«Техника-молодежи» 1982 №7, с.11-13
С. ЛЕФТЕРОВ. Пришелец из Андромеды. Масло. 1965. |
По развитию научно-фантастической живописи, этого нового жанра изобразительного искусства, который набирает силу буквально с каждым годом, Народная Республика Болгария стоит сегодня на одном из первых мест в социалистическом мире. Одна из главных причин этого — завидная организованность болгарских любителей фантастики, располагающих широкой сетью любительских объединений под названием «Интегральные клубы прогностики, фантастики и эвристики». Они находятся под внимательной и заботливой опекой Димитровского коммунистического союза молодежи. Ведь первая трудность, с которой зачастую сталкивается наш самодеятельный художник-фантаст, — это отсутствие, с одной стороны, помещения, где он мог бы выставлять свои работы, а с другой, как ни парадоксально, — подготовленной аудитории.
Болгарские коллеги наших художников, работающих в новом и трудном жанре искусства, естественным образом группируются вокруг клубов прогностики и фантастики, показывают свои картины на заседаниях клубов и ежегодных фестивалях, из их картин составляются красочные альбомы и буклеты, выпуск которых Координационный совет клубов приурочивает к проведению фестивалей. Такой альбом, изданный в прошлом году, целиком посвящен творчеству молодых художников-фантастов.
В альбоме помещены репродукции новых работ хорошо знакомых читателям «ТМ» лауреатов наших конкурсов Д. Янкова и П. Аврамова (руководителя, кстати, изобразительной секции софийского клуба «Иван Ефремов»); М. Табакова и В. Дамянова; К. Николова, творчество которого пронизано антивоенной темой; наконец, С. Лефтерова, некоторые картины которого воспроизводятся на этих страницах.
Стефан Лефтеров — «старейший» болгарский художник-фантаст (ему всего 37 лет). С нашим журналом его связывает давнее и хорошее знакомство. Первые его рисунки на космическую тему были написаны под влиянием замечательного советского ученого и художника Г. И. Покровского, бывшего на протяжении многих лет членом редколлегии «Техники — молодежи». Работа С. Лефтерова «Утро в Астрограде» была опубликована в «ТМ» № 1 за 1964 год. Картину «Транспорт будущего» представитель редакции демонстрировал на выставке в Токио во время международного симпозиума по научной фантастике (1970 год). Работа «Соляриада» воспроизведена в «ТМ» № 8 за 1980 год.
Как и у многих фантастов (писателей и художников), основные занятия С. Лефтерова связаны с точными науками. Он окончил физический факультет Софийского университета, а ныне работает преподавателем кафедры высшей математики в городе Варне. «Естественно, моя работа не позволяет мне систематически заниматься космической живописью, — признается художник в письме в редакцию «ТМ», — но и у меня бывают периоды, когда я рисую. И нарисовал уже довольно много картин». Добавим от себя — превосходных картин!
Они демонстрировались на многих выставках — нескольких персональных в Софии и других городах Болгарии, на международном симпозиуме в Токио, на 3-м европейском конгрессе фантастики «Еврокон-3» в Познани (Польша). А с 1970 года в городском планетарии Варны развернута постоянная
экспозиция работ художника, которая периодически обновляется. Уже два года, как здесь еженедельно собирается клуб прогностики и фантастики «Андромеда», руководит которым опять-таки С. Лефтеров.
С. ЛЕФТЕРОВ. Появление НЛО. Пастель. 1981. | С. ЛЕФТЕРОВ. Масло. 1980. Рождение миров. |
Картины С. Лефтерова — это своеобразная гармония формы и цвета. Пусть некоторые из них, такие, как «Падающее солнце», трудно назвать прямыми иллюстрациями к научно-фантастическим романам и повестям, тем не менее навеяны они именно произведениями этого жанра.
«Нам хочется завязать более тесные контакты с советскими фантастами и вообще с людьми, увлеченными научной фантастикой», — пишет С. Лефтеров. О более тесных связях мечтают и многочисленные члены наших разрозненных пока клубов любителей фантастики (КЛФ) Учитывая их просьбы, сообщаем адрес Координационного совета движения болгарских интегральных клубов прогностики, фантастики и эвристики: НРБ, 1000, София, ул. Димитра Полянова, 2а.
МИХАИЛ ПУХОВ
К сведению читателей
В редакцию, особенно после публикации беседы с С. Павловым (№ 6 за 1981 год) и статьи А. Осипова (№ 11 за 1981 год), часто приходят письма, в которых читатели справедливо указывают на недостаточную организованность движения клубов любителей фантастики в нашей стране. Учитывая многочисленные пожелания, мы публикуем несколько вопросов для клубов.
1. Название и адрес КЛФ.
2. Количество и социально-возрастной состав членов клуба.
3. Основные направления и формы деятельности.
4. Организационная структура и распорядок работы.
5. Главные трудности, с которыми сталкивается клуб в своей деятельности.
6. Существующие и желательные формы связей с другими клубами и предложения по координации деятельности КЛФ.
Ждем ответов на эти вопросы. Сообщаем также адреса некоторых КЛФ, имеющиеся в нашем распоряжении.
«ВЕТЕР ВРЕМЕНИ»: 400066, Волгоград, Главпочтамт, до востребования! Завгородний Б. А. (председатель клуба).
«ДКФ»: 320100, Днепропетровск, бульвар Славы, 8-5-12, Головачев В. 3. (председатель клуба).
«ПРИТЯЖЕНИЕ»: 344018, Ростов-на-Дону, Буденновский пр., 72а, кв. 12, Битюцкий С. П. (отв. за переписку).
«ПРОГРЕССОРЫ»: 380005, Тбилиси, ул. Акопяна, 2, Вахтангишвили И. Н. (отв. за переписку).
«ФАЭТОН»: 380044, Тбилиси, ул. Ацкурская, 3, кв. 11, Петров В. В. (отв. за переписку).
А. КОРОБСКОЙ. А. Тамайо и Ю. Романенко, Офорт. 1981. | НАВСТРЕЧУ НЕВЕДОМЫМ МИРАМ В марте-апреле 1982 года в журнальном корпусе издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» проходила организованная редакцией «ТМ» выставка произведений художника-графика из Ростова-на-Дону, лауреата премии Ленинского комсомола Анатолия КОРОБСКОГО. На открытии выставки присутствовали дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР В. АКСЕНОВ, писатели-фантасты А. КАЗАНЦЕВ, С. ПАВЛОВ, Е. ГУЛЯКОВСКИЙ, руководитель творческой группы СХ СССР «Интеркосмос» Ю. ПОХОДАЕВ и художники — участники этой группы, представители Центрального телевидения и прессы. Данная экспозиция под названием «Революция и космос» явилась первой из ряда намеченных к организации редакцией «ТМ» персональных и групповых выставок художников космической темы. КОРОБСКОЙ родился на Кубани, а художественное образование получил в Краснодаре и Москве. Годы обучения у видных советских графиков А. ГОНЧАРОВА и Г. ЗАХАРОВА помогли оформиться характерным чертам творчества КОРОБСКОГО — восприятию жизни в самых динамичных ее проявлениях, подчеркнутому интересу к индустриальным темам, к современной технике, науке, производству. Он не увлекается чисто формальными поисками. То бегущий, штриховой, то скользящий, линейный рисунок, динамическое столкновение черно-белых объемов на одном листе, коллажные вставки фотографий, чертежей, текстов — самые разнообразные технические приемы подчинены у художника сюжетно-смысловым задачам. Завершением большого этапа творческих исканий А. КОРОБСКОГО стало начало работы в 1976 году над первыми офортными листами серии «Пионеры космоса». Он увидел связь темы космонавтики с революционными переменами в общественной жизни народов нашей страны, с бурным движением современной научно-технической революции. Художник, по его словам, «попытался в каждой работе космической серии соединить элементы фантазии с фотодокументом в едином изобразительном решении». | А. КОРОБСКОЙ. А.Леонов. Офорт. 1977. |
Сила мысли, помноженная на исполинскую мощь технической цивилизации, позволила человечеству выйти в околоземный космос и ощутить себя разумной частицей необъятного мира. Но вглядываясь в произведения КОРОБСКОГО, мы понимаем еще яснее, что неукротимое движение ввысь земной крылатой техники началось некогда с дробного бега степных скакунов, неслышного полета птицы, с бесстрашного взлета творящей человеческой мысли навстречу неведомым мирам.
Стихотворение номера ВЛАДИМИР МИХАНОВСКИЙ Берег вселенной Отрывок из поэмы румба. Но первого всегда бессмертентруд — Идущего туманами Колумба.Степной рассвет сочился хмуро, Алел восход, как след камчи. На влажных кровлях Байконура Дробились первые лучи. Карагандинские просторы, Земли блуждающие сны. Разлив тюльпановой весны, Столбов бегущие опоры. В лучах разбуженно пылая, Вдали ракета молодая Сигнала к запуску ждала. Еще победам он неведом Корабль — подобие орла. Застыло небо в напряженье... Еще жива вокруг трава, | Еще земное притяженье Не обрело свои права - К груди притягивать ракету, Намиловаться ею всласть, И замереть, утратя власть, И ждать известий до рассвета Путь в бесконечность - бесконечен, Но нужно сделать первый шагСквозь ломкой молнии зигзаг И метеорный град картечин. Был Королев сосредоточен. Неговорлив. Сутуловат. В поступках скор, в решеньях точен. Все понимал мгновенный взгляд:Бегущий в неизвестность путь, Планет нетронутых молчанье, Нетающие расстоянья, Колеблющейся почвы жуть. Еще не зная ни о чем, Кружил планеты хрупкий глобус. Качнулся и застыл автобус, Облитый зорьки кумачом. Красноречивее поэм Рассвет над степью лучезарен... И старший лейтенант Гагарин, Шагнув, поправил гермошлем Не зная про ракетный шквал, Тянулась к солнышку сурепка... Конструктор подошел и крепко, | Как сына, Юрия обнял. Он сам мечтал вонзиться в зори С тобой, овеществленный труд, Чтоб возраст побоку, и хвори, Что тело медленно грызут! Пробить с разбега облака И в космос ближний окунуться, Мир облететь, чтобы вернуться Потом сюда наверняка. — Ну что ж, пора, — сказал он, — Юрий, Приблизился расчетный миг. -По тяжким плитам доброй бурей Прошелся ветер и затих Замедленный ворчливый гром, Огня разбуженное море... Взмахните, радужные зори, Своим приветственным крылом! ...Казахский беркут в сонной сини, Ее пронзая на лету,В текучей солнечной пустыне Кругами резал высоту. Но вдруг потряс его удар, И уловил он острым взглядом, Как, источая быстрый жар, В зенит промчался некто рядом Неутолимо грохотанье... И покачнулось мирозданье, И беркут вдруг почуял связь С той птицею, что пронеслась |