«Техника-молодежи» 1993 г. №4, c.48-50
Такие жуткие события описывает в своей повести «Омон Ра» Виктор Пелевин. Далее выясняется, что и учителя будущих космонавтов полковники Халмурадов и Улчагин — тоже безногие, да вдобавок еще и слепые. Постепенно открывается предназначение этого скопища инвалидов.
Оказывается, наши полеты в космос проходят совсем не так, как пишут в официальных отчетах. Вместо автоматики, каждую отработавшую ступень ракеты отделяет находящийся в ней человек-оператор. И тут же застреливается — к чему дальше мучиться? Ну, а безногий он — чтоб занимал меньше места и был полегче.
И вот на Луну отправляется корабль со знаменитым луноходом. Экипаж — из трех человек, включая Омона. Именно он должен проехать по поверхности естественного спутника, сколько сможет, а затем, ясное дело, пустить пулю в лоб. Но Кировомазов стреляться не захотел, так как нечаянно выяснил, что снаружи можно дышать и жить. Чему только в школе учили! Он выбрался из лунохода, дополз до некоего проема и... через длинный коридор попал в зал, где и понял, что находится вовсе не на Луне. У него на глазах разворачивалась очередная имитация — выход двух «космонавтов в открытый космос».
Конечно, Виктор Пелевин не ручается за документальность описываемых событий, но все же наталкивает на мысль — не бывает дыма без огня, а вдруг нечто подобное происходило?
...В конце 30-х годов в Реактивном научно-исследовательском институте разрабатывался проект с кодовым названием ВР-190 — речь шла о запуске баллистических ракет. А поскольку автоматика в ту пору не отличалась надежностью и компактностью, управлять полетом, в том числе и отделением ступеней, должны были два пилота. Правда, ученые подразумевали специально подготовленных летчиков-испытателей. Но, помня о порядках, царивших тогда, вовсе не безумно предположение, что «бериевские спецы» могли бы скорректировать проект на свой лад. Впрочем, до этого, похоже, не дошло — появилась вполне удовлетворяющая автоматика.
Управлять баллистической ракетой при помощи пилота — задумывали не только наши конструкторы. В секретных архивах «третьего рейха» отыскались кое-какие сведения о проекте А9/А10, которым руководил знаменитый Вернер фон Браун. Очевидно, именно они спровоцировали появление сенсационной статьи «Космонавты Гитлера» в русском эмигрантском «Журнале», издающемся в США.
«На Землю после 47-летнего отсутствия вернулся отряд космонавтов. «Это невероятно, — заявил эксперт НАСА — Существование у немцев космической техники во время второй мировой войны переворачивает все наши представления!» Пока что НАСА умалчивает о подробностях и именах космонавтов. Известно лишь, что они приводнились на поверхность Атлантики 2 апреля 1990 года. Каким образом они выжили в небывалом марафоне, как опустили ракету — неясно, как и многое другое...»
Сообщение действительно из ряда вон выходящее, но будем иметь в виду — это апрельский выпуск «Журнала». Тайна до сих пор окутывает проект А9/А10. К 1943 году Вернер фон Браун разработал двухступенчатую ракету Фау-3 весом около 100 т, высотой более 30 м. В принципе, человек мог отправиться на ней в орбитальный полет. И не такой уж абсурдный вопрос — состоялся ли он?
По данным кандидата физико-математических наук В.Псаломщикова, из 18 запущенных в 1943 году ракет 16 взорвались на старте или в воздухе. Сведениями о результатах пусков в следующем году мы не располагаем, но их было около 30. Однако известно, что тогда же обер-штурмбаннфюрер СС, начальник военного отдела секретной службы СС Отто Скорцени набрал отряд военных космонавтов. По разным сведениям — от 100 до 500 человек!
Похоже, их собирались использовать для наведения ракет на конечном этапе полета. Причем фон Браун вовсе не собирался делать из пилота стопроцентного камикадзе — после нацеливания ракеты, скажем, на Нью-Йорк он должен был выброситься с парашютом над заданным местом в океане, где его поджидала бы подводная лодка.
1943 год — баллистическая ракета Фау-2 на стартовой позиции. Вернер фон Браун с макетом ракеты А9/А10. Существует мнение: человек мог отправиться на ней в космический полет. |
«Восток» поднялся в космос на несколько дней ранее, — пишет он — На борту находился сын известного авиаконструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин». Однако, приземлившись, он выглядел, дескать, столь плохо, что его нельзя было демонстрировать миру. Решили: Ильюшина с глаз публики убрать. В том же году он попал в автокатастрофу и надолго слег на больничную койку.
А на роль космонавта № 1 срочно подобрали симпатичного парня с жизнерадостной улыбкой и прекрасными анкетными данными. Инсценировали запуск. В дальнейшем же, чтобы тайное не стало явным, Гагарину тоже устроили автомобильную аварию. Но он отделался шрамом на лбу. И тогда после одного из тренировочных полетов не вернулся на аэродром надежнейший самолет МиГ-15 УТИ... Так вкратце выглядят события в интерпретации Немене.
Еще более насыщенными они представляются в книге «Скрытые советские аварии», написанной американским журналистом Обергом по газетным байкам, которые он систематизировал, начиная с середины 60-х годов.
Первым в 1957 году при старте с космодрома Капустин Яр погиб летчик-испытатель Лодовский. В том же году аналогичная катастрофа оборвала жизнь второго несостоявшегося космонавта — Шиборина. В мае 1960-го при тех же обстоятельствах смерть настигла Митькова (по некоторым данным, фамилия третьей жертвы Зайцев). В сентябре погиб четвертый — Петр Долгов.
В феврале 1961 года западные радиолюбители поймали распространявшиеся с орбиты телеметрические сигналы биения человеческого сердца — вскоре они прекратились. По одним предположениям, вокруг Земли тогда кружилось два советских космонавта, по другим — трое. Приводятся даже фамилии — Белоконев, Качур, Грачев.
Затем, в начале апреля, планету трижды облетел Владимир Ильюшин, но при возвращении был ранен. Далее, в середине мая 1961 года был зафиксирован весьма слабый сигнал о помощи, который передавали два советских космонавта. В октябре итальянские радиолюбители услышали «SOS», вновь шедший из космоса. По некоторым данным, тогда-то и погиб Белоконев, которого все же не было на корабле, потерпевшем аварию в феврале. И, наконец, в ноябре 1963 года трагически закончилась попытка запустить вторую космонавтку...
Да, от такой статистики — не по себе. Есть ли в ней хоть доля правды? Кстати, сам Оберг, сотрудничавший с НАСА и долгое время занимавшийся военными ракетными разработками, считает эти сведения неправдоподобными. Его поддерживает и известный чешский журналист К.Пацнер, который за четверть века поездок в СССР слышал от советских космонавтов немало историй «не для печати», в том числе и до сих пор неопубликованные подробности о гибели экипажей «Союза-1» и «Союза-2», многих авариях на космодромах, перипетиях советской лунной программы... Однако ни разу, подчеркивает он, даже во время посиделок далеко за полночь, когда горячительные напитки развязывали языки самых молчаливых и скрытных, никто и словом не обмолвился о подобных трагедиях. Но опять же ведь дыма без огня не бывает?
До 1960 года катастрофы с участием космонавтов были попросту невозможны — ни у нас, ни у американцев не существовало ракет, способных вывести человека на орбиту. Слухи же возникали из-за атмосферы таинственности, окутывавшей наши космические запуски. В частности, официальный орган советской, ныне российской, армии газета «Красная звезда» лишь в марте 1992 года признала, что назначенный на декабрь 1960-го полет космонавта отложили из-за взрыва при подготовке ракеты, когда погибло много людей, в том числе и маршал Неделин. Да и о старте Гагарина миру поведали уже после его благополучного приземления.
Впрочем, были за рубежом службы, узнававшие о наших удачных и неудачных запусках сразу. После выхода на орбиту первого искусственного спутника американцы стали следить за советской космической программой всеми имеющимися у них средствами. Вскоре выяснилось — ТАСС сообщает далеко не все и порой выдает желаемое за действительное.
В самом деле, гагаринский «Восток» был не первым, а третьим кораблем в своей серии. На заводе-изготовителе он так и значился — объект 3КА №3. А серии предшествовали беспилотные аппараты, имевшие, по словам бывшего королевского сотрудника Леонарда Никишина, индекс 1К. На одном из них благополучно слетали собаки Белка и Стрелка. На других — погибли Пчелка и Мушка, Дамка и Красавка. О последних ТАСС умолчал.
Корабли серии 3КА предназначались уже для человека. На первом и втором — в креслах были манекены в скафандрах, а рядом с ними находились собаки Чернушка и Звездочка. Во время запусков, естественно, проверялась двусторонняя радиосвязь, телеметрия. Для этого по команде с Земли бортовая аппаратура передавала запись биений человеческого сердца — ее-то, видимо, и поймали радиолюбители. А вместо голоса космонавта звучала песня в исполнении Русского народного хора имени Пятницкого.
После одного из полетов на лапе собаки обнаружились наручные часы. Чьи?! Рассвирепевший Королев учинил настоящее расследование, и хозяина вскоре нашли. Тот каялся и заверял, что поставил эксперимент по проверке хронометра в условиях перегрузок и невесомости. И хотя Королев понял — парень просто хотел получить уникальный сувенир, он махнул рукой и оставил происшествие без последствий. А потом полетел Гагарин...
Все происходило не так гладко, как информировал ТАСС. Корабль вышел на слишком высокую орбиту — 370 км. А тормозной двигатель был один, и если бы он отказал, корабль при нормальной, расчетной траектории за счет естественного торможения атмосферой спустился бы на Землю через 10 суток. Но гагаринская орбита оказалась такой, что баллистики схватились за головы — «Восток» мог достигнуть поверхности лишь через 50 суток. Тут уж не хватило бы ни воздуха, ни воды, ни пищи.
К счастью, тормозной двигатель не подвел, однако на спуске поджидала новая неприятность. Корабль уже затормозил, торец спускаемого аппарата отстыковался от приборного отсека, а вот разъем кабелей, соединявших их, не открылся. И пока пучок проводов не перегорел в атмосфере, приборный отсек волочился за аппаратом, в котором был Гагарин.
На высоте примерно 7 км он катапультировался и удачно приземлился. Но по тогдашним правилам Международной авиационной федерации рекорды летательных аппаратов («Восток-1», естественно, претендовал на рекорд) регистрировались, лишь если пилот до самого приземления оставался в кабине. И спортивный комиссар пошел на подлог — вписал в протокол расплывчатую формулировку, из коей следовало, что Гагарин приземлился вместе со спускаемым аппаратом. Подобная полудостоверная или вовсе скрытая информация о первом космическом полете и порождала всевозможные слухи.
Например, опять же: «Гагарин был не первым, до него погиб Валентин Бондаренко». Этот летчик из первого набора космонавтов действительно погиб, но 23 мая 1961 года и вовсе не при запуске. Заканчивая обычную тренировку в сурдокамере, он снял с себя датчики, протер их крепления ваткой, смоченной в спирте, и бросил ее в угол. По трагической случайности она попала на спираль электроплитки — в обогащенном кислородом помещении рвануло пламя. Спасти Бондаренко не удалось. Об этом пожаре тоже умолчали. А раз так — дали «разгораться» молве, не имеющей ничего общего с действительностью...