«Техника-молодежи» 1989 г №3, с.56



Сколько в мире космодромов?

Оказывается, их не менее 17, и они располагаются почти на всех континентах планеты. В нашей стране функционирует три космических стартовых комплекса: Байконур, Капустин Яр и Плесецк. Столько же космодромов насчитывается и в США. Два из них — Восточный испытательный полигон на мысе Канаверал в штате Флорида и Уоллопс на одноименном острове в штате Виргиния — находятся на Восточном побережье страны, а третий — Западный испытательный полигон — располагается в 250 км от Лос-Анджелеса в штате Калифорния. Первая французская стартовая ракетная площадка Хаммагир (до 1967 года) находилась вблизи одноименного алжирского города. Позднее на территории Французской Гвианы в северной части Латинской Америки был построен космодром Куру, откуда была запущена совместная западноевропейская ракета-носитель «Ариан».

За пределами своей территории создала космодромы и Италия. Стартовый ее комплекс на двух плавучих платформах Сан-Марко расположен в Индийском океане, в заливе Формоза, в 5 км от Кении. Это единственный в мире космодром на воде.

Япония построила два космодрома: Танегасима и Утионура. Первый удачный запуск японского искусственного спутника Земли «Осуми» был осуществлен в феврале 1970 года. Столько же космодромов и в Китае: первый — Чанчэнцзе — находится в южной части пустыни Гоби, второй — возле города Сичан в Центральном Китае.

Индийский космический центр Шрихарикота на одноименном острове в Бенгальском заливе, вблизи Мадраса, состоит не только из стартовой площадки, но и из множества объектов космической промышленности, включая предприятие для производства ракетного топлива.

Австралия и Великобритания располагают совместным космодромом Вумера, в районе одноименного города в штате Южная Австралия. С 1964 года он функционировал непрерывно на протяжении 14 лет. Однако после нескольких неудачных запусков эксплуатация космодрома была приостановлена и возобновлена только в прошлом году.

Два стартовых космических центра есть и на территории Западной Европы. Один из них расположен вблизи шведского города Кируна севернее Полярного круга, а другой — Анне — в северной части Норвегии. Отсюда за последнее десятилетие запущено большое количество астрофизических зондов.

Кроме того, в некоторых странах, осуществляющих свои национальные космические программы, есть небольшие ракетные полигоны, на которых испытывается ракетная и космическая техника и проводятся пуски исследовательских ракет. Это Кваджалейн, Уайт-Сандс, Тихоокеанский ракетный полигон, Эглин-Галф в США, Бискаррос во Франции, Сальто-ди-Куирра в Италии, Хай-Даун в Великобритании, Тхумба в Индии, Черчилл в Канаде, Баррейру-ду Инферну в Бразилии, Чамиколь в Аргентине, Паменгпек в Индонезии и другие.

Подготовил М. ФИЛОНОВ
г. Брянск



Самолет Коанда

В истории авиации имя румынского пионера воздухоплавания Анри Коанда (1887 — 1972) занимает особое место (см. «ТМ, № 1 за 1967 год и № 3 за 1976 год). Изобретенный и опробованный им в 1910 году принцип создания тяги лишь в последнее десятилетие стал широко использоваться в авиации, хотя речь здесь идет не о двигателе, основывающемся на принципах работы современных турбин, а о поршневом моторе, который вместо обычного воздушного винта вращал многолопастный пропеллер, находившийся внутри кольцеобразного кожуха. Этот мотор и установил изобретатель на самолете собственной конструкции. Самолет представлял собой полутораплан с тонким круглым фюзеляжем, по форме хвостового оперения напоминающим стрелу.

Свой первый и, увы, последний полет машина совершила 10 декабря 1910 года А. Коанда, находясь в самолете, делал пробные пробежки с целью испытания двигателя. Во время одной из них он отвлекся, а когда огляделся, то, к своему ужасу, заметил, что машина со всевозрастающей скоростью направляется на ограду. Времени свернуть или затормозить уже не было, и единственным выходом избежать столкновения была возможность перелететь через нее. Самолет резко взмыл вверх, пролетел над оградой, но так как Коанда не имел опыта в управлении аэропланами, накренился, задел крылом землю, упал и загорелся. Сам конструктор во время падения не пострадал, но не предпринимал больше попыток продолжить свои опыты.

Однако в наше время идея румынского изобретателя нашла свое воплощение в так называемых турбовентиляторных двигателях. В них большую часть тяги создает закрытый кожухом многолопастный вентилятор, только в отличие от пропеллера Коанда он является частью турбореактивного двигателя.

С. ГЛУХАРЕВ,
инженер