«Техника-молодежи» 1997 №6, обл.3-4
...Откуда являются фантастические образы? Можно предположить, что в незапамятной древности они были заложены в наше подсознание небесными создателями человечества — как память о том «саде ослепительных планет», где были взлелеяны семена, проросшие на Земле. Отблески этой сверхъестественной памяти озаряют лишь избранных.
Или: Праматерь-Природа от избытка самотворящих сил, создав мир изначального разума и гармонии, сотворила еще и незримое, но не менее реальное Зазеркалье. Только некоторым ее избранникам дозволено время от времени заглядывать в сие магическое стекло...
Или: невероятные картины проецируются на нашу планету из других миров, по жесткой избирательной программе внедряясь в воображение лишь тех, кто способен воспринять и выразить их иррациональность...
На эту тему можно рассуждать бесконечно! Ясно одно: фантастические образы населяли наш мир всегда. Вспомним мифологические изображения богов и чудовищ, библейские истории, сюжеты икон, живопись Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Гюстава Моро, Альфонса Мухи, Каспара Фридриха...
Заметим, что древо фантастической живописи воистину расцвело лишь в XX веке — революционно-атомнокровавом и беспощадным ко всему живому, как никакое другое столетье. Угрозу уничтожения всего прекрасного и живого — безобразным и мертвящим — почувствовали первыми художники. Подобно тому, как человек перед смертью в доли секунды воссоздает в памяти самые блаженные образы своего бытия, чисто интуитивно пытаясь найти в них спасение, так и пророки, творцы, избранники Божий — служители Искусства — неосознанно создают своего рода защитное поле Красоты, пытаясь заставить нас, людей, поверить в наше божественное предназначение, в непреходящее родство со всем Космосом — от цветка до звезды.
|
«Талисман». «Три грации». «Рождение звезды». «Мираж». |
Об этом и о многом другом я беседовал с Бет Эйвори, когда она прилетела в Москву на открытие совместной выставки американских и российских художников-космистов. Оказалось, что она родилась в 1941 году, имеет диплом бакалавра изящных искусств и, кроме того, дипломы математика и астронома. В молодые годы Бет возглавляла школу живописцев-астросюрреалистов при журнале «Волшебный талисман», но последние десять лет предпочитает реализм — с неизменным эпитетом «магический». Да и в свободное от мольберта время любит заниматься вполне реальными делами: организовала выставку «Искусство Космоса» совместно с Тихоокеанским астрономическим обществом, написала сценарий и для другой подобной выставки — на сей раз для знаменитого Смитсоновского института.
Космос — не фон для ее картин, не декорация, но Главный Герой.
Он живет, переливается всеми цветами земных и небесных радуг, дышит, блаженствует, самоотражаясь в зеркале вечности. Никто и никогда так Его Величество Космос не живописал. Вот почему самосветящиеся полотна Бет Эйвори не спутаешь ни с какими другими. Еще бы — искусница Космоса!
Юрий М. МЕДВЕДЕВ