"Техника-молодежи" 1983 г №6 с.16-18




«ЖУРНАЛ ФАНТАСТИКИ НЕОБХОДИМ!»

Беседа с П.КУЦКОЙ и А. ХОЛЛАНЕКОМ

В апреле 1983 года редакцию «ТМ» посетили главные редакторы специализированных журналов НФ из социалистических стран: Петер Куцка («Галактика», Венгрия) и Адам Холланек («Фантастика», Польша). Их сопровождали венгерские писатели-фантасты Золтаи Чёрнаи и Пасло Лёринц и заведующий международным отделом «Фантастики» Яцек Родек.

Гости с удовольствием осмотрели международную выставку «Время — Пространство — Человек», в ходе состоявшихся бесед достигнута договоренность об обмене различными материалами.

Не удивительно, что деятели НФ из-за рубежа в первую очередь навещают именно наш журнал: только здесь есть специализированный отдел НФ, и это отражается в публикациях. Лишь за последний год мы, кроме регулярно публикуемых НФ-рассказов и картин художников-фантастов, поместили материалы по болгарским клубам прогностики и фантастики (№ 7 за 1982 год и №4 за 1983 год|, полный отчет Артура Кларка, бывшего гостем нашего журнала, о пребывании в СССР |№ 10 за 1982 год), анкету для советских КЛФ (№ 7 за 1982 год) и обзор ответов на нее (№ 1 за 1983 год), интервью с координатором Европейского комитета НФ Пьером Барбе (№ 1 за 1983 год) и известным американским фантастом Джеймсом Ганном (№ 5 за 1983 год), ответы девяти советских писателей-фантастов на вопросы румынского НФ-альманаха «Антиципация» (№6 за 1983 год), иллюстрированную статью о фантастических инопланетных разумных существах (№ 10 за 1982 год), обширные материалы об удивительных прогнозах французских фантастов Жюля Верна (N9 4 за 1983 год) и Альбера Робида (№3 за 1983 год), — адреса некоторых советских КЛФ (№ 7 и 10 за 1982 год, № 4 за 1983 год) и т. д. Проводимая «ТМ» линия на открытие новых имен в советской фантастике привела к тому, что только за последние 5 лет на страницах журнала выступили с первыми рассказами Б. Руденко, Л. Гирсов, А. Варакин, Д. Нежданов, Э. Пашицкий, М. Шаламов, летчик-космонавт СССР Ю. Глазков и многие другие. Большей, частью дебюты эти оказываются весьма удачными: достаточно упомянуть, что, например, первый рассказ А. Кравченко из Кишинева «Последний бой» экранизируют сейчас на Киевской студии мультфильмов. Характерно, что первый номер первой в стране НФ-газеты «Великое Кольцо», издаваемой КЛФ «Зодиак» из Сенгилея, открывается статьей из «ТМ», а последняя ее полоса целиком отведена под перепечатку повести Э. Гамильтона «Сокровище Громовой Луны» также из «Техники — молодежи»...

Наш корреспондент М. Пухов задал П. Куцка и А. Холланеку несколько вопросов. Ответы предлагаем вашему вниманию.

— Каково нынешнее положение с НФ-литературой в ваших странах?

П. КУЦКА. Научная фантастика в Венгрии зародилась совсем недавно, в конце 2-го тысячелетня. А точнее, в XVII веке. Именно тогда появился фантастический роман «Подземное путешествие Миклоша Климнуша». Этой книги сейчас не сыскать, во всем мире сохранилось всего два или три экземпляра. А вот тиражи журнала «Галактика», выходящего раз в два месяца, и ежегодного альманаха «Метагалактика» составляют уже 60 тыс. Но и это не рекорд — некоторые НФ-новннкн прошлого года напечатаны в количестве 150— 200 тыс. экземпляров.

А. ХОЛЛАНЕК. Да и мы на тиражи не жалуемся. Наш журнал «Фантастика» — а он издается ежемесячно, начиная с октября 1982 года, — имел сначала 100 тыс. подписчиков, сейчас их число увеличилось в полтора раза, и это даже привело к своеобразной проблеме: все любители, естественно, хотят иметь полный комплект «Фантастики», но у 50 тыс. подписчиков номеров за прошлый год нет, и взять их неоткуда. А тиражи НФ-кннг варьируются обычно в пределах 50— 150 тыс. Кстати, на Западе этот показатель (если не говорить о бестселлерах), как правило, не превышает 20 тыс. Добавлю, что в год у нас, в Польше, публикуется около 50 НФ-книг, из них примерно 30 — оригинальные произведения, остальное — переводы и переиздания.

— А много ли новых имей появилось за последние десятилетия «на фантастическом горизонте» ваших стран?

П. КУЦКА. Очень много. Мне, к счастью, за примером далеко ходить ие надо, достаточно представить своих друзей, которые здесь присутствуют. Золтан Чёрнан — представитель среднего поколения писателей. Широко известны его НФ-романы — «Тайна на Крыше Мира» (1961), «Баллада потока» (1964) и «Атлеонтис» (1971). Первые два вышли до появления известной книги Э. Дённкена, но посвящены аналогичным проблемам. А его рассказ «Эксперимент Аргус-I» переведен, по-моему, на все языки мира. К тому же Золтан — секретарь рабочего комитета по НФ при Союзе писателей Венгрии и главный редактор выходящего раз в квартал бюллетеня НФ, в котором мы освещаем собы

Ленинградский художник АЛЕКСАНДР ПРОСТЕВ — дебютант нашей выставки «Время — Пространство — Человек». Ему 27 лет, он студент Ленинградского государственного художественного института имени И. Е. Репина. Воспроизводим некоторые его работы:



«Дом человеческий»,

«Золотой шар»,

«Утро на Гиссарской обсерватории».

тия в венгерской и мировой фантастике. А вот Ласло Лёрннц — писатель совсем молодой. Его дебют состоялся неожиданно для всех. Мы собрались поместить в «Галактике» рассказ одного западного писателя, но возникли разногласия по поводу гонорара, и срочно потребовалась замена. Так появился первый рассказ Ласло Лёрница, еще никому не известного. Но оказалось, это у него далеко не первая публикация: уже издал каталог монгольских сказок (что неудивительно — ведь он по профессии филолог-монголист) и переводы монгольской же поэзии. А теперь переключился на НФ, опубликовал сборник рассказов «Стыд Большого Купола», подготовил к печати еще три книги — «Долгое сафари», «Подземные пирамиды» и «Реквием на утиных ножках». Вообще, когда речь заходит о моих друзьях, я рассказываю всем поучительный анекдот про Рокфеллера. Однажды некий репортер, с трудом прорвавшись к миллиардеру, спросил его, как же он ухитрился стать таким богатым. Тот якобы ответил: «Очень просто. Я всегда подыскивал сотрудников умнее себя». Вот так и я. Только мое богатство иного рода...

А. ХОЛЛАНЕК. Традиции польской фантастики тоже давние — достаточно вспомнить известный советским читателям роман Е. Жулавского «На серебряной планете». А иыне активно работающих польских фантастов — десятки. Меньше всего писателей старшего поколения (я отношу себя к их числу): С. Лем, К. Борунь, К. Фиалковский, А. Вишневский-Снерг, первый роман которого «Робот» был назван нашими читателями лучшим произведением польской фантастики последних десятилетий. К среднему поколению относятся известный советским читателям Я. Зайдель, М. Паровский и другие. А затем следует очень большой отряд молодых во главе с В. Жвикевичем. Издательство КАВ, издающее массовыми тиражами новинки польской НФ (и получившее, кстати, на двух последних «Евроконах» призы за лучшую книжную серию), выпускает сейчас многотомную антологию произведений молодых писателей. Да пожалуй, и наш журнал основной упор делает на поиск новых талантов. Мы, например, проводим постоянный конкурс НФ-пронзведений. Это не только рассказы, но и картины и рисунки.

— Кстати, давайте поговорим о развитии других видов фантастического искусства. НФ, как мы знаем, не исчерпывается одной литературой...

П. КУЦКА. Что касается живописи, то ваша выставка «Время — Пространство — Человек» с ее тысячным собранием картин — явление, бесспорно, уникальное. Здесь нам приходится вас догонять. Недавно в будапештском издательстве Ф. Мора состоялась выставка НФ-произведений венгерских художников. Для поощрения участников многие организации выделили ряд премий: различные министерства, художественный фонд, издательства, даже крупные книжные магазины. Но хотя в Венгрии есть художники-фантасты, в Союзе художников соответствующей секции нет. Они группируются вокруг рабочего комитета по НФ при Союзе писателей. Среди них есть 5— 6 художников-профессионалов, очень хороших. Я обязательно пришлю вам слайды с их работ. А если одна из встреч писателей-фантастов социалистических стран состоится в СССР, то можно будет привезти и картины. И неплохо бы издать на всех языках антологию НФ социалистических стран, обязательно с репродукциями работ лучших художников-фантастов.

А. ХОЛЛАНЕК. А вот в Польше НФ-жнвопись только-только зарождается. Признаюсь честно, знакомясь с вашей выставкой, я испытывал настоящую зависть. Однако мы уже опубликовали несколько рисунков, поступивших на конкурс, и вскоре, думаю, сможем принять участие в обмене слайдами. А в будущем планируем создать при журнале клуб фантастов-пррфессионалов: туда будут входить и литераторы, и критики, и художники, и деятели кино...

— Мы перешли к кинематографу. Принято считать, что в кино для НФ наступил «золотой век». Что можно сказать по этому поводу?

П. КУЦКА. НФ-фильмов в Венгрии выходит на экраны действительно много, но в основном это иностранные фильмы, отечественных практически нет. Правда, я сам недавно написал сценарий такого фильма, называется «Транспорт». Ставить его собирается режиссер Андреаш Сурдн... Да, упускать из виду НФ-кино никак нельзя. Сейчас появился новый канал, по которому оно достигает широкой аудитории, — видеомагнитофоны. Благодаря видеокассетам имеется возможность посмотреть то, что еще не вышло на экраны. Например, НФ-фильм «ЕТ» («Инопланетяне») пойдет у нас в прокате только осенью, а на видеокассетах, которые продаются в магазинах, он уже есть.


А. ПРОСТЕВ. «И снова Земля».

А. ХОЛЛАНЕК. И в Польше видеомагнитофоны становятся все более популярными. А вот выбор польских НФ-фильмов по-прежнему беден. Как правило, это объясняют слабыми якобы техническими возможностями. Но я бы не рекомендовал слепо подражать западному кинематографу. В хорошей НФ техника играет все-таки лишь вспомогательную роль. А когда ее слишком много — как в тех же «Звездных войнах», — это утомляет и заслоняет смысл происходящего.

— Наконец, последний вопрос. У нас наряду с мнением, что специализированный НФ-журнал обязательно нужен, можно услышать и противоположное: зачем, мол, такое издание, не лучше ли выпускать в год еще 5-10 книг? По объему, дескать, получается одно и то же...

А. ХОЛЛАНЕК. Нет, разумеется, специализированный журнал НФ необходим. Ведь мы, например, печатаем не только фантастику, но и критику, интервью, биографические и библиографические сведения, информацию о международных встречах и награждениях. Где, кроме специализированного журнала, помещать такие материалы? А если оии будут рассыпаны по другим, неспециализированным, как их будет искать читатель? Кроме того, производственный цикл журнала короче, это позволяет оперативно публиковать новинки жанра. Наконец, журнал НФ является естественным центром, вокруг которого группируются писатели, художники, клубы любителей фантастики — а их, как мы знаем, много и в Польше, и в Венгрии, и в СССР.

П. КУЦКА. Основываясь на десятилетнем опыте нашего издания, могу добавить, что специализированный журнал НФ дает неоценимые возможности для пропаганды лучших образцов мировой фантастики. Очень часто весь номер «Галактики» целиком посвящен творчеству писателей и художников какого-то одного государства — например, СССР, Болгарии или Польши, — и это позволяет раскрыть перед читателями достаточно полную панораму НФ в данной стране. И такой подход приносит свои плоды. «Галактика», несмотря на языковые барьеры, с каждым годом завоевывает все более широкую международную популярность. Например, шведский фантаст С. Лундвалл в своей работе по истории фантастики включил ее в тройку лучших НФ-журналов мира.