«Техника-молодежи» 1996 №9, с.10-11


ЕДИНСТВЕННЫЕ В CBОЕМ РОДЕ


Большая дизель-электрическая подводная лодка-ракетоносец проекта 651: водоизмещение надводное — 3300 т, подводное — 3770 т, скорость в надводном положении — 16 узлов, в подводном — 17 узлов. Вооружение: шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, четыре кормовых калибра 400 мм, четыре крылатых ракеты П-5 и П-6. Мощность главных дизелей — 8000 л.с., электродвигателей — 12 000 л.с, дальность плавания под РДП — 18 тыс. миль, дальность плавания в подводном положении, под электромоторами, экономическим ходом — 800 миль, длина — 85,9 м, ширина — 9,7 м, осадка— 6.2 м, экипаж — 78 человек.

В схеме цифрами обозначены: 1 — горизонтальный руль, 2 — торпедные аппараты, 3 — аварийно-спасательные буи, 4 — электродвигатели, 5 — дизельный отсек, 6 — жилые посещения, 7 — выдвижные устройства, 8 — носовая группа аккумуляторных батарей, 9 — обтекатели гидролокаторов и шумопеленгаторов.

Размещение крылатых ракет «Регулус-1» на американской дизель-электрической подводной лодке «Танни».

Размещение крылатых ракет «Регулус-1» на американской дизель-электрической подводной лодке «Грейбек».

Размещение крылатых ракет «Регулус-1» на американской атомной субмарине «Хелибат».

Крылатая ракета П-5: вес — 4300 кг, длина — 11,8 м, вес головной части — 800 — 1000 кг, скорость — 1250 км/ч, высота полета — 400 — 800 м, дальность стрельбы — 430 — 650 км.

Крылатая ракета П-6: вес — 5300 кг, длина — 10,2 м, вес головной части — 800 — 1000 кг, скорость — 1250 км/ч, высота полета — 100 — 7000 м, дальность стрельбы — 350 км.

Рис.Михаила ДМИТРИЕВА

...Утром 13 июня 1944 г., взлетев с территории еще оккупированной нацистами Франции, четыре небольших немецких самолета пересекли Ла Манш, через несколько минут перешли в пике и взорвались, впрочем не причинив англичанам большого ущерба. Таким был первый налет беспилотных самолетов-снарядов Фи-103 (или Фау-I), спроектированных еще в 1942 г. конструктором Г.Физелером. Оснащенные пульсирующими воздушными реактивными двигателями, они стартовали со своеобразной катапульты, набирали скорость 575 км/ч и, преодолев около 240 км, переводились автопилотом в крутое снижение, чтобы обрушить на британские объекты 800 — 1000 кг взрывчатки. «По расчетам Гитлера, это новое оружие должно было иметь решающее значение в осуществлении его сумасбродного плана добиться мира, — вспоминал премьер-министр Великобритании У.Черчилль. — Однако ни Лондон, ни правительство не дрогнули». Впрочем, Фау-I особой эффективностью не отличались. Немцы направили на Англию 8070 самолетов-снарядов, но целей достигло чуть больше половины...

После войны американцы захватили несколько Фау-I, изучили и вскоре изготовили свой вариант «Лун». Его также оснастили пульсирующим воздушно-реактивным двигателем и передали армейцам и морякам для экспериментов. Последние рассчитывали спроектировать на вго основе более совершенную крылатую ракету для обстрела береговых объектов Советского Союза. В феврале 1947 г с переоборудованной дизель-элвктрической субмарины «Каск» провели первый пуск «Лун», затем носитель этих самолетов-снарядов преобразовали подводную лодку «Карбонеро».

В том же 1947 г. американцы приступили к разработке более эффективной крылатой ракеты «Регулус-1» и спустя 3 года начали ее испытания. Этот беспилотный реактивный самолет длиной 10 м, с крылом размахом 6,4 м и стартовым весом 6,6 т мог доставить обычную или ядерную боевую часть на расстояние 400 — 800 км. Управлялся он по заданной автопилоту программе, либо по радиокомандам, посылаемым с корабля-носителя или с самолета. К 1953 г на дизель-электрической субмарине «Танни» типа «Гетоу» и «Барберо» (схожего типа «Балао») за боевой рубкой поставили герметичный контейнер для двух таких самолетов-снарядов. Перед стартом из надводного положения открывали его заднюю крышку и выводили «Регулус» на наклонную направляющую.

К 1957 г., когда завершили эксперименты с «Лун», «Регулусами» оборудовали несколько авианосцев и крейсеров, а в 1958 г. также новые подводные лодки «Грейбек» и «Гроулер». У них в носовой части монтировали наделку для четырех самолетов-снарядов В 1960 г. в ракетоносец превратили и атомную субмарину «Хелибат». Вообще-то ее заложили как торпедную типа «Скейт», но затем перед рубкой встроили отсек, а в нем расположили ангар и направляющую для пяти «Регулусов». Предполагалось так же поступить еще с тремя атомоходами, но потом американцы отдали предпочтение более дальнобойным баллистическим ракетам «Поларис», запускаемым из подводного положения. Поэтому в 1959 г. прекратили разработку улучшенного «Регулус-2», затем сняли с вооружения и «Регулус-1», а его носители переделали в торпедные и десантные.

...У нас в марте 1957 г. провели испытательный пуск крылатой ракеты П-5, спроектированной под руководством В.Н.Челомея и предназначенной для нанесения ударов по береговым объектам вероятного противника. Ее выполнили по самолетной схеме, с высокорасположенным, складывающимся крылом, в нижней части фюзеляжа разместили воздухозаборник основного двигателя и вертикальное оперение. Ракету держали в контейнере в боеготовном состоянии. При пуске сначала включались два твердотопливных ускорителя, которые выводили П-5 наружу, после чего автоматически раскрывались крылья. Отработав, ускорители сбрасывались и включался основной турбореактивный двигатель. Ракета шла к цели со скоростью 330 — 380 м/с, дальность полета составляла 430 — 650 км — вполне достаточно, чтобы лодка выполнила задачу, не входя в зону контроля неприятельской противолодочной обороны.

Почти одновременно, в августе 1956 г., вышло правительственное постановление о разработке подобной ракеты П-6, предназначенной для поражения вражеских боевых кораблей и транспортов в открытом океане. Конструктивно она мало отличалась от П-5 — также была выполнена по самолетной схеме со складным крылом, оснащалась фугасной или ядерной боевой частью, однако, в отличие от П-5, имела радиолокационную систему самонаведения. Получив данные о местонахождении цели, с субмарины производили пуск (тоже из надводного положения). Обнаружив корабли, бортовая аппаратура передавала информацию о них на ракетоносец, а там оператор выбирал наиболее важную цель. Крылатая ракета захватывала ее, переходила в режим полета на малой высоте и пикировала на противника.

П-6 испытывали с декабря 1959 по декабрь 1963 г., а в следующем году была принята на вооружение подводных лодок 651 и 675 проектов.

Еще в августе 1955 г. вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому началось переоборудование одной из серийных лодок в испытательную. Для этого решили снять часть торпедного и все артиллерийское вооружение, а за рубкой установить водонепроницаемый контейнер, из которого и запускать крылатые ракеты. В 1957 — 1959 гг. так преобразовали С-146 проекта 613. На ней провели ряд пусков, после которых комплекс крылатых ракет официально приняли. Затем субмарины 613 проекта перестраивали и по проекту 644, когда контейнеры с ракетами монтировали по бортам за рубкой, а с марта 1957 г. — также по проекту 665. В последнем случае 4 пусковые устройства устанавливали с наклоном в 14° около рубки (см.»ТМ» № 2 за 1996 г.).

Однако раньше, в августе 1956 г., по постановлению Совета Министров СССР приступили к созданию специальной большой подводной лодки-носителя такого оружия. Главным конструктором был А.С.Кассациер. Проект утвердили в январе 1959 г. и 15 октября 1961 г. на стапеле Балтийского судостроительного завода в Ленинграде заложили К-24 — головной корабль 651 проекта, который поднял военноморской флаг в 1963 г. За ним последовало 15 однотипных субмарин; последняя в серии — К-318 вступила в строй в сентябре 1968 г.

Лодки были двухкорпусными, изготовленными из стали повышенной прочности, что позволило увеличить глубину погружения на 100 м по сравнению с другими дизель-электроходами. С шестой по счету субмарины на легкий корпус стали наносить специальное покрытие, которое поглощало импульсы чужих гидролокаторов, либо ослабляло образующиеся эхо-сигналы. Кроме того, внедрили устройства, уменьшающие собственные шумы. Все это делало лодки менее заметными.

В носовой части разместили обтекатели гидролокаторов и шумопеленгаторов; расположение отсеков было традиционным, разве что не имелось специального ракетного. Ограждение боевой рубки удлинили, в его передней части поставили крупную антенну радиолокатора системы наведения крылатых ракет «Аргумент», в центре — выдвижные устройства, а сзади — агрегаты, по которым к дизелям подавался атмосферный воздух и выбрасывались отработавшие газы.

В комплекс вооружения входили шесть носовых торпедных аппаратов калибра 553 мм, из которых можно было стрелять с глубины до 100 м, и четыре кормовых, 400-мм, из которых торпеды выпускали с еще больших глубин — 200 — 250 м.

Крылатые ракеты П-5 и П-6 находились в герметичных контейнерах, попарно смонтированных перед рубкой и за ней. Для пущей водонепроницаемости их заполняли азотом. Запускались ракеты только в надводном положении, при скорости корабля до 8 узлов и волнении моря до 4 баллов. Предварительно контейнеры поднимали на 15° к горизонту и фиксировали. При этом особая блокировка предотвращала старт, если экипаж случайно нарушил установленную последовательность предстрельбовых операций. За контейнерами на корпусе находились изогнутые вырезы, с помощью которых выхлопные струи ускорителей направлялись в сторону от лодки. Кстати, подобная система была применена и на атомных ракетоносцах 675 проекта.

В силовую установку входили два дизеля 1Д43 мощностью по 4 тыс. л.с, оснащенные автоматизированным дистанционным управлением. С его помощью оператор, пребывавший вне дизельного отсека, контролировал положение заслонки РДП, по которой подавался воздух, и работу газоотвода. Дизель-генератор приводил два главных гребных электродвигателя мощностью по 6 тыс.л.с, столько же электромоторов экономичного хода по 2 тыс. л.с, а также подзаряжал четыре группы аккумуляторов.

На кораблях 651 проекта впервые в нашем флоте попробовали применить серебряно-цинковые батареи с большей емкостью, чем традиционные свинцово-кислотные. Для них внедрили систему дистанционного контроля за состоянием элементов. Новыми батареями оснастили три первые лодки, но при эксплуатации выявились некоторые сложности, поэтому на остальных пришлось ставить старые, менее емкие, зато более надежные. Движителями служили малошумные гребные винты, помещенные в насадки.

Через некоторое время выяснилось, что крылатые ракеты П-5 не совсем удовлетворяют моряков. В частности, их не устраивала система надводного старта, ведь, всплыв на поверхность, лодка в известной мере утрачивала свое основное качество — скрытность. Недостаточной оказалась и точность поражения сухопутных объектов — вероятное отклонение от цели достигало 3 км, что мог компенсировать лишь сверхмощный ядерный заряд. П-5 попробовали улучшить, в частности, оснастив в 1959 г. системой радиолокационного самонаведения, были проведены и некоторые другие усовершенствования. В конце концов, решили ограничиться только П-6 и в 1966 г. П-5 сняли с вооружения.

«Подводные лодки проекта 651 были первыми серийными дизель-злектрическими, предназначенными для поражения морских целей ракетами, — отмечал видный советский кораблестроитель, профессор, вице-адмирал В.Н.Буров. — По оружию, радиотехническому оснащению, энергетической установке, корабельным системам и механизмам они превосходили все существовавшие тогда дизель-электрические подводные лодки». Они же стали предшественницами современных субмарин, оснащенных ядерными силовыми установками и куда более эффективными крылатыми ракетами. Что же касается размещения контейнеров для П-5 и П-6 то, насколько известно, ничего подобного в иностранных флотах не было.

К концу 80-х гг. лодки 651 проекта считались уже устаревшими.

Игорь БОЕЧИН