«Техника-молодежи» 1997 №2, обл, с.17




КООПЕРАЦИЯ
КОСМОДРОМ В ОКЕАНЕ

Станислав НИКОЛАЕВ, инженер

В начале 1997 г. наши инженеры в Выборге начинают монтировать свое оборудование на двух специализированных судах иностранного производства. Вместе корабль и плавучая платформа представляют собой базу для запуска ракет, иначе говоря, — морской космодром.

Основой для совместного международного проекта Sea Launch, реализуемого под руководством сотрудников корпорации «Боинг», послужили идеи, выдвинутые в России несколько лет назад.

По мнению генерального конструктора Государственного ракетного центра «КБ им. академика В.П.Макеева» Игоря Величко, вскоре и российским, и зарубежным потребителям космических услуг больше всего понадобятся малые космические аппараты, предназначенные для низкоорбитальных систем связи, зондирования недр Земли, исследования околоземного пространства и т.д. Они сравнительно мало стоят, да и подготовить к запуску их можно гораздо быстрее.

Понятное дело, для выведения таких спутников на орбиту не нужны и особо мощные носители. А компактную ракету «Рикша», специально сконструированную для подобных целей нашими специалистами, оказывается удобно запускать не только с наземных космодромов (или, как говорят специалисты, полигонов), но и с морских, в качестве последнего, может послужить, допустим, переоборудованный рыболовецкий траулер или иное, относительно небольшое судно.

Удобен же такой полигон многим. Например, в море не надо бояться, что отработавшие свое ракетные ступени упадут кому-нибудь на голову — водные просторы пока еще не так «напичканы» кораблями, как суша населенными пунктами...

Кроме того, ничто не мешает взять курс к экватору, где, как известно, вращение Земли помогает запуску ракет куда больше, чем в средних и высоких широтах. Недаром этот «эффект пращи» используют ряд стран; скажем, Франция арендует землю под космодром не где-нибудь, а на побережье Африки.

Экономические и прочие выгоды подобных запусков оказались настолько велики, что идеей создания морских космодромов, уже не только для малых, но и средних, даже больших носителей, заинтересовались и зарубежные специалисты. Первоначальный проект, разумеется, подвергся существенной модернизации. И вот теперь американцы, украинцы и русские строят ракеты специально для запусков с плавучей платформы, которую сооружают норвежцы. А британцы станут транспортировать спутники и ракеты к ней — на сборочно-командном судне (СКС), построенном на одной из верфей Глазго. С него же будут контролировать и запуск.

Как пояснил руководитель корпорации «Энергия» им. С.П.Королева академик Юрий Семенов, эта платформа, размерами 120x80 м, установлена на больших понтонах и в момент старта погружается на 20 м, но от морских волн совершенно не качается. Что же касается СКС, то оно имеет 220 м в длину, 40 м в ширину и столько же в высоту. Судно заберет ракету и спутник на береговой базе (скорее всего в Хьюстоне), во время плавания проведут их окончательную сборку, подготовят оборудование к старту. Затем носитель смонтируют на платформе, установленной в нейтральных водах, проверят в последний раз и реализации запуск.

«Итак, появляется возможность запускать спутники из любой части Мирового океана, занимающего 71% поверхности планеты. А значит, повысится точность вывода космических аппаратов на заданную орбиту», — полагает Ральф Малс, один из руководителей международного консорциума, созданного для осуществления данного проекта.

А специалисты корпорации «Боинг», вкладывающие в него 300 млн долларов, настолько уверены в успехе, что даже назначили дату первого старта с плавучей платформы. Он произойдет не позднее декабря 1998 г.