«Техника-молодежи» 1996 №12, с.34-35


НЕСЕРЬЕЗНЫЙ РЕПОРТАЖ

«БУРАННЫЙ ПОЛУСТАНОК» В ЦПКиО

Посолиднел, заматерел Герман Степаныч. Кабы не табличка на столике перед его креслом, нипочем не узнал бы в этом плотном холеном джентльмене с безукоризненным пробором в седине лихого майора начала 60-х — космонавта-2 Германа Титова. На этот раз он предстал перед журналистами в качестве президента АО "Космос — Земля», устроившего в московском ЦПКиО им. Горького не вполне ординарное шоу под названием «Космическое путешествие»

Атрибутов реального полета в космос собрали там не так уж много, но, главное, орбитальный корабль «Буран», пассажирами которого нам предстояло стать в тот день, был настоящим. И даже раскрасили его не ярко, по-антракционному, а оставили черно-белым. как доброе старое кино.

Заранее оговорюсь, что весь этот репортаж "со звериной серьезностью" — считаю не вполне уместным: шоу оно и есть шоу.

А началось все с того, что позвонил старый знакомый из Института медико-биологических проблем и спросил, не хочу ли я слетать в космос, да вкусить заодно космических яств, и с интересными людьми пообщаться... Заподозрив, что меня пытаются склонить к участию в очередном их медицинском эксперименте — полежать 4 месяца чуточку вниз головой да еще при этом что-то делать, я ответил: увы. здоровье, мол, не позволяет, Когда же выяснилось, что ничего этакого не требуется и нужно лишь в урочный день и час съездить в парк культуры, где ничего головокружительного вытворять со мною не будут, — согласился.

ЗВЕЗДНЫЙ БИЛЕТ-. Мне вручили шикарный билет с изображением «Бурана» — трехстворчатый и продолговатый, как билеты на международных авиалиниях. По нему и прошел к установленному на набережной «Бурану», где и была регистрация — почти как в обычном аэропорте. Однако милые стюардессы в бордово-черно-алюминиевой униформе повели нас не прямиком в орбитальный корабль, а в павильон под куполом. Там-то и увидал преображенного Титова. Телепатирую по-музыкальному (помните «Пиковую даму»?): «Скажи мне, Герман, что с тобою?" — а он, точно как в опере, отвечает тем же способом: «Со мною ничего». Я (увлекшись ролью Томского): «Ты болен?". Он; «Нет, я здоров», Я; «Ты стал другой какой-то, чем-то недоволен».. Он (уже не по по либретто): «Будешь тут... и, кажется, ругнулся, но это слышал лишь мой внутренний голос.


Так выглядит московский «Буранный полустанок» с высоты птичьего полета.
Фото Александра КУЛЕШОВА.


ПОД КУПОЛОМ с нами проделали (к счастью, довольно споро) все, что было заранее обещано. Какой-то космический генерал вещал с телеэкранов, что нам предстоит почти настоящее космическое путешествие. Потом Герман Степанович и другие устроители «Космического путешествия» напутствовали нас и, естественно, поминали о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться.

Из тех речей мы узнали, что:

необычный аттракцион (по соседству с обычными) создан, прежде всего, с культурно-просветительными целями;

энтузиасты из АО «Космос — Земля» с большим трудом отыскали годный хотя бы к такому использованию образец «Бурана»;

участниками проекта стали многие предприятия «космической индустрии», институты тоже;

экскурсия в космос длится час — «с полной имитацией полетной среды: старта, выхода на орбиту, полета и посадки, частичным воспроизведением условий перегрузки и невесомости»...

Полноты обещанных ощущений, сразу скажу, я не испытал.

Но прежде всем нам, обладателям красивых билетов, надели на запястья браслеты для медицинского экспресс-обследования и всех без исключения признали годными к имитационному полету, о чем выдали распечатанные на компьютере свидетельства. после чего по настоящему трапу запустили в почти настоящий — без двигательной установки, горючего и с телеэкранами вместо иллюминаторов — белоснежный, но с черным пузом, — Буран .

«В КОРАБЛЬ идут лишь те, кто зарегистрировал официальные пригласительные билеты», — вещал женский голос. Предупредительные стюардессы рассадили нас по нумерованным, но не слишком удобным креслам, вначале — зафиксированным на месте. После «старта» они начнут болтаться вдоль и поперек — две степени свободы обеспечивает подвеска. Девицы — имитаторши экипажа суетятся, велят ремни пpистегивать, что вполне привычно.

Мое 30-е место довольно далеко от пилотской кабины. Вижу только, что кресла приборной панели занимает какой-то парень в кожаной куртке и одна из девиц униформе. Там же стоит скафандр — натуральный, головастенький. Потом пилотскую кабину от нас закрыли двухметровым телеэкраном, на котором, как и в «иллюминаторах», показывали потом космические пейзажи.

Места в хвостовом отсеке (для почетных гостей?) заняли ГС.Титов и бывший солист Большого театра тенор Антон Григорьев, давнишний его друг-приятель, Думаю, неужто петь будет: «Он сказал, поехали и махнул рукой»?.. Но до этого не дошло.

СТАРТ. Его имитация — вполне театральная. На мониторах, что вместо иллюминаторов, показывают последние моменты подготовки корабля. Отсчет времени, команда — «Пуск!» — и... Здесь приходит в голову другая песня: «И снится нам не рокот космодрома»...

Какой, к черту, рокот — натуральный рев из динамиков, да еще одновременно тряска пошла, а еще для пущей убедительности, вроде для задымления, в салон углекислого газа, как в спектакле «Юнона и Авось», подпустили. Одновременно из спинки кресла выдвинулась какая-то штуковина и стала давить на поясницу, прижала к ремням. Ощущение не из приятных. «Сидим, как птенчики, на бюллетеньчике»... Трясемся, наклонясь вперед.

НА ОРБИТЕ, тем не менее, оказались. Уф-ф-ф!.. На экранах земные виды из космоса показывают. Массивы гор — как морозный узор на стекле. Голубизна океанов — хор-р-р-о-шо! Да и толкатель с поясницы убрали. Правда, кресло все равно болтается, особенно, когда хочешь что-то сказать, благо шум прекратился, прелестной соседке слева.

Минуты три спустя, стюардессы вновь забегали по проходам — потчуют гостей космической пищей (бородинский хлеб в виде микробуханочек размерами примерно 1 х 1 х 2 см, печенье, консервы, шоколад и даже боевые сто грамм — «Рябины на коньяке» калужского производства в пакете-непроливайке). На всякий случай фиксирую седло, уперевшись ступней в стойку кресла предыдущего ряда. Получилось!

Космическая идиллия длится недолго. Голос в динамике извещает нештатную ситуацию — какой-то сумасшедший астероид устремился к Земле, и мы должны его расстрелять, дабы спасти человечество, Рев, суета, на большом экране спереди — названный объект в прицеле, одним словом, «Звездные войны». Девицы в панике. Но — наш героический журналисткий экипаж и с этой задачей справился.

Правда, суеты — у исполнительниц ролей стюардесс — было многовато, чувствовалось, что среди создателей шоу не оказалось профессионального режиссера, да и актерских данных большинству длинноногих красавиц не всегда хватало, Однако, повторяю, все обошлось, и мы пошли на посадку.

ПОСЛЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ, наконец-то, можно было посмотреть устройство пилотской кабины — она очень похожа на самолетную, но, вроде, попросторнее...

Ну а в заключение нашего шоу дельтавидные крылья «Бурана» были обстреляны — пробками из-под шампанского, И политы им немного, по морскому обычаю, чтобы земная — раэвлекательно-познавательно-коммерческая жизнь корабля сложилась поудачнее, чем космическая.

Теперь покататься на «Буране» можно всем — за сумму, равнозначную 35 долларам, если по полной программе. Детям и пенсионерам — подешевле, а иногда и вовсе бесплатно. Так утверждают устроители.

Раз в жизни, наверное, стоит испытать эти «космические иллюзии». Но не ждите обещанной полной или почти полной имитации полета — ее, скорее всего, не будет даже после того, как по соседству откроют «космический» ресторанчик: шоу есть шоу. Даже если оно сделано в основном с просветительными целями.

Владимир СТАНЦО