«Техника-молодежи» 1990 №5, с.8-10



Взлететь с палубы!
(отрывок)

Лазарь ЭГЕНБУРГ,
инженер



Герой Советского Союза, летник-испы­татель ОКБ имени А. И. Микояна Токтар Аубакиров впервые в нашей стране совер­шил взлет с палубы корабля.

1 ноября 1989 года с одного из аэродромов на Черноморском побережье с небольшим интервалом взлетели два истребителя, набрали высоту и взяли курс в открытое море. Один из них, перехватчик Су-27, вел В. Пугачев, другой, легкий, маневренный МиГ-29, пилотировал Т. Аубакиров.

В прошлом году мы уже рассказали об этих машинах (см. № 2 и 8). К тому времени МиГ-29 успел побывать на престижных авиасалонах в Фарнборо, Ле Бурже, Ванкувере и Сингапуре. С успехом демонстрировался во Франции Су-27.

Оба самолета получили высокую оценку. Пилоты продемонстрировали новые фигуры высшего пилотажа, пока недоступные любым другим самолетам: «колокол», «полет на ноже» и «кобру Пугачева». Заметим, эти качества обеспечивались двумя факторами — совершенной аэродинамикой и уникальной тяговооруженностью — отношением тяги силовой установки к взлетной массе машины. У наших истребителей тяговооруженность равна 1,1, максимальная скорость на высоте вдвое превышает звуковую.

Но вернемся к ноябрьскому полету. Его необычность состояла в том, что Пугачеву и Аубакирову предстояло впервые совершить посадку на идущий корабль. «Что же тут необычного? — удивится знающий читатель. — Ведь у нас не первый год находятся в строю авианесущие крейсеры типа «Москва» и «Минск», на которых базируются самолеты и вертолеты».

Что касается самолетов, то это Як-38, имеющие по одному маршевому двигателю с поворотными соплами и по два подъемных, позволяющих взлетать вертикально или с коротким разбегом. Однако Як-38, как и подобный ему английский «Харриер», в силу конструктивных особенностей развивает дозвуковую скорость, следовательно, боевые возможности ограниченны.

А вот в ноябре прошлого года и корабль — авианесущий крейсер нового типа «Тбилиси» — и самолеты были иными.

...Заметив по курсу знакомый силуэт с просторной взлетно-посадочной палубой, Пугачев снизился и сделал несколько «пристрелочных» заходов, потом, тщательно рассчитав глиссаду, выдерживая скорость и направление, пошел к корме, где были натянуты четыре тормозных троса аэрофинишера. Еще вдали от корабля, на посадочной глиссаде, Пугачев выпустил закрылки, шасси, тормозной щиток и посадочный гак, который и зацепил один из тросов аэрофинишера. 20-тонная машина остановилась, пробежав по палубе не более сотни метров. Обычный пробег перехватчика равен 600 м. После этого Пугачев освободился от аэрофинишера и отрулил на стоянку у правого борта, освобождая место МиГ-29, кружившему в стороне.

Аубакиров столь же мастерски посадил на палубу свой МиГ. Первые в СССР посадки сверхзвуковиков на авианесущий корабль были выполнены!

Как известно, первая в истории посадка самолета на корабль была осуществлена еще в 1911 году лейтенантом Д. Эли, который на колесном биплане «Кертисс» сумел сесть на деревянный настил, сооруженный на американском крейсере «Бирмингем». С известной натяжкой можно сказать, что с этого события и пошла история авианосцев.

Ныне военно-морские силы США располагают 15 авианосцами, причем 8 оснащены атомными силовыми установками. На каждом базируется 80-100 штурмовиков, истребителей, противолодочных самолетов, а также вертолетов разного назначения. Американские пилоты стартуют с помощью мощных паровых катапульт, расположенных под обширной взлетно-посадочной палубой. Авианосцами располагают также флоты Англии, Франции, Бразилии, Аргентины и Индии.

А как обстояли дела у нас? Еще до первой мировой войны известный русский летчик Л. М. Мациевич разработал проект поплавкового морского самолета, и лишь гибель в авиакатастрофе помешала ему выполнить задуманное.