«Техника-молодежи» 1994 №2, с.10-11


Время — Пространство — Человек

Я — ФУТУРОДИЗАЙНЁР

Наверное, нет нужды особо подчеркивать извечный интерес, который испытывает человек по отношению к будущему. Вопрос: «Что день грядущий нам готовит?» — проистекает отнюдь не из праздного любопытства. Нет, он продиктован необходимостью понять дальнейший ход событий и подготовиться к ним. И в какой-то мере даже изменить их себе во благо.

Давайте заглянем в будущее через призму дизайна — многогранного инструмента, включающего в себя науку, технику, культуру... Попытаемся представить будущее предметной среды, так как именно она сопровождает человека сегодня и будет окружать его если даже и не всегда, то по крайней мере весьма и весьма продолжительное время.

Впрочем, сам термин «будущее» довольно расплывчат. Целесообразно, как это делают, например, с «зарубежьем», подразделить это понятие хотя бы на два:

«Ближнее», где варианты развития достаточно ясны и легко прогнозируемы, а дизайн конкретного объекта легко представить в виде вполне завершенного проекта с вероятностью самой скорой реализации.

«Дальнее», подразумевающее прогнозирование и проектирование предметной среды на более отдаленную перспективу. Здесь ситуация сложнее, поскольку приходится учитывать гораздо больше вариантов, предугадывать возможные научные и технические открытия, изменения в социально-политической и экологической средах и, как следствие, смещение интересов и потребностей человека. Но и в этом случае не исключены достаточно конкретные проекты, но иного плана — скорее ориентиры научно-технического поиска. Здесь прогнозирование предметной среды может достаточно тесно переплетаться с жанром научной фантастики, но в отличие от некоторых примеров последней должно быть серьезно и аргументированно обосновано.

Давайте попробуем хотя бы примерно представить ход эволюции человека и техники, на которую он опирается в своей жизни. Можно, конечно, воспользоваться вполне правдоподобной гипотезой о чисто технократическом пути развития человеческой цивилизации, о преобладании машин над всем остальным. Однако такая модель чрезмерно упрощенная. Наверное, ни для кого не секрет, что техника в своей эволюции подчиняется законам естественного отбора, главный критерий которого — служение человеку. Но само существо человека, вышедшее из природы, вольно или невольно возвращается к своим истокам. И эту тенденцию мы видим уже сегодня! Все противоречия природы и техники происходили и происходят из-за несовершенства последней, из-за ее плохой экологичности, но технократический мир постепенно меняется в своей сути. Конечно, пока еще рано говорить о настоящем союзе машин и природы, но тенденция налицо, и она позволяет делать более обоснованные прогнозы.

Человек — развивающаяся «субстанция», познающая и осваивающая мир вокруг себя (хотелось бы надеяться — не подчиняя его себе, а гармонично с ним сочетаясь). Выход человека в космос — естественный путь развития цивилизации, ибо космос — неисчерпаемая сокровищница ресурсов и возможностей. На первых порах туда будут вынесены вредные и энергоемкие производства, пагубно влияющие на экологию, а когда-нибудь, не исключено, именно космические поселения помогут решить и демографическую проблему.

Пожалуй, такой ход событий, при более-менее благоприятных условиях (отсутствие глобальных катастроф и войн), является наиболее закономерным. И на этой основе можно аргументированно строить конкретный предметный мир, который будет окружать человека.


Разумеется, знания одних исходных данных недостаточно, они дают лишь своеобразный «скелет». Для прогнозирования правдоподобной общей картины и тем более частностей необходимо мысленно «перенестись» в другое время, в иную среду и уже здесь, представив себя на месте человека того времени, начать лепить и расцвечивать на уже возведенном каркасе, придавая более явственные и ощутимые формы самой жизни неизвестной еще эпохи, попытаться понять желания и потребности человека, увидеть окружающую его среду, ощутить ее воздействие и учесть многие другие факторы, чтобы наиболее точно спроектировать некую систему объектов, гармонично вписывающихся в увиденный мир и адекватно ему отвечающих.

Конечно же, мысль дизайнера вряд ли можно сравнить с «машиной времени», ведь число всевозможных новых моментов, постоянно входящих в нашу жизнь, настолько велико, что даже такой совершенный «компьютер», как мозг человека, неспособен их все учесть. Но, как говорил лауреат Нобелевской премии Денис Габор, «будущее нельзя предвидеть, зато его можно изобрести». Футуродизайн, прогностика и научная фантастика не предсказывают будущее, они лишь указывают направление развития и некоторые возможные варианты. Кроме того, научная фантастика (литература, живопись и кино) служит мощнейшим катализатором этого развития, как бы подталкивая человечество вперед, рисуя грядущий мир, который предстоит построить. И чем он конкретнее и реалистичнее, тем сильнее у человека желание его достичь.

Хотелось бы несколько подробнее остановиться на кинофантастике, так как она по необходимости имеет дело с проблемой создания «нереальной реальности» — или, если угодно, «реальной нереальности». В кинофантастике выработаны на этот счет свои принципы, которые нельзя игнорировать, так как в кино, даже фантастическом, показ будущего не является самоцелью, а служит лишь ярким фоном для действия, задуманного режиссером.

Огромное место в кинофантастике занимает показ действий в космосе с использованием фантастической техники. Разумеется, все эти космические корабли имеют свою специфику формообразования, которая придает им в наших глазах реальность. И надо учитывать, что представления о том, как, скажем, должен выглядеть звездолет XXIV века, меняются. В фантастических фильмах 30 — 50 гг. он выглядел стремительной ракетой с аэродинамическими, скругленными и сглаженными формами. Но со временем, когда освоение космического пространства стало делом привычным, ракета стала наполняться прагматичным конструктивизмом. И вот уже с экрана на нас ползут почти бесформенные в своей «навороченности» туши огромных космических линкоров...

Любопытно, что проектируемый объект из будущего, с одной стороны, должен быть новым, непохожим на уже существующие, и подчиняться специфическим нормам формообразования. С другой же, зрителю надо опознать его, догадаться о назначении, поверить в его реальность. Вот и появляются на космических кораблях грубые стыки листов обшивки, иногда даже технические надписи и маркировка. Космический корабль не может и не должен выглядеть елочной игрушкой. Желательно, конечно, чтобы спроектированный объект не вызывал презрительной усмешки у дизайнера и конструктора аэрокосмической техники.

В научной фантастике не всегда правилен принцип: «Чем причудливее — тем фантастичнее». Кинофантастика — дело серьезное, и очень часто она не имеет ничего общего с сюрреализмом, так любимым многими фантастами. Разумеется, в конечном счете все определяется поставленными целями и задачами, однако сам я сторонник жесткого реализма в фантастике, что, по-моему, подтверждают и представленные здесь работы. За четыре последних года я спроектировал более 500 различных объектов как в области «реального футуродизайна», так и в области футуродизайна для кино. Продолжаю заниматься этим и дальше.

И очень надеюсь, что, несмотря на наше трудное время, мы никогда не разучимся думать о будущем. А говоря проще — мечтать.

Роман КОЧНЕВ