«Техника-молодежи» 1998 №9, с.56-57


БЕГСТВО С ОРБИТЫ — самый распоследний выход в случае катастрофы или повальной болезни на борту международной космической станции! И хотя ее будущие обитатели искренно надеются — ничего подобного никогда не произойдет, все же предусмотрительность не помешает, так что прототип спасательного бота уже прошел первые испытания.

Своим дизайном бескрылый Х-38 обязан экспериментальному кораблю, созданному NASA на рубеже 1960—1970-х. Просматривая старые проекты, разработчики, по их собственному признанию, не на шутку заинтересовались необычными очертаниями позабытой машины, сообщающими ей изрядную подъемную силу. И углядев в оригинальной аэродинамической форме многообещающий потенциал, сочли целесообразным развить невостребованную идею...

Во время испытаний прототип спасательного бота, подвешенный под крылом бомбардировщика В-52 (1), сбрасывали с высоты не менее 10000 м; когда до поверхности оставалось 4500 м, над ним раскрывались два небольших парашюта, а чуть позже — главный купол (на врезке). И суденышко не подкачало, неизменно опускаясь в полной целости и сохранности!

Рабочий вариант 6-местного космического бота ожидается не ранее 2003-го, и вполне вероятно, что этот Crew Return Vehicle окажется не слишком похож на первоначальную версию, ибо конструкторы горят желанием всемерно его усовершенствовать. Спасательное судно, выстреленное из дока космической станции в сторону Земли, поначалу будет тормозиться посредством ракетного двигателя, а достигнув плотных слоев атмосферы, выбросит управляемое парашютное крыло (параплан) и перейдет в планирующий полет.

НА ЭТОЙ ЛУНЕ МОГЛА БЫ РАЗМЕСТИТЬСЯ ВАША РЕКЛАМА! Одно из британских рекламных агентств ошеломило читающий люд экстравагантным космическим проектом... Надобно вывести в космос пару спутников, оснащенных громадными зеркалами, предложили рекламисты: зеркала уловят солнечный свет и спроецируют на поверхность Луны, когда она невидима, а главное — с помощью специальных ухищрений эти световые пучки можно сфокусировать таким образом, что на ее черном лике нарисуется чей-нибудь фирменный знак или логотип (4). Правда, подобным трюком бизнесмены смогут воспользоваться лишь раз в месяц, в новолуние... Представляете стоимость одного рекламного сеанса?!

А между тем руководители NASA весьма одобрительно отнеслись к этому замыслу, объявив, что идея вполне осуществима и что они готовы поддержать сообразительных британцев в их смелых начинаниях. К тому же, кроме новолуния, есть и другие подходящие фазы Луны с частично неосвещенной ее поверхностью: скажем, молодой и старый месяц, первая и третья четверть...