«Техника-молодежи» 1994 №2, с.12-13


Николай ЯКУБОВИЧ,
инженер
г. Калининград Московской обл

ЖЕСТКАЯ ПОСАДКА

В 1934 году, после рекордного полета на высоту 22 тыс. м, погиб экипаж стратостата «Осоавиахим-1». Кинохроникеры запечатлели, а газетчики подробно описали, как этот летательный аппарат стартовал, а потом о похоронах в Кремлевской стене урн с прахом погибших аэронавтов.

Следующее сообщение о подобном полете появилось спустя 28 лет. Неужели за три десятилетия советские аэронавты не предпринимали полетов на сверхбольшие высоты? Только теперь стало известно, что они были. И не один...

Работников авиационного завода имени Н.П. Горбунова вроде бы нельзя было удивить полетами аэростатов воздухоплавательного дивизиона полковника Прокофьева. Но то, что предстало перед ними утром 18 сентября 1937 года, было совершенно необычно — серебрясь в лучах восходящего солнца, медленно поднималась огромная оболочка стратостата «СССР-3», унося с собой гондолу с тремя аэронавтами. Неожиданно она зависла, а потом, все быстрее, «посыпалась» вниз. Было видно, как экипаж поспешно сбрасывал балласт, но предотвратить аварию не удалось — гондола с треском рухнула на заводской стадион...


Вверху — общий вид стратостата «СССР-2» — идет подготовка к полету.
Внизу — устройство стратостата «СССР-3».


Долгие годы мы знали лишь об одной гибели стратостата — «Осоавиахима-1» в январе 1934 года. Но и тогда не раскрыли всей правды. Оказывается, в нашей стране запустили шесть пилотируемых стратостатов, и только «СССР-1» слетал успешно (30 сентября 1933 года). Заслуга в значительной степени принадлежит братьям Николаю и Владимиру Чижевским, под чьим руководством создавались оболочка и гондола. Однако победам нередко сопутствуют неудачи, как было с «Осоавиахимом». Тем не менее в том же 1934 году конструкторы по заданию ВВС приступили к проектированию «СССР-2» и «СССР-3», предназначенных для достижения высоты до 30 тыс. м. Правда, первый так и не полетел — вместо него подготовили дублер «СССР-бис» с оболочкой от «СССР-1» и новой гондолой с парашютом в наружном коробе. Парашют испытали, сбрасывая на 2-тонной бомбе с бомбардировщика ТБ-3. Кроме того, аэронавтов оснастили индивидуальными парашютами.

26 июня 1935 года профессор А. Вериго, инженер Ю. Прилуцкий и командир экипажа К. Зилле поднялись на высоту 16 тыс. м. В официальном сообщении подчеркивалось, что полет «СССР-бис», проводившийся для изучения космического излучения, окончился благополучно. Но...

Из доклада начальнику ВВС РККА командарму 2-го ранга Я.И. Алкснису: «После вполне нормально протекавшего подъема стратостата на высоту 16 тыс. м начался форсированный спуск, вызванный частичным разрушением оболочки в нижней ее части. На высоте 4 тыс. м командир Зилле приказал покинуть кабину Вериго и Прилуцкому на парашютах. Был сброшен балласт.

Зилле, с целью сохранения достижений полета, продолжал спуск на оболочке, находясь на лестнице снаружи кабины, и безукоризненно приземлился. Приборы целы».

Комиссия во главе с членом РВС СССР комкором Р.П. Эйдеманом со своей стороны констатировала: «Одной из причин пожара (оказалось, именно он вызвал «частичное разрушение оболочки». — Н.Я.) могли быть не изученные до настоящего времени явления атмосферного электричества и электризации ткани».

Из проекта приказа наркома обороны К.Е. Ворошилова: «Правительство и партия отметили большое научное значение этого полета, спокойствие и отвагу, проявленные в трудных условиях». Экипаж наградили орденами Ленина, представили и наземный персонал, однако на стол Алксниса легла записка начальника 7 отдела УВС Хрусталева: «Считаю, что дополнительно награждать кого-либо из наземных работников за неудачный полет в стратосферу не следует. Катастрофа не произошла, но только благодаря находчивости самого экипажа, за что они и награждены».

К 8 сентября собирались подготовить и «СССР-3». Его двухслойная оболочка объемом 157 куб.м, сшитая из ткани производства комбината «Красная роза» и подвергнутая специальной химической обработке для устранения статического электричества, должна была доставить аэронавтов Прокофьева, Семенова и Прилуцкого на высоту 25 — 27 тыс. м (первоначально предполагалась оболочка в 300 тыс. куб. м — на 30 — 31 тыс. м). Гондолу БОК-9, разработанную в Бюро особых конструкций под руководством В.А. Чижевского, оборудовали шлюзом для выхода в стратосферу аэронавта в скафандре и аэродинамическим стабилизатором с уложенным в нем гондольным парашютом.

По мнению метеорологов, предпочтительнее было бы стартовать вблизи Пензы или городов Энгельс и Вольск Саратовской области — дело в том, что высота наполненной водородом оболочки достигала 150 м и при ветре в 1,5 — 3 м/с ее могло опрокинуть, следовательно, взлетать можно было только в штиль.
Неудачи преследовали не только советских аэронавтов. На рисунке, взятом из западной печати: американцы спасаются на парашютах из гондолы гибнущего стратостата. В аналогичной обстановке подобным способом пришлось действовать и экипажу СР-2 «Комсомолец».

Заметим, что В.Чижевский предложил упаковать нижнюю часть оболочки в короб над аэродинамическим стабилизатором, что уменьшало высоту стратостата и снижало ограничения по ветру. Сама же гондола устанавливалась на тележку, что облегчало ее перевозку. Старт неоднократно откладывали, и лишь в 1937 году, 28 июля, после разрешения И.В. Сталина, Ворошилов дал «добро» на полет.

«СССР-3» поднялся в 7 ч 50 мин — не под Пензой, а с летного поля воздухоплавательного дивизиона, размещенного в подмосковном поселке Кунцево. Однако на высоте 700 — 800 м при роспуске амортизационного механизма произошло самопроизвольное срабатывание разрывного устройства, служащего для выпуска водорода из оболочки, и стратостат устремился к земле. Посадка получилась весьма жесткой, экипаж, получивший серьезные ушибы и ранения, отправили в Кремлевскую больницу; особенно сильно пострадали Семенов и Прилуцкий. Приехав в Кунцево, Алкснис увидел гондолу, стоявшую на сломанном амортизаторе, и перевернутую оболочку.

А ведь комиссия отметила главную причину: «старт был организован плохо. Работа «прыгунов» (так называли специалистов, которые поднимались на мини-баллонах для осмотра оболочки.— Н.Я.) шла в очень нервной обстановке. Один из «прыгунов» оторвался от шара и спустился по стропу, другой уронил нож и слегка повредил оболочку, что могло отразиться на разрывном приспособлении».

...В 8 ч 7 мин 12 октября 1939 года начался полет стратостата-парашюта СР-2 «Комсомолец», спроектированного и построенного в дирижаблестроительном институте под руководством Т. Куличенко. Это была попытка получить безопасную систему — при необходимости ее оболочка превращалась в огромный парашют. Идею опробовали на небольшом аэростате, но в действительности все произошло далеко не так, как рассчитывали конструкторы.

Через 3 ч 28 мин, когда стратостат достиг 16,8 тыс.м (вместо предполагаемых 18 тыс. м), аэронавты А.А. Фомин, М.И. Волков и А.Ф. Крикун отправили по радио рапорт Сталину, который почему-то не попал по адресу. Уже при снижении, на высоте 9 тыс.м, на оболочке возник разряд статического электричества, загорелся водород, теперь ее нельзя было преобразовать в парашют. Аэронавты попробовали открыть гондольный, но его купол запутался в подвесной системе. На высоте 4 тыс. м командир экипажа Фомин приказал покинуть гондолу, а сам, сбросив балласт, выбросился из нее с индивидуальным парашютом, когда до земли было 1,5 тыс.м. К счастью, значительная часть аппаратуры, а также собранные сведения уцелели. Тем не менее представление аэронавтов к званию Героев Советского Союза отклонили.

Последний в нашей стране пилотируемый высотный полет состоялся 1 ноября 1962 года на стратостате «Волга». Парашютистам-испытателям Е.Н. Андрееву и П.И. Долгову предстояло проверить авиационные средства спасения на высоте около 25 тыс. м.

В 7 ч 44 мин почти 100-метровое сооружение, стартовав под Вольском, ушло ввысь. Через 2 ч 20 мин гондола достигла 24 458 м. Первым ее покинул Андреев, пролетел почти 23,5 тыс.м, после чего автоматически раскрылся парашют. Вслед за ним прыгнул Долгов, но... из-за крохотной трещины в шлеме произошла мгновенная разгерметизация скафандра. Парашют сработал безупречно, опустив на землю тело погибшего...

На том и завершилась история пилотируемых полетов на отечественных аэростатах в стратосферу.