«Техника-молодежи» 1992 г. №12, с.2-6




Тулу принято считать родиной русского стрелкового оружия и самоваров.
Добавлю (теперь можно!) — и реактивных систем залпового огня (РСЗО).
РСЗО «Ураган» на огневой позиции. Калибр — 220 мм, масса снаряда — 280 кг. длина снаряда — 5178 мм. число направляющих — 16, дальность стрельбы — 10 — 35 км, площадь поражения — 426тыс.кв.м. Боевая машина на базе ЗИЛ-135М: масса — 20 т, максимальная скорость — 65 км/ч, запас хода — 500 км, расчет — 4 человека.

Игорь БОЕЧИН

«Сплав» «Града», «Урагана», «Смерча»...

Н

я центральной улице Тулы я заприметил на одном из домов памятную доску, установленную в честь «видного советского конструктора, Героя Социалистического Труда Александра Никитовича Ганичева». Не удержался, спросил у прохожего — чем прославился Ганичев? Тот недоуменно пожал плечами. Другой предположил, что он скорее всего трудился на знаменитом Оружейном заводе. А вот третий загадочно улыбнулся...

После Великой Отечественной войны конструкторы некоторое время разрабатывали РСЗО, развивая схему установки залпового огня с открытыми направляющими. Если из прославленной «Катюши» БМ-13 («ТМ» № 5 за 1985 г.) выпускались неуправляемые 132-мм снаряды, то из появившихся в начале 50-х годов БМ-14 и БМ-24 — турбореактивные. После того, как такой снаряд сходил с направляющей, часть пороховых газов устремлялась не только назад, но и в сторону, заставляя его вращаться подобно пуле, что придавало ему устойчивость в полете. А вот дальнобойность была ограничена — для ее увеличения требовалось нарастить массу твердого топлива двигателя, то есть удлинить снаряд, но тогда он становился неустойчивым.

К середине 50-х годов понадобились РСЗО именно с большей дальнобойностью, чтобы заменить устаревающие «катюши». Поскольку занимавшиеся ими специалисты Реактивного НИИ уже переключились на создание космической техники, в 1957 году объявили конкурс на проект системы, которая могла бы вести огонь на расстоянии 20 км. Победу в нем и одержало тульское предприятие, возглавляемое А.Н.Ганичевым.

— К тому времени Ганичев создал принципиально иную технологию изготовления гильз для артиллерийских снарядов методом глубокого вытягивания, — вспоминает конструктор Н.С.Чуков — Они выходили особо прочными, со стенками одинаковой толщины. Вот Ганичев — после войны он работал в наркомате боеприпасов — и предложил применить этот метод для производства корпусов реактивных снарядов и трубчатых направляющих.

После 1958 года новая боевая машина успешно прошла испытания и в 1963 году была принята на вооружение под обозначением БМ-21 «Град». Ее артиллерийская часть — пакет с 40 трубчатыми направляющими, смонтирован на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости «Урал-375» на поворотном и подъемном устройствах. Последнее служит для придания направляющим наклона, соответствующего заданной дальности стрельбы.

Главной же особенностью «Града», помимо трубчатой пусковой, стал 122 мм снаряд. В отличие от турбореактивных он в полете не вращался — устойчивость ему обеспечивало раскрывающееся при выходе из направляющей хвостовое оперение. Поэтому снаряд смогли выполнить удлиненным, увеличив дальность стрельбы и усилив осколочно-фугасную боевую часть с контактным взрывателем. В 1971 году боекомплект пополнили зажигательным снарядом. .

Боевое крещение «Град» прошел при известных событиях у острова Даманский. Тогда же к тулякам обратилось командование Воздушно-десантных войск, заказав подобную РСЗО, только полегче и компактнее, подходящую для перевозки на транспортных самолетах или сбрасывания под парашютом на платформе, оборудованной системой мягкой посадки. «Град-В» сделали 12-ствольным на шасси грузовика ГАЗ-66, а потом и на базе гусеничной машины. Осколочно-фугасный снаряд был тот же.


Послевоенная РСЗО БМ-24. Калибр — 240 мм, масса снаряда — 110 кг, число направляющих — 12, дальность стрельбы -11 км. База — трехосный автомобиль ЗИЛ-151.

«Град» относится к дивизионным артсистемам. Однако военным понадобилась полковая установка, более маневренная, с несколько меньшей (до 15 км) дальностью стрельбы. И в 1976 году из стен Государственного научно-производственного предприятия «Сплав» (так стала именоваться гильзовая «фирма») вышла боевая машина «Град-1». Ее выполнили с 36 направляющими на базе серийного грузовика ЗИЛ-131, а позже опять-таки на гусеничном шасси. Аналогичные 122-мм снаряды несколько модернизировали. В осколочно-фугасном предусмотрели гак называемые готовые осколки — при сборке на заводе оболочка его разрывающейся части заранее надрезалась на дольки. А в зажигательный ввели 180 элементов (естественно, зажигательных), которые при взрыве рассеивались на местности.

Спустя 11 лет на основе хорошо зарекомендовавшего себя и проверенного а деле «Града» выпустили 50-ствольную «Приму», смонтированную на трехосном «Урале-4320». Расчет из трех человек может выпустить 122-мм снаряды поодиночке, очередью или залпом (не сразу, иначе машина опрокинется, а за полминуты), накрыв на дистанции от 5 до 20 км любые цели на площади 190 тыс.кв.м. Есть и новинка — когда осколочно-фугасный применяется по первому, указанному в его имени назначению, его отделяющаяся боевая часть разбрасывает 36 боевых элементов. Те опускаются на парашютах и взрываются при ударе о землю. Так было сначала, теперь же — на некоторой высоте, отчего действие всех 2450 осколков стало куда эффективнее. И еще — если на «Градах» вид срабатывания (осколочный или фугасный) каждого снаряда приходилось устанавливать вручную, то на «Приме» эту операцию (а также регулировку времени отделения боевой части) оператор выполняет с пульта, размещенного в кабине машины.

Однако мы несколько забежали вперед. Помимо полковой, военным требовалась и более мощная, армейская РСЗО. На «Сплаве» работу над ней завершили в 1975 году. Речь идет об «Урагане». На шасси четырехосного ЗИЛ-135ЛМ разместили пакет с 16 направляющими для 220-мм осколочно-фугасных снарядов (со 100-килограммовой боевой частью), осколочно-фугасных кассетных (с 30 поражающими элементами) и зажигательных. Залп, произведенный всего за 20 с на дистанцию от 10 до 20 км, поражает все, что находится на территории в 426 тыс.кв.м.

А в 1980 году специалисты «Сплава» нашли «Урагану» новое применение — они впервые предложили минировать вражескую территорию из ракетных установок (что позже подхватили за рубежом). Были созданы снаряды, начиненные 24 противотанковыми или 312 противопехотными минами, которые рассеиваются на местности подобно осколочным или зажигательным боевым элементам. Операция проводится издалека, не подвергая опасности саперов, да, возможно, еще и внезапно, чтобы, скажем, упредить изготовившиеся к атаке части противника.

В РСЗО «Ураган» входит транспортно-заряжающая машина ЗИЛ-135ЛМ, на которой перевозят один боекомплект; перегружают же увесистые 5-метровые «сигары» в направляющие не вручную, как на «Граде», а с помощью бортового 300-килограммового крана.

Таким образом, к началу 80-х годов ГНПП «Сплав» оснастило Вооруженные Силы комплексом РСЗО — полковым «Град-1», дивизионным «Град» и армейским «Ураган». Настала пора взяться за самые мощные установки — Резерва Главного командования.

РСЗО «Прима». Калибр — 122 мм, масса снаряда — 70 кг, длина снаряда — 3037 мм, число направляющих — 50, дальность стрельбы — от 5 до 20 км, площадь поражения — 190 тыс.кв.м. Боевая машина на базе «Урал-4320». масса — 13.9 т. скорость — 85км/ч, расчет — 3 человека.



Перезаряжание боевых машин семейства «Град» происходило вручную.
РСЗО «Смерч». Калибр — 300мм, масса снаряда — 800 кг, длина снаряда — 7600 мм, число направляющих -12, дальность стрельбы — 20-70 км, площадь поражения — 672 тыс.кв.м. Боевая машина на базе МАЗ-439М: масса -43,7 т, максимальная скорость — 69 км/ч, запас хода — 850 км, расчет — 4 человека.

Перезаряжание «Смерча» — расчет транспортно-заряжающей машины с помощью бортового крана перегружает снаряды из контейнера в направляющие.



Выстрел «Смерча».
 Снаряд РСЗО «Смерч» в разрезе.



Их проектирование закончили в начале перестройки — под руководством генерального конструктора Г.А.Денежкина (А.Н.Ганичев скончался двумя годами раньше). 12-ствольный «Смерч» устроен на восьмиколесном МАЗ-543А, ведет огонь 300-мм снарядами с кассетной или осколочной боевой частью на 20 — 70 км, поражая площадь в 672 тыс.кв.м. В отличие от предыдущих за боевой частью снаряда размещен дополнительный двигатель, с помощью которого его недолгий полет до цели успевают подкорректировать по высоте и курсу.

Транспортно-заряжающая машина — такой же МАЗ, оснащенный краном для перегрузки 7,6-метровых снарядов из контейнеров в направляющие. Я попросил конструктора В.И.Медведева сравнить «Смерч» с новейшими иностранными РСЗО. Он ответил, что вообще-то у него аналогов пока нет. Достоинством американской МЛРС можно посчитать применение готовых пакетов, что в несколько раз ускоряет перезаряжание, однако во время недавней войны в зоне Персидского залива батареи МЛРС действовали по прежнему принципу «прикатил, выстрелил и удрал», пока иракцы не засекли их и не нанесли ответный удар. Удобно и то, что аппаратура топографической привязки пусковой к местности и управления огнем есть в каждой кабине (у нас — только в штабной машине). Впрочем, сейчас «лучшую в мире систему» спешно улучшают, в частности, хотят сделать ее дальнобойнее. А что касается способа перезаряжания, так наши специалисты его прорабатывали и в этом отношении ничуть не отстают.

...К 1985 году у «Сплава» сложилось отменно налаженное сотрудничество с другими предприятиями и заводами. Поясняя его деятельность, конструктор С.В.Колесников сказал, что на ГНПП создают снаряды и общую концепцию установки залпового огня. Остальное — забота смежников. Так, при работе над «Градом» специалисты Миасского автозавода во главе с А.И.Яскиным и И.И.Ворониным компоновали на «Урале-375» пакет направляющих, опоры и домкраты, обеспечивающие устойчивость машины при стрельбе. Топливом для двигателя 122-мм снаряда занимались химики НИИ под руководством Б.П.Фомина и Н.А.Пихуновой, устройство взрывателя проектировали сотрудники другого НИИ во главе с И.Ф.Корнаевым и Е.Л.Минкиной. А это было не простым делом. Сергей Владимирович напомнил, что обычный артиллерийский взрыватель взводится в момент выстрела под воздействием 5-кратной перегрузки. Начальная скорость снаряда РСЗО гораздо меньше, а потому его взрыватель гораздо чувствительнее и может среагировать на незначительный толчок или удар (скажем, ненароком уронили). Короче, требовалось получить механизм, отвечающий назначению и в то же время безопасный в обращении. Разработчики блестяще справились с задачей. Задание же на взрыватели для «Урагана» и «Смерча» поручили другой организации, где коллективом инженеров руководил Л.С.Симонян.

Итак, главная роль в создании новых РСЗО принадлежит «Сплаву». Туляки трудились отменно — по словам В.И.Медведева, «чуть ли не каждый год делали по новому виду снаряда!».

При этом создавались и новые технологии. Например, корпусы 220— и 300-мм снарядов и Направляющие к ним делали иным способом — раскатывая изнутри трубы до нужного калибра. И с самого начала старались максимально унифицировать изделия. Мы уже знаем: 122-мм снаряд подходит к 4 разным установкам, а это намного облегчает выпуск боеприпасов и снабжение ими войск. Боевые и транспортно-заряжающие машины выполнены на одинаковых шасси, уже освоенных промышленностью, что позволило обойтись без налаживания специального производства. Кстати, если после жестких испытаний, с ездой по бездорожью и стрельбами, в шасси вносили улучшения, то автостроители охотно внедряли их и в продукцию для народного хозяйства.

Именно хорошо налаженное сотрудничество помогло «Сплаву» задолго до провозглашения в 1988 году «перестройки оборонки» заняться изделиями в мирных целях. Когда Госкомгидромет попросил найти оружие против градовых облаков, регулярно выбивавших кавказские виноградники, в Туле создали 12-ствольную установку «Облако». После подрыва заряда, инициирующего безобидный дождь, корпус 125-мм снаряда аккуратно опускался на парашюте. Потом появилась аналогичная 82-мм установка «Небо», да как только дело дошло до серийного производства, заводы заломили за нее несусветную цену (по тем временам!). Гидрометовцы обратились на другую «фирму» и получили реактивную систему «Алазань», снаряд которой при взрыве в облаке разлетался вдребезги. Его-то и приняли на вооружение градобойцы, а за ними, уже в наш смутный период, и разного рода «вооруженные формирования», произведя тем самым конверсию наоборот.

Сегодня специалисты «Сплава» подготовили программу модернизации отечественных PC3О, которая наверняка заинтересует и иностранных заказчиков.


Есть ли родственники за границей?

После войны в иностранных армиях появилось несколько новых систем залпового огня... Однако в 50-е годы там пришли к выводу, что следует все же совершенствовать ствольные орудия. Ведь из них можно поражать точечные цели, расход снарядов у них меньше, а 150— и 203-миллиметровые с ядерной начинкой позволяли «накрывать» значительные территории.

Об РСЗО вспомнили лишь после того, как появились сведения о советских системах залпового огня нового поколения. Но только к 1969 году в ФРГ разработали 36-ствольную «Ларс», стрелявшую 110-мм снарядами на 18 км. Позже бундесвер обзавелся улучшенной «Ларс-2» с новым колесным шасси и боеприпасами с кассетными, осколочно-фугасными и дымовыми боевыми частями, дальность стрельбы которой составляет до 25 км. Сейчас же немцы, объединившись, готовят для «ларсов» высокоточный боезапас, чья разделяющаяся боевая часть будет оснащена аппаратурой самонаведения.

В 70-е годы на Западе появились артиллерийские снаряды с кассетными осколочно-фугасными боевыми элементами. Они оказались наиболее эффективными при залповой стрельбе — тогда их действие подобно тому, что происходит при использовании тактического ядерного оружия. Учтя это обстоятельство, специалисты из ФРГ, Англии и Франции взялись за разработку многоствольной пусковой установки РС-80, которую предполагали сделать единой для своих армий, а также продавать. Однако в 1978 году их подключили к созданию МЛРС, над которой уже вовсю трудились американцы. В 1983 году первые серийные образцы поступили на вооружение США.

МЛРС смонтирована на шасси американского бронетранспортера М2 «Бредли». Впереди, в герметичной бронированной кабине находится экипаж из трех человек и электронная, автоматизированная аппаратура управления огнем. За кабиной расположена артиллерийская часть — 12 направляющих в двух пакетах, причем снаряды упакованы (еще на заводе) в стеклопластиковые, герметичные контейнеры с гарантированным сроком хранения 10 лет. После залпа экипаж при помощи расчета транспортно-заряжающей машины заменяет порожние контейнеры новыми. Пока в боекомплект МЛРС входят: 227-мм, 3,9-метровые снаряды, содержащие 664 кумулятивно-осколочных элемента и рассчитанные на дальность в 32 км, и кассетные, с тремя самонаводящимися высокоточными боеголовками, которые после отделения от ракеты планируют к целям, поражая их на расстоянии 45 км от огневой позиции. Немцы готовят для МЛРС снаряд, нашпигованный 28 минами, — его будут запускать на 40 км.



На этой схеме показано, какие части реактивных снарядов для МЛРС разрабатывали специалисты США, Англии, ФРГ и Франции.



РСЗО «Ларc» (ФРГ). Калибр — 110 мм, масса снаряда — 36,7 кг, число направляющих — 36, дальность стрельбы — 15 км.
РСЗО МЛРС (США. страны Западной Европы). Калибр — 227 и 236.6мм, масса снарядов — 307 и 259 кг, длина снаряда — 3937 мм, число направляющих — 12, дальность стрельбы — от 10 до 40 км. Шасси — бронетранспортер М2 «Бредли», расчет — 3 человека.



РСЗО МАР-290 (Израиль). Калибр — 290 мм. масса снаряда — 600 кг, длина снаряда — 5450 мм, число направляющих — 4, дальность стрельбы — 25 км, расчет — 4 человека. Шасси — танк «Центурион» английского производства.

РСЗО «Астрос-2» (Бразилия). Калибр — 127, ISO и 300 мм. масса снарядов — 68, 152 и 595 кг, длина снарядов — 3900, 4200 и 5600 мм. число направляющих — 32, 16 и 4. дальность стрельбы — 9-30. 15-35 и 20-60 км. Шасси — 10-тонный автомобиль «Тектран».



В 80-е годы РСЗО начали создавать и в других странах. Так, бельгийцы разработали 40-ствольную ЛАУ-97 на самоходном или буксируемом шасси. С нее на дистанцию до 9 км выпускают стандартные 70-мм авиационные ракеты класса «воздух — земля».

Бразильцы к 1983 году изготовили «Астрос-2», которая оснащается снарядами калибром 127,180 и 300 мм с кассетными осколочно-фугасными боевыми частями. Соответственно их заряжают в 32-, 16— и 4-ствольные пакеты направляющих, а дальность стрельбы составляет 9 — 30, 15 — 35 и 20 — 60 км.

В Израиле есть три РСЗО. Это прежде всего МАР-350 (цифра обозначает калибр), снаряды которой обладают пятью видами боеголовок и летят на расстояние до 75 км. Четыре трубчатых направляющих МАР-290 устанавливаются на шасси танка «Центурион», дальность стрельбы ракетами с осколочно-фугасными боевыми частями не превышает 25 км. Экспортная же ЛАР-160 по желанию заказчиков изготавливается на базе танка, бронетранспортера, автомобиля или на прицепе, а в пакет входит 13, 18 или 25 направляющих.

140-мм снаряды 40-ствольной испанской «Теруэль» производят с кассетным, осколочно-фугасным или дымовым зарядами, причем предусмотрены две разновидности ракет — обычная, рассчитанная для стрельбы на 18 км, и удлиненная, с дальностью полета на 10 км больше.

Итальянцы спроектировали две РСЗО. Легкая «Фирос-6» с 48 направляющими калибра 51 мм в одном пакете размещается на армейском автомобиле класса «джип» и способна поражать цели на дистанции 6,5 км. В боекомплект входят снаряды с осколочными, осколочно-зажигательными, бронебойно-зажигательными, кумулятивными и осветительными боевыми частями. «Фирос-25/30» рассчитана на ведение огня на 8-34 км ракетами калибром 122 мм. Перезаряжание 40-ствольного пакета направляющих осуществляется так, как на МЛРС. Добавим, что если «Фирос-30» в 1987 году начали выпускать для итальянской армии, то модификация «Фирос-25» идет только на экспорт.

В 1982 году в ЮАР появилась 127-мм, 24-ствольная «Валькирия-22». Пакет ее направляющих ставят на поворотной раме в кузове грузовика, с которого и ведут огонь на расстояние от 8 до 22 км. Спустя 6 лет был изготовлен ее облегченный, 12-ствольный вариант «Валькирия-5» с дальностью стрельбы не более 5,5 км.

Собственную РСЗО заполучили и военные Южной Кореи. Речь идет об автомобильной 36-ствольной установке МРР, из которой запускают осколочные 130-мм ракеты по целям, находящимся в 10-32 км от огневой позиции.

Упомянем еще и японскую РСЗО «75». Ее пакет с 30 направляющими для 131,5-мм ракет монтируется на бронетранспортере, дальность стрельбы не превышает 15 км.

Ну а в заключение отметим, что в странах, входивших в организацию Варшавского Договора, и союзных им государствах на вооружении состояли РСЗО «Град» советского производства и выпускавшиеся там по лицензии.