«Техника-молодежи» 1999 №2, с.21-22


ПЕРВОГО КОСМОНАВТА ЗЕМЛИ ПОГУБИЛ...

КОСМОС?

Тридцать лет минуло со дня трагической гибели летчика-космонавта Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серегина. До сих пор нет удовлетворительного объяснения, отчего они погибли, — зато много натяжек, передержек и откровенных вымыслов. Потому, вероятно, и не ослабевает интерес публики к тем давним событиям: время идет, вскрываются новые факты, а тайна остается...

Кстати, о фактах. Их упорное и бессмысленное замалчивание прекратилось, по сути, лишь недавно — 28 марта 1998 г, в телепередаче «Как это было» (ОРТ). И оказалось, что нет простого ответа на простой вопрос, что произошло с самолетом МИГ-15М, а есть целая цепь вопросов, требующих серьезного изучения. Попытки объяснить трагедию запоздалым выходом из штопора или опасным маневрированием вблизи земной поверхности в условиях низкой облачности не выдерживают критики: невероятно, чтобы летчик экстра-класса Серегин, который был дублером Гагарина, допустил столь примитивную оплошность в абсолютно штатной ситуации. Да и высота 600 м не так уж мала для маневрирования.

Еще одну гипотезу, если помните, участники телевизионного диспута единодушно отвергли: будто самолет сбила «шальная ракета». Тогда пришлось бы признать, что тысячи воздушных судов, находящихся в рейсе, в любой момент могут стать заложниками чьей-то безответственности. Коль скоро «шальные ракеты» запросто бороздят эфир, непонятно, как вообще функционирует гражданская авиация...

Рассмотрим более правдоподобные версии. Одна из них гласит, что мимо гагаринского самолета пролетел некий другой, и то ли его маневры вынудили пилотов круто увести машину вниз, то ли она попала в его спутную струю, после чего потеряла управление и упала. Последнее объяснение нашло поддержку у весьма авторитетного свидетеля катастрофы — летчика-космонавта Алексея Леонова. Он утверждал, что лично слышал звук взрыва — причем двойного (!), с интервалом в секунду, максимум в полторы, — за которым последовал быстро затихающий гул. Интерпретация Леонова такова: неизвестный самолет преодолел звуковой барьер в непосредственной близости от гагаринского — тот потеряв управление, упал и на земле взорвался.

Версия любопытная — и, кстати, согласуется с сообщением радиолокационной службы ПВО о непродолжительном полете некоего объекта после гибели самолета Гагарина. Но вот что странно: упомянутый объект, согласно официальным документам, до катастрофы не существовал (не зарегистрирован), а после нее — возник, пролетел десяток-другой километров и исчез! К тому же представители ПВО отрицают факт нахождения в воздухе неведомого самолета рядом с гагаринским. Правда, напрашивается возражение, что из-за помех, обычных при низкой облачности, самолет, идущий на сверхзвуке, могли попросту не «засечь». Ладно, допустим, что он был: тогда его переход через звуковой барьер привел бы к падению машины Гагарина спустя секунд 10 — 15, но уж никак не 1 — 1,5.

Так что налицо два факта, не поддающиеся истолкованию: 1) двойной взрыв с интервалом гораздо меньшим, «чем требуется»; 2) последовавший затем краткий полет неизвестного тела. Видимо, ключ к разгадке кроется там же, где и зерно загадки; нужно лишь проанализировать аналогичные случаи, выделить главное, что их объединяет, и сделать вывод путем экстраполяции. Проблема в том, по какому признаку проводить аналогию. Кажется очевидным, что ее ключевое слово — «авиакатастрофа». Точнее — с учетом упомянутых двух фактов — «авиакатастрофа, сопровождающаяся загадочным взрывом». А не лучше ли начать с самих загадочных взрывов? Давайте попробуем.

28 мая 1993 г в пустынном районе Австралии произошел гигантский взрыв со странными оптическими и акустическими эффектами Причина не установлена.

18 ноября того же года в Томске жильцов одного из домов по улице Говорова среди ночи разбудил мощный взрыв. По опубликованным данным, его эпицентр располагался не на земле, а на высоте второго этажа («Мир новостей», 25.04.1998). Расследование ни к чему не привело, и история была благополучно отдана на откуп барабашкам и прочим рыцарям полтергейста.

16 августа 1996 г станции, надзирающие за соблюдением моратория на ядерные испытания, в 100 км от старого полигона на Новой Земле зарегистрировали взрыв. Судя по его поверхностному характеру, обычное для тех мест землетрясение исключалось. Более ничего определенного сказать нельзя.

4 марта 1998 года в 10 км от Воронежской АЭС прогрохотал ужасающий взрыв, после чего с неба рухнуло некое тело, за которым тянулся густой шлейф белого дыма. Эксперты предположили, что это взорвался и упал самолет; стали искать обломки — не нашли.

А теперь — об авиакатастрофах со взрывами. Одна из них вызвала массу споров, гипотез, домыслов и кривотолков. В декабре 1997 г неподалеку от Иркутского аэропорта погиб авиалайнер Ан-124 «Руслан». Согласно официальной версии, причина падения — одновременный отказ трех двигателей из четырех. То есть четвертый якобы продолжал работать — хотя свидетели в один голос показали, что последние минуты «Руслан» падал в полной тишине! Выходит, двигатель самолета способен функционировать беззвучно? Вздор. Или очевидцы дружно оглохли? Но ведь они прекрасно расслышали несколько ВЗРЫВОВ, сопровождавших аварию: сначала раздался особенно мощный, а спустя некоторое время — три или четыре приглушенных.

Читатели, которые помнят мои предыдущие публикации в «ТМ» (№3 за 1998 г и № 1 за 1999 г), видимо, уже догадались, что я намерен объяснить падение гагаринского самолета электроразрядным взрывом (ЭРВ) метеорита. Тому же посвящены другие мои выступления в печати («Известия» от 10 апреля 1997 г, «Труд» от 2 августа и 5 ноября 1997 г, «Российские вести» от 22 августа 1997 г). Добавлю ряд новых фактов и соображений.

Частота падения на Землю метеоритов диаметром 1 -2 м достигает 100 раз в год, а мелких, 10 — 20 см в поперечнике, — 1000; энергетический эффект электроразрядного взрыва одного такого тела — соответственно 100 — 1000 и 0,1 — 1 т в тротиловом эквиваленте. Вполне резонно предположить, что загадочные события, упомянутые выше, имеют причиной ЭРВ, а не связаны с диверсиями или проделками неутомимых и безотказных барабашек. В пользу такой гипотезы говорит наличие тонких эффектов ЭРВ: скажем, в Томске, равно как и в Сасове, максимальные разрушения отмечены не у поверхности земли, а на высоте второго этажа. Что до катастрофы близ Воронежской АЭС — ясно одно: самолет ни при чем. Ведь тогда взрывное облако и дымный след от падающего тела были бы ЧЕРНЫМИ, а не белыми.

О заглохших моторах «Руслана» скажу подробнее. Тут полезно вспомнить одну давнюю историю. Более полувека назад, 5 декабря 1945-го, в США потерпели странную аварию 5 бомбардировщиков «Эвенджер»: синхронно рухнули в море и утонули СТРОЕМ, как летели (!). Объяснение мыслится лишь одно: у них одномоментно отключились двигатели. Отчего? Мощный электромагнитный импульс, сопровождающий ЭРВ, способен временно или навсегда вывести из строя электрическое хозяйство самолета, даже если оно полностью автономно, как на бомбардировщиках типа «Эвенджер». Косвенное подтверждение находим в показаниях Дон Генри, капитана корабля, находившегося в море неподалеку от места происшествия: в тот самый момент, когда «Эвенджеры» падали в воду, на судне ни с того ни с сего «из генераторов исчезла энергия и все электрические устройства перестали функционировать; генераторы были включены, но совершенно не давали напряжения; инженер безрезультатно пытался включить резервное питание».

У «Руслана», как и у «Эвенджера», схемы электропитания двигателей полностью автономны, и ОДНОВРЕМЕННЫЙ их отказ невозможен ни при каких условиях — кроме ЭРВ метеорита. По крайней мере, из серии взрывов, услышанных очевидцами трагедии, первый, наиболее мощный, был наверняка электроразрядным.

Что ж, аналогий более чем довольно — но, прежде чем вернуться к гибели Гагарина, позвольте рассказать еще один случай и заодно привести пример «блестящей» работы экспертов. 18 марта 1997 г над Черкесском погиб Ан-24. Его падению предшествовал взрыв, столь мощный, что звенели стекла и хлопали двери в домах аж за десятки километров. Обеспокоенные жители выбежали на улицу, глянули на небо — и с ужасом увидели, как от летящего самолета медленно отваливается хвост и наружу высыпаются люди... Затем Ан-24 упал — тоже со взрывом, но значительно более слабым.

Выводы экспертизы потрясли своей «простотой» не только публику, но и специалистов. Оказывается, самолет сам собой развалился в воздухе. Причиной его разрушения послужили протечки в туалете, отчего (держись, дорогой читатель, крепче за стул) конструкция проржавела. Гениально! Ржавый дюраль — это что-то новенькое. Или научились делать обшивку из железа? А куда делся взрыв, единодушно отмеченный очевидцами? Может, он им пригрезился? Откровенно говоря, недурно бы таким экспертам пройти курс ликбеза либо, пока они на свободе, изучить Уголовный кодекс...

Вернемся, наконец, к тому, с чего начали. Есть ли указания на то, что авария гагаринского самолета вызвана ЭРВ?

Начнем со свидетельства Алексея Леонова о двойном взрыве с быстро затихающим гулом. То же самое слышали очевидцы сасовского взрыва. Затем показания радиолокационной службы о полете неизвестного тела. Какого? Да. разумеется, метеорита! Вернее, его обломка, отколовшегося при ЭРВ и отброшенного на десяток километров с лишним. А через секунду-полторы взорвался упавший самолет. Более того, взрывов, скорее всего, было ТРИ — ибо теория ЭРВ предполагает генерацию двух ударных волн («ТМ», № 3 за 1998 г), хотя их громовые раскаты могут слиться в один (при соответствующем расположении наблюдателя относительно эпицентра ЭРВ).

Итак, загадка 30-летней давности как будто разгадана — или, по крайней мере, доказана возможность альтернативной версии, не противоречащей фактам. Суть ее такова: в непосредственной близости от самолета Гагарина произошел электроразрядный взрыв небольшого метеорита — мощный электромагнитный импульс вывел из строя электропитание — двигатели отключились — самолет упал. Первого космонавта Земли погубил «шальной снаряд», на беду прилетевший из покоренного им космоса...

Александр НЕВСКИЙ