«Техника-молодежи» 1996 №2, с.30-35


ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

«Международную орбитальную станцию "Альфа" еще и строить не начали, а разговоров вокруг нее... Вот и "ТМ" не осталась в стороне (№ 11 за 1995 г.). На какой стадии находится ныне осуществление проекта?.. Почему вокруг столько шума?»
О.Товпыго, кандидат технических наук (г.Запорожье)


Вадим
Чернобров,
инженер
ПРОЕКТ
"АЛЬФА"— первый блок
"суперстанции"
скоро будет готов
Обычно новый орбитальный комплекс начинают строить с того, что в космос выводят основной модуль. ( У нас это были сначала "Салюты", а последнее десятилетие — "Мир"). К нему и стыкуют затем остальные модули — исследовательские, транспортные и т.д.

Ныне, если все пойдет по первоначальному плану, схема может измениться. Первоначальным ядром международной космической станции "Альфа" станет функциональный грузовой блок (ФГБ) массой 21 т. Его еще иногда называют "космическим буксиром", поскольку он способен в случае необходимости перевезти весь комплекс на новую орбиту.

Сотрудники Государственного конструкторского научно-производственного центра — ГКНПЦ им. Хруничева, находящегося в 15 мин езды от Кремля, оценивают готовность его "более, чем на треть". Оставшиеся две трети, по свидетельству генерального директора Центра Анатолия Киселева, будут готовы точно в срок, поскольку с финансированием проблем нет, а со сложностями технического плана наши специалисты справляться научились. В данном случае, кроме основной конструкции, изготавливаются шесть полномасштабных стендовых изделий, каждое размером с автобус — на них будут проведены комплексные серии испытаний.

Сам грузовой блок, как и модули, находящиеся на боковых стыковочных узлах "Мира", являются своеобразным гибридом транспортного корабля (ТКС) с модулем "Т". Основную сложность представляют универсальные стыковочные узлы — их на ФГБ три. На них и обращали основное внимание при изготовлении. Но выяснилось, что "сюрпризы" возможны не только там. При первых испытаниях на герметичность обнаружилась течь. Поврежденной оказалась обечайка, то есть боковая поверхность одной из цилиндрических составляющих сварного корпуса ФГБ.

Однако вынужденная заминка не грозит срывом плановых сроков, поскольку все работы по ФГБ до этого времени выполнялись с опережением. Так что после герметизации корпуса, у наших специалистов остается еще достаточно времени, чтобы завершить оставшиеся работы точно по графику.

Первый "кирпич" новой станции доставят на орбиту в ноябре 1997 г. Во время следующего полета к нему пристыкуют американский модуль "Ноуд-1". Тремя месяцами позже с помощью "Протона" на орбиту выведут большой сервисный модуль РКК "Энергия". Для стыковки с ним ФГБ выполнит соответствующее маневрирование; в итоге сформируется комплекс общей длиной около 37 м, с российским и американским модулями с каждой стороны.

Его, на начальном этапе монтажа станции, обеспечит энергией ФГБ. Он же при необходимости осуществит ориентацию "Альфы". А далее, на протяжении всего 15-летнего жизненного цикла станции, блок будет выполнять роль центра по размещению и распределению ракетного топлива (для этого здесь имеются баки общей вместимостью 6,3 т), а также склада для хранения продуктов и запасного оборудования.

Ну а через полгода после стыковки трех объектов на орбиту выведут космический корабль "Союз" — на борту станции появятся первые поселенцы.

Как видите, успех строительства возведения "Альфы" во многом зависит от того, насколько ФГБ реализует заложенные в него возможности.

Чтобы не рисковать понапрасну, российские специалисты пошли проторенным путем, используя максимум готовых узлов, хорошо зарекомендовавших себя в предыдущих конструкциях. Поэтому ФГБ имеет много общего с модулями действующего орбитальной станции "Мир", также построенной Центром им. Хруничева. Точнее, из 30 важнейших элементов конструкции ФГБ, 22 являются аналогами используемых на модуле "Кристалл", а остальные заимствованы из "Кванта-2".

Свои действия наши производственники согласовывают с американскими коллегами. "Мы очень довольны результатами, — говорит ведущий технический руководитель проекта ФГБ от фирмы "Боинг" (официального представителя НАСА) Линдсней Болл. — Мы полагаем, что достигнутый ГКНПЦ им. Хруничева научно-технический уровень станет стандартным для будущих элементов станции, изготовляемых в России..."


Станислав ЗИГУНЕНКО, инженер

ОТ "АЛЬФЫ" ДО "ОМЕГИ"?
"В декабре 1993 г. США совместно с другими странами Запада (9 государств Западной Европы, плюс Канада и Япония), участвующими в создании космической станции "Альфа", предложили России стать партнером данного проекта. Российское правительство приняло предложение, после чего некоторые эксперты стали называть проект "Ральфа", то есть "Русская Альфа", — вспоминает представитель НАСА по связям с общественностью Эллен Клайн.

За два прошедших года сделано не так уж мало. Была определена стратегия изготовления комплекса, начата работа над некоторыми его модулями. Выведен на орбиту и опробован переходник для стыковки американского "шаттла" с российским "Миром". Эксперты даже прикинули, что строительство "Альфа-Р" может быть завершено к 2002 г. и обойдется примерно в 17,5 млрд дол.

"Это очень дешево, — отметил руководитель НАСА Даниэл Голдин. — Если бы мы работали одни, затраты были бы большими. А так, благодаря сотрудничеству с русскими, мы получаем не только политические, но и материальные выгоды..."

Именно финансы, точнее их недостаток, если помните, и заставили НАСА искать себе партнеров. Первоначальный проект — он назывался "Freedom" ("Свобода") — был весьма грандиозен. Предполагалось, что на станции можно будет ремонтировать спутники, и даже космические корабли, изучать функционирование человеческого организма при длительном пребывании в невесомости, вести астрономические исследования и даже наладить производство сверхчистых материалов для микроэлектронной промышленности...

Однако из-за денежных затруднений диапазон задач пришлось сократить. По существу, прежними остались лишь две из них: изучение жизнедеятельности человека в невесомости и ремонт станции. Были уменьшены также и геометрические размеры станции, объем ее помещений. Если по первоначальному плану на ней должны были жить постоянно 8 человек и каждому предназначалась отдельная каюта, то затем численность экипажа была снижена до 6 и отвели ему общий отсек.

Остальное отложено до лучших времен, в том числе и идея создания замкнутого цикла жизнеобеспечения. Как выяснилось, все-таки дешевле завозить воздух, воду и продукты с Земли...

Стороны вроде бы утрясли технические подробности проекта и принялись за работу. По крайней мере, как пишет В.Чернобров, в ГКНПЦ им. Хруничева ведутся интенсивные работы по созданию функционального грузового блока (ФГБ).

Однако последние месяцы намеченные сроки, да и сам проект оказались на грани срыва. Почему? Ранее планировалось, что ныне существующая орбитальная станция "Мир-1" до 1977 г. будет использоваться Россией и США в качестве как бы тренировочной базы. Русские смогут летать туда и обратно на американских "шаттлах", американцы — по 3-4 месяца работать на ней, копя опыт длительного пребывания в космосе. Ну а затем, по мере развертывания "Альфы", в составе которой, среди прочего, будет и "Мир-2", все работы перенесут туда. Старый комплекс законсервируют, и он, в конце концов, закончит свое существование в плотных слоях атмосферы.

Однако такая программа стала давать досадные осечки. То астронавта Нормана Тагарда обвинили было в шпионской деятельности на космодроме Байконур, то двоих его коллег отправили домой после нескольких недель подготовки... Официально их списали из-за несоответствия физических параметров: один оказался на 5 см выше установленного предела, другая — на 3 см ниже. Между тем условия в спускаемом аппарате нашего старичка "Союза" таковы, что если космонавт не укладывается в заданные параметры по росту и весу, это грозит ему серьезной травмой спины при приземлении.


Однако приняв объяснения к сведению, американцы все-таки позволили себе изумиться: "Неужто обо всем нельзя было известить заранее? Зачем люди потратили столько времени на подготовку, изучение русского языка и т.д., если можно было отклонить неподходящие кандидатуры сразу?.."

Теперь НАСА оказалось в затруднении, поскольку из 88 ныне действующих американских астронавтов большинство готовятся к краткосрочным полетам на "шаттлах". Для длительных экспедиций на борту "Мира" остается не более 14 потенциальных кандидатов. Причем мало кто из них изъявляет желание отправиться в Россию, чтобы провести год в изматывающих тренировках, а потом еще 3-4 месяца находиться в тесных отсеках устаревшей орбитальной станции. "Если учесть, что астронавт должен знать и русский язык, то подходящих кандидатур практически нет", — разводит руками заведующий подготовкой астронавтов НАСА Дэвид Лессман.

И это, как говорится, еще цветочки... Последнее время озабоченность американской стороны вызывает тот факт, что Российское космическое агентство хотело бы пересмотреть некоторые технические условия проекта "Альфа". Суть изменений заключается в следующем. Наши специалисты полагают, что незачем пока строить и отправлять в космос "Мир-2", тратя огромные средства. "Мир-1" ведет себя молодцом и вполне может послужить еще лет пять, а то и больше..." — дружно заявляют они.

Вроде бы, логично. Но вот что говорят американцы: "Мы заключили нечто вроде брачного контракта. И когда вдруг выясняется, что вместо юной невесты подсовывают даму, уже 10 лет находящуюся в употреблении, жених вправе воздержаться от венца..."

Не случайно поэтому во время одного из последних полетов "шаттл" совершил облет станции "Мир-1" — американцы хотели собственными глазами убедиться, каковы кондиции предлагаемой "невесты". Полученные снимки, видеопленки тщательно изучаются экспертами НАСА.

Сборка модуля ФГБ в ГКПНЦ им.Хруничева практически завершена... Российские специалисты ведут монтаж и других модулей. Американские эксперты остались довольны осмотром: двигатели ориентации ПГД смонтированы на совесть.

Не остаются бездеятельными и европейские партнеры. "Нам уже в который раз приходится заново планировать свою квоту участия в проекте "Альфа", — сетует генеральный директор Европейского космического агентства Жан-Мари Латон.

Недовольные тем, что, благодаря внедрению российских специалистов, европейцы оказываются даже не на вторых, а на третьих-четвертых ролях, немецкие промышленники решили разыграть "китайскую карту", договорившись в Пекине об усилении сотрудничества в космической области. Для начала оно касается лишь запуска спутников, а там — кто знает...

"На тот случай, если глобальная станция по каким-либо причинам все-таки не будет введена в действие, нам следует рассмотреть и другие сценарии", — прямо говорит Латон. А западная печать, недолго думая, назвала участие в совместных с Россией космических проектах "русской рулеткой". И дело тут не только в том, что в Плесецке не столь давно "завалили" коммерческий запуск двух иностранных спутников. Эксперты полагают, что политическая, экономическая и военная ситуация в нашей стране весьма нестабильна. Внутри военно-промышленного комплекса, к которому относятся и предприятия космического профиля, продолжается "мышиная возня" — треть специалистов, с которыми они раньше контактировали, уже ушли со своих постов.

Настороженность западных экспертов вызывает и тот факт, что основной космодром, с которого намечено вести запуски ракет-носителей "Энергия" и "Протон" по программе "Альфа", находится не в России, а на территории сопредельного государства. "Это сегодня президент Казахстана Норсултан Назарбаев дает согласие на эти запуски, — рассуждают они. — А что будет, если завтра он передумает или на смену ему придет другой?.."

Есть определенное недовольство и среди наших специалистов. "Уже одно длительное пребывание Нормана Тагарда на боргу орбитальной станции принесло нам больше вреда, нежели пользы, — полагают они. — Теперь американцы получили сведения, как поддерживать физическую форму космонавтов в условиях многомесячного орбитального полета. Уникальные методики, на которые были положены миллионы рублей и годы работы , достались им, по существу, бесплатно. И то ли еще будет..."

В самом деле, многие пятилетки советские люди, отдавая на развитие космонавтики рубли из своих тощих кошельков, взамен получали хотя бы право гордиться тем, что мы умеем делать то, на что не способны иностранцы. Теперь же бывшие лунные двигатели НК-33 испытывались на стендах Сакраменто. Готовят к продаже за океан двигатели РД-180. Программа "Буранов", похоже, закрыта навсегда. Поработав с нами в одной "упряжке", американцы получат и достаточно полные представления о российских методиках, технологиях и т.д., касающихся долговременных орбитальных станций. Не останемся ли мы у разбитого корыта после того, как программу "Альфа" завершат?

Тем более, что в дальнейшем специалисты США могут и отказаться от международной кооперации. Так заставляют думать следующие факты.

Во-первых, они, как известно, большие "доки" по переманиванию "мозгов". Поработав с ними, захотят ли наши ведущие специалисты возвратиться потом к спартанскому быту отечества, в нищету российских лабораторий? Вспомните хотя бы академика Роальда Сагдеева, бывшего директора Института космических исследований АН СССР, ныне профессора Мэрилендского университета...

Во-вторых, в Штатах усиливается скепсис по отношению к самим орбитальным станциям. Например, коллега того же Сагдеева по университету, профессор физики Роберт Парк опубликовал в "Нью-Йорк Таймс " статью, в которой вообще отрицает научную ценность исследований на обитаемых орбитальных комплексах.


"Как-то я спросил бывшего руководителя советской программы космических исследований (явный намек на Р.Сагдеева — С.З.), что делают космонавты на "Мире" целыми днями." Они пытаются выжить", — ответил он. Воистину, мало что другого остается людям в орбитальном "доме". Имея на борту барахтающиеся человеческие существа, космические платформы становятся слишком нестабильными для проведения высокоточных астрономических наблюдений или изучения Земли из космоса".

Так что, получается, за "Альфой" вовсе не обязательно должна последовать "Бета"... И так далее, вплоть до "Омеги". Каждое из космических государств вполне может пойти своим путем. Но где нам взять для этого деньги? Выход подсказывает тот же Р.З.Сагдеев. "Мне трудно поверить, что в стране нет средств, после того, как я увидел неподалеку от своего бывшего института новенький небоскреб "Газпрома", стоящий по меньшей мере миллиард долларов", — заметил он в недавнем интервью.

А ведь академик еще не вспомнил и о таких явлениях смутного времени, как чеченская война, которая за год сожрала столько средств, что этих денег нашей космонавтике наверняка хватило бы до скончания века!


Фото НАСА, В. Черноброва и А.Хрупова



ЖИЗНЬ В КОСМОСЕ
Сергей АЛЕКСАНДРОВ, аспирант
Станислав НИКОЛАЕВ, инженер


Если проектирование и сооружение станции "Альфа" породило множество финансовых и научно-технических проблем, то ее совместная эксплуатация уже сегодня заставляет думать о том, как преодолевать барьеры языковые, гигиенические, гастрономические, бытовые... Ведь люди остаются людьми, даже если судьба заносит их воистину на космическую высоту.

РАСПОРЯДОК ДНЯ. Станция будет совершать полный оборот вокруг Земли примерно за полтора часа. Таким образом, день сменяется ночью каждые 45 мин. Жить в таком ритме человеческий организм не приучен, нужен более размеренный, удобный распорядок. Поначалу наши космонавты подчинялись "скользящему графику" — день наступал, когда их обитель попадала в зону видимости НИПов — наземных измерительных постов. С 80-х годов, в первую очередь благодаря судам, на которых было установлено оборудование для космосвязи, сеть НИПов стала глобальной, что позволило экипажам жить по московскому времени, в одном ритме со специалистами ЦУПа, расположенного в подмосковном Калининграде.


Схема кругооборота воды и воздуха на станции: 1 — активатор поглотителя СO2; 2 — потоки воздуха; 3 — контроль кругооборота атмосферы: 4 — поглотитель СO2; 5 — производство питьевой воды; 6 — баллончики для питья; 7 — контроль состава воздуха; 8 — источник кислорода; 9 — техническая вода; 10 — процессор для получения технической воды; 11 — выделение пота; 12 — процессор для утилизации урины; 13 — утилизатор отходов; 14 — пути потребления и выделения воздуха и влаги.

Ныне для обеспечения круглосуточной связи с экипажем на орбите и суда не нужны; их заменили геостационарные спутники-ретрансляторы. Зато возникла проблема другого порядка: какое поясное время установить международному экипажу? Московское? Вашингтонское? Или, быть может, средневропейское?.. Специалисты думают, обсуждают, предлагают варианты...

А вот еще одна тема для раздумий. На Земле каждый волен заниматься зарядкой или нет; американцы, кстати, ее не делают, считая бесполезным времяпрепровождением. Для действительной разминки мышц, приведения организма в соответствующий тонус, полагают они, нужны более серьезные нагрузки. В космосе же физическими упражнениями приходится заниматься всем. И чем дольше живет человек в невесомости, тем большую часть активного времени он должен отводить для этого. В среднем 2-3 ч каждый из членов экипажа должен проводить на тренажерах. Отсутствующую силу тяжести заменяют резиновые амортизаторы, пропущенные через блоки и прижимающие человека, например, к "бегущей дорожке". А это, в свою очередь, заставляет думать о составлении графика занятий. Приходится считаться и с тем, что во время упражнений вся станция ходит ходуном, значит на этот период не стоит планировать особо точные эксперименты...

Очередной вопрос: когда и как космонавтам спать? Поначалу и здесь преобладал "скользящий график": считалось, что кто-то постоянно должен находиться на вахте. Кроме того, если часть экипажа посменно бодрствует, число спальных мест можно делать меньшим. Однако на практике выяснилось, что работоспособность людей при таком распорядке ухудшается. Никто не может толком выспаться, когда рядом другие занимаются какими-то делами — ведь станция и по сей день не поделена на отдельные каюты. В итоге было принято мудрое решение: пусть отдыхает весь экипаж сразу. При необходимости их разбудит автоматика или дежурные операторы ЦУПа с Земли.

Спать в космосе в принципе можно где и как угодно — на потолке, стоя или просто зависнув в воздухе... Однако космонавты, как правило, отдыхают в гамаках, пристегнувшись привязными ремнями. Иначе можно попасть в неприятную ситуацию. Это заметил еще писатель-фантаст А.С.Беляев. Помните, Ариэль однажды заснул в воздухе и ветер занес его так далеко, что он потом с трудом отыскал дорогу обратно?.. На станции, конечно, не заблудишься. Но мало приятного и очнуться рядом с вентилятором, куда спящего непременно притянет воздушный поток.

Вентилятор же работает круглосуточно потому, что иначе в космосе не решить проблему воздухообмена; привычные на Земле процессы конвекции в невесомости не действуют. Даже пот, выделенный на тренировках, собирается на теле крупными каплями-горошинами, удалить которые можно лишь полотенцем.

Поэтому, кстати, и утреннее умывание на орбите непохоже не земное. Космонавты просто протирают лицо и руки салфетками, пропитанными специальным лосьоном. Зубы чистят электрической зубной щеткой. В США для таких целей сконструирована даже специальная щетка-тюбик. Нажмешь на ручку, и на щетинках появится нужное количество пасты.

Бреются космонавты электробритвами со специальными насадками для вакуумного отсоса срезанных волос.

ЧЕМ ДЫШАТЬ? И проблема распорядка — еще не самая трудная. Когда в 1975 г. проводилась первая международная экспедиция "Аполлон-Союз", специалистам пришлось согласовывать не только параметры стыковочных устройств ( для этого послужил специальный переходной модуль), но и ...состав атмосферы. Дело в том, что американцы тогда применяли на своих кораблях практически чистый кислород при пониженном давлении; у нас же использовали воздух. И при стыковке пришлось прибегнуть к некоему "среднему арифметическому": понизить давление в отсеке нашего корабля, добавив кислорода, и повысить его в американском за счет введения азота. Ныне, правда, американцы сочли за благо перейти на воздух; кислородная атмосфера, кроме всего прочего, еще и очень пожароопасна. Так что эта проблема, как будто, снята. Зато остались другие.

Человек, как известно, при вдохе забирает из окружающего воздуха некую толику кислорода, выделяя взамен при выдохе такое же количество углекислого газа. Кроме того, все мы — существа теплокровные; излучаем в пространство энергию, а также влагу в виде водяного пара.

На Земле выдыхаемый углекислый газ опускается вниз под действием сил гравитации, поскольку имеет большой удельный вес. А нагретый телом водяной пар, напротив, поднимается вверх, конденсируясь затем в верхних слоях атмосферы. В невесомости же такая механика бездействует; поэтому , чтобы люди не задохнулись и не перегрелись, денно и нощно должны работать вентиляторы. Кроме того, в вентиляционный цикл приходится включать теплообменники, поддерживающие температурный баланс, и специальные регенераторы, которые забирают из воздуха излишнюю углекислоту, добавляя необходимое количество кислорода.

Сконденсированые водяные пары потом используются, скажем, для мытья рук, работы душевой установки...

О ЕДЕ, ПИТЬЕ И Т.Д. Пить и есть в невесомости научились довольно быстро. Да и то сказать, невелика хитрость — выдавить себе в рот содержимое пластиковой тубы. Однако полеты становились все более длительными, и то, что было приемлемо при нахождении в космосе несколько суток, уже не годилось для длительной жизни в невесомости. Кому хочется месяцами потреблять пищу, более пригодную, пожалуй, для грудного младенца?

Космические рационы стали составлять из обычных земных продуктов. Только пакуют их по-особому. Буханки хлеба, например, такие микроскопические, чтобы каждую можно было отправить в рот одним махом. Иначе крошек не оберешься. И они будут плавать в воздухе, норовя попасть в дыхательные пути.

Небольшими порциями, рассчитанными на единовременное потребление, расфасованы мясо, сыр, рыба и т.д.

Наибольшие хлопоты, пожалуй, оказались связаны с водой. Представьте себе ситуацию: пластиковый баллончик с трубкой и загубником, из которого влага выдавливалась прямо в рот, опустел. Что делать? На Земле — никаких проблем: подставил баллончик под кран и наполнил его снова. А вот когда А.А.Серебров и А.С.Викторенко попробовали осуществить подобную операцию в космосе, то жидкость, пущенная струей прямо в горлышко емкости, начала выталкивать из сосуда воздух. А вместе с ним и капли влаги, попавшие с первой порцией... Словом, жидкость как бы сама себя выдавливала из сосуда и его никак не удавалось заполнить. Так что пришлось, в конце концов, пойти на хитрость. Тонкую струйку направляли на стенку сосуда, а там в дело вступали силы поверхностного натяжения. Жидкость, смачивая стенки, прилипала к ним, и сосуд заполнялся.

Сама по себе вода, доставляемая на орбиту, тоже потребовала определенных забот. Во-первых, из нескольких десятков источников водоснабжения в Москве и Подмосковье, только две скважины удовлетворили полному перечню предъявляемых санитарных требований. Во-вторых, даже такая, сверхчистая вода, если хранить ее месяцами, может протухнуть. Чтобы избежать этого, специалистам пришлось изучать опыт отцов церкви, обеззараживать ее, например, с помощью ионов серебра.

Душ в космосе принимают так. Душевая представляет собой малую аэродинамическую трубу с пластиковыми стенками и водонепроницаемой молнией-застежкой. Через трубу прокачивают теплый влажный воздух — он-то и омывает тело. Использованная вода собирается в специальных контейнерах, очищается и затем используется повторно.

Когда принимают душ, обязательно прикрывают глаза герметичными очками, как у пловцов. Иначе мыльная вода обязательно попадет в глаза; ведь она, из-за того же поверхностного натяжения, сплошным слоем обволакивает все тело. А дышат при этом через специальный шланг с загубником , как у аквалангистов.

Еще одна существенная проблема связана с "обратным продуктом", т.е. калом и мочой. Сотрудники НПО "Звезда", занимавшиеся космической ассенизацией, рассказали нам немало анекдотов на эту тему. Ну а если говорить серьезно, отсутствующую силу тяжести удалось заменить вакуумным отсосом, применить и другие хитрости. В результате стоят космические унитазы астрономические суммы. Американский, к примеру, обошелся в 23 млн дол. (подробности см. в ТМ" № 9 за 1994 г., с.49)

СИДЕТЬ ТУТ НЕ ПРИХОДИТСЯ. В невесомости, как вы уже поняли, нет разграничения на "верх" и "низ". Оборудование с одинаковым успехом можно размещать не только на полу, но и на стенках, потолке. Для облегчения ориентировки внутренние поверхности станции красят в разные цвета — кремовый, салатовый, коричневый, серый.

Если на Земле возле каждого рабочего места обычно ставят стул или кресло, то в космосе сидеть так же неудобно, как и стоять. Работающие попросту висят в воздухе. А чтобы их не сносило в сторону потоком воздуха или отдачей при движении руками или ногами, всякий раз приходится фиксироваться — просовывать ноги в специальные лямки, или , на худой конец, держаться за поручень.

Выполнив очередную работу, космонавты сообщают о ее результатах на Землю, пользуясь наголовными гарнитурами с микрофоном и наушниками, а самые важные сведения записывают в бортовой журнал. Кстати, как вы думаете, годятся ли в космосе обычные шариковые ручки? Оказывается, нет, поскольку паста к шарику поступает опять-таки под действием силы тяжести. Для космонавтов сконструированы капиллярные ручки, в которых используются все те же силы поверхностного натяжения, или шариковые ручки с "наддувом", когда паста нагнетается поршнем с пружинкой.

Ручки, карандаши и иные инструменты приходится к себе привязывать, например, с помощью тонких лесок, завитых спиралями. Иначе ищи-свищи их по всему отсеку.

В невесомости удобнее не ходить, а как бы плавать, точнее — летать, отталкиваясь руками и ногами от стенок. В.И. Севастьянов как-то демонстрировал шерстяные носки, продранные на мизинцах, — именно мизинцами ему оказалось удобнее всего отталкиваться при передвижении.

Не совсем обычны в космосе и позы. Нейл Армстронг в свое время пошел по Луне "походкой усталой обезьяны" — полусогнувшись. Та же поза, как показал опыт, удобна и в невесомости. Теоретики объяснили почему — таким образом человек стремится оставить центр масс своего тела в привычном месте.

ЛИЧНОЕ. Ничто человеческое не чуждо космонавтам. У них есть свои привычки, странности и т.п. Кое-кто не в силах бывает расстаться с любимыми вещами, своего рода амулетами. Поначалу начальство пыталось бороться с подобными проявлениями, издавая категорические приказы: "На борт — ничего лишнего не брать!.." Но приказы эти, как часто бывает, помогали мало, и в конце концов на них махнули рукой. Более того, ныне космонавтам официально разрешают брать в полет личные вещи — книги, фотографии близких, аудио— и видеокассеты...

Некоторые этим разрешением пользуются весьма своеобразно. Один из наших космонавтов, например, под великим секретом поведал, что был первым, кому удалось провезти на орбиту спиртное. "Для снятия стрессов — отличная вещь,"— пояснил он. Но категорически отказался сообщить, как ему это удалось: "Способ надежный, еще другим пригодится..."



ЧТО ХОРОШЕГО НА "МИРЕ?

Хотя Норман Тагард полностью оплатил компании Delta Air Lines маршрут "Хьюстон — Москва — Хьюстон", обратный авиабилет так и не понадобился... поскольку его дорога домой пролегла через околоземное пространство. Туда его унес вместе с Геннадием Стрекаловым и Владимиром Дежуровым стартовавший 14 марта 1995 года российский корабль "Союз", а после 115-дневного пребывания на космической станции "Мир" вся троица отправилась обратно на борту «шаттла» Atlantis, приземлившегося в Kennedy Space Center 7 июля.

Таким образом, впервые в истории человечества космические путешественники покинули Землю и спустились на нее на разных кораблях; но что более важно, Тагард приобрел опыт длительного пребывания в невесомости, бывший ранее исключительным достоянием русской космонавтики. Теперь его в срочном порядке предстоит освоить американским астронавтам!

Впечатлениями об этой совместной экспедиции Норман поделился с научно-популярным журналом POPULAR MECHANICS.

— Чем, по вашему мнению, отличается старт "Союза" от старта «шаттла»?

— Да почти ничем. Ускорения примерно те же, но русский противоперегрузочный костюм легче нашего, а подушка подогнана под форму тела — и в этом смысле "Союз" комфортабельней «шаттла». Поскольку мы долетели до станции всего за два дня, у меня не возникло никаких проблем, хотя там действительно очень тесно. Кстати, подогрев пищи не предусмотрен, и полетный рацион состоит исключительно из холодных закусок. У космонавтов принято перед стартом ставить клизму, и на борту "Союза" они практически не пользуются санитарными удобствами.

— Каковы ваши первые впечатления от космической станции "Мир"?

— Я сразу же попытался унюхать какой-нибудь специфический запашок, но атмосфера "Мира" пахнет лишь чистотой и свежестью. Если говорить об интерьере станции, то нельзя не заметить, что она уже 9 лет болтается на орбите... С другой стороны, как место длительного обитания "Мир" заслуживает самых высоких оценок, будучи весьма просторным и комфортабельным.

— А как обстоят дела с чистотой и гигиеной?

— Совсем неплохо, поскольку, по крайней мере, раз в неделю все тщательнейшим образом протирается. Среди астронавтов ходили слухи, что на "Мире" завелась плесень, но лично я ничего такого не заметил. Мы регулярно высевали на питательную среду образцы пыли с поручней, обеденного стола и так далее, и могу подтвердить, что за 5 дней роста ни одна колония бактерий или грибков не дотягивала до размера покерной фишки.

— Кажется, ходили еще более упорные слухи о тараканах?

— Не видел ни единого экземпляра! Думаю, если б они действительно существовали, то за 4 месяца непременно попались бы мне на глаза.

— Что вы можете сказать о проблеме питания на "Мире"?

— Да, с едой у нас действительно были проблемы... Видите ли, абсолютно все упаковки пищевого рациона, предназначенного для нашей команды, имели штриховую маркировку, чтобы каждый мог в научных целях вести строгий учет поглощаемых им продуктов. Так вот, проблема состояла не в том, что еда была дерьмовой, как это расписывала пресса, хотя лично я никогда не делал подобных заявлений. Основная проблема — причем для всех троих — заключалась в том, что в готовых пайках оказалось довольно много продуктов, которые мы обычно не употребляем. Я, например, терпеть не могу консервированной рыбы! Но подводить ученых мне тоже не хотелось, и я честно питался только маркированными пайками, выбрасывая при этом примерно треть своего рациона, так что в конечном итоге потерял 17,5 фунтов (7 кг)... Хочу еще раз подчеркнуть, что это была отнюдь не личная проблема Нормана Тагарда, поскольку пайки, которыми нас снабдили, не устраивали всех троих. Но Владимир с Геннадием не захотели терять вес и потому без ограничений питались продуктами из немаркированных запасов, я же предпочел выполнить желание ученых и в результате похудел.

— Что вы можете сказать о спецкостюмах, нейтрализующих биологические эффекты невесомости, то есть об американском LBNP (Lower-Body Negative Pressure) и русском "Чибисе"?

— "Чибис" заметно удобнее... Он легко надевается и снимается, да и установка режима занимает меньше времени, но в случае потери веса, как это было со мной, держит давление хуже, чем LBNP. Разумеется, у Геннадия и Владимира с "Чибисом" все было в полном порядке.

— Чем различаются русские и американские тренажеры?

— Если говорить о велосипедах, то они практически идентичны. Что касается беговых дорожек, я считаю, что американская работает очень хорошо, но все же нуждается в некоторых усовершенствованиях. Скажем, жидкокристаллический дисплей слишком приближен к глазам, и я не мог прочесть его показания без очков... А какой же нормальный человек станет бегать трусцой в очках?! И еще: у нас удерживающие бегуна растяжки закрепляются спереди и сзади, а у русских — по бокам, и я убедился, что так намного лучше. На нашей дорожке то и дело задеваешь пятками за заднюю растяжку!

— Были ли у вас проблемы с общением, и если да, то какого рода?

— Знаете, что происходит при наличии языкового барьера? Ты понимаешь, что не стоит и пытаться передать собеседнику какие-либо тонкости, все равно ничего не получится. А поскольку самое главное — это сохранить добрые отношения между членами команды, то всячески избегаешь ситуаций, которые могут закончиться ссорой. К примеру, я ни разу не вмешивался в разговор, когда Владимир и Геннадий обсуждали положение в Чечне.

— Сколько времени вам понадобилось, чтобы полностью адаптироваться к земной гравитации?

— Можно сказать, что нисколько. Не знаю, почему это произошло так быстро, ведь после полетов на «шаттле» было иначе, и в первую ночь на Земле мне все казалось, что я куда-то плыву, качаясь на волнах. Как ни странно, но впервые лежа в кровати после 115-дневного пребывания в невесомости, я ощущал только то, что лежу в кровати на Земле... Однако первоначальное чувство тяжести оказалось куда хуже, и сохранение равновесия давалось мне намного труднее, чем после «шаттла».

— Подводя итоги, какие выводы вы сделали на будущее?

— Во-первых, человек должен иметь право голоса при составлении собственного пищевого рациона! А во-вторых, следует позаботиться, чтобы там, наверху, у вас было более чем достаточно осмысленной работы — и тогда все психологические проблемы решатся сами собой.



Перевод Эллы АКВИТАНСКОЙ