, о трехосном шасси на «усовершенствованной А-9», о том, что «стенд для отработки А-10 мы закладывали уже в 1936 г».
Призывам Дорнбергера, Брауна, Лея и других вняли. Вклад немецких ракетчиков в американскую (а значит, и мировую) космонавтику, хоть и меньше, чем считают некоторые, но неоспорим. А легенда зажила собственной жизнью, не слишком вспоминая о каких-то реальных, тем более — документальных обоснованиях.