«Техника-молодежи» 1986 №6, с.8-9





Б. Окороков. На земной орбите. 1980. Масло.
МИРНЫЙ КОСМОС

В мае 1905 года К. Э. Циолковский был вынужден отложить свои научные исследования и приняться за письмо в газету «Биржевые ведомости». Он был явно встревожен: «Я на днях прочел следующую телеграмму: «...американская компания по производству снарядов изобрела будто бы род воздушной мины в виде огромной летающей ракеты. По словам компании, это должно произвести переворот в способе ведения современной войны...» Эта телеграмма навела меня на горестные размышления... Ровно два года тому назад, в мае 1903 года, в № 5 «Научного обозрения» появилась моя математическая работа (на 2-х печатных листах) — «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней, в сущности, изложена была теория гигантской ракеты, поднимающей людей и даже доносящей их, при известных условиях, до Луны и других небесных тел. И вот всесветные акулы (как называет Эдисон похитителей чужих мыслей) уже успели отчасти подтвердить мои идеи и — увы — уже применить их к разрушительным целям! Я не работал никогда над тем, чтобы усовершенствовать способы ведения войны... Работая над реактивными приборами, я имел мирные и высокие цели: завоевать Вселенную для блага человечества, завоевать пространство и энергию, испускаемую Солнцем!»

В 1920 году Циолковский выдвинул перед молодой Страной Советов знаменитый «План завоевания межпланетных пространств». В нем не было, да и не могло быть ни малейшего намека на какие-либо военные цели, зато имелись такие задачи, как создание «эфирных городов» вокруг Земли, «развитие индустрии в космосе», «достижение индивидуального и общественного совершенства»...

Тогда эта программа казалась лишь красивой утопией. Но сейчас, спустя полвека после смерти ученого, можно видеть, что план Циолковского осуществляется. Запущено несколько тысяч искусственных спутников Земли, более сотни людей побывали в космосе, не раз человек в «эфирном скафандре» выходил в открытые пространства Вселенной. Мы стоим на пороге создания долговременных орбитальных станций: запуск 20 февраля 1986 года советской базовой космической станции «Мир» стал новым успешным шагом в этом направлении. Возникла не только мощная наземная индустрия для освоения околоземного пространства, но и особые «космические» области ряда наук, новые отрасли промышленности и виды технологии (от металловедения и геологии до фармакологии и получения сверхчистых или новых искусственных материалов). Все это, вместе взятое, достаточно ярко характеризует наше время как эпоху начала космической эры.

Но не менее важно усиление влияния современной космонавтики на социальную сферу. Как однажды заметил летчик-космонавт СССР В. И. Севастьянов, уже один мысленный взгляд на Землю из космоса должен стать важным фактором изменения человеческих отношений на нашей планете. И космонавтика действительно во многом способствует оздоровлению и углублению международных связей (достаточно вспомнить хотя бы блестящее завершение проекта «Венера — комета Галлея»).

Одним из наиболее наглядных явлений в современной культуре, отразившим многообразное воздействие событий космической эры на людей, стало «космическое искусство». Интерес к нему художников разных творческих манер начал неуклонно расти, особенно после полета Гагарина. Одновременно стремительно расширялся диапазон произведений космической темы. Если в 60-х годах она еще почти целиком укладывалась в сюжетные рамки «художественной летописи» первых космических запусков, то ныне вбирает в себя такие направления, как научная и космическая фантастика, история космонавтики, лирико-философский и космический пейзаж. Все больше появляется за последние годы произведений, насыщенных социальной тематикой, посвященных борьбе народов за мирный космос, международному сотрудничеству в его освоении, в решении глобальных задач: экологии, совершенствования средств связи, метеорологии, навигации и целого ряда других. Богатейший арсенал художественных средств, стилевое и сюжетное многообразие, творческий опыт приносит искусство в этот свой новый, космический жанр, чтобы как можно полнее выразить в нем дух современности. А ведь именно в этом р состоит цель художника. Не потому ли сейчас над темой космоса увлеченно работают десятки и сотни мастеров нашей страны? Вспомним слова летчика-космонавта СССР' и художника В. А. Джанибекова, сказанные им от лица всех космонавтов: «Главная наша задача, как я ее понимаю,— заинтересовать художников-профессионалов космической темой. Показать, что она может стать мощным средством борьбы за будущее, борьбы за мир на Земле». Этот призыв был услышан. Смотром достижений советского «космического искусства» стала Всесоюзная художественная выставка «Космос для мира», открывшаяся в апреле 1986 года в Центральном Доме художника в Москве. С ее материалами мы познакомим читателей в ближайших номерах.
И. Хелмут. Из цикла «Современные ритмы». Полет. 1973. Цв. офорт. А. Дембо. В память Ф. Цандера. 1978. Цв. офорт.


А пока несколько характерных для 70-80-х годов произведений талантливых представителей нового жанра. Живопись Бориса Окорокова и графика Александра Дембо необычны по сюжетам и раскрывают новые грани в теме «Человек и космос», в образах тех, кто был первым в теоретическом или практическом освоении Вселенной. Мастерски выполненные офорты Илнара Хелмута выражают чувства очевидцев и современников первых полетов за пределы Земли: для этого художники прибегают к усложненным, насыщенным разнообразной зрительной «информацией» монтажным композициям, приемам коллажа. И вместе с тем во всех этих столь различных работах заметно жанровое единство. Их авторов объединяет живой интерес к новой космической технике, вера в ее покоренную человеком силу, зрелая мечта о будущем и память о прошлом космонавтики. Немаловажно отметить и другое. Вместе с нашими учеными, космонавтами, специалистами по космической технике мастера «космического искусства» глубоко чтут завет Циолковского: отстаивать своим талантом и творчеством лишь «мирные и высокие цели». И потому мы верим вместе с ними: космос останется мирным во все времена.

Валерий КЛЕНОВ,
искусствовед