«Техника-молодежи» 1982 №4, с.6-7
В соответствии с решениями XXVI съезда КПСС советские специалисты продолжают интенсивно вести «дальнейшее изучение и освоение космического пространства в интересах развития науки, техники и народного хозяйства». Годовщина исторического форума коммунистов страны ознаменовалась выдающимся достижением нашей космонавтики: 1 и 5 марта совершили посадку на поверхность Венеры — самой загадочной и самой негостеприимной планеты солнечной системы — спускаемые аппараты автоматических межпланетных станций (АМС) «Венера-13» и «Венера-14».
Исследования Венеры лежат в традициях русской астрономической школы. Как известно, первое серьезное научное открытие на ней — обнаружение «знатной» атмосферы — было сделано основоположником отечественной науки М. В. Ломоносовым. И по крайней мере три четверти того, что стало известно о Венере за годы космической эры, получено с помощью советских АМС. Не случайно зарубежные журналисты зачастую именуют ее «русской планетой». Что ж, последний эксперимент убедительно подтвердил справедливость этих слов.
В 1975 году, когда на Венере работали сразу два советских аппарата, мы впервые увидели, как выглядит ее поверхность. Много интересного открыла и следующая пара наших «Венер», работавшая «в компании» с американскими атмосферными зондами «Пионер» в конце 1978 года. Естественно, это подогрело «аппетиты» ученых, что и сказалось на оснащении наших новых станций.
30 октября прошлого года в далекий путь отправилась «Венера-13», а 4 ноября стартовала «Венера-14». Все четыре месяца полета обе АМС вели исследования межпланетного пространства. В частности, в рамках советско-французской программы выполнялись эксперименты по определению местоположения и характеристик галактических источников гамма-излучения; с помощью магнитометра, разработанного специалистами Австрии, исследовалось межпланетное магнитное поле.
Но с особым нетерпением, как всегда, ожидался самый важный этап экспедиций — посадка на Венеру и проведение широкого комплекса исследований в атмосфере и на поверхности. Во время спуска, длившегося чуть больше часа, проводились комплексные исследования химического и изотопного состава атмосферы и облаков, структуры облачного слоя, эксперименты по спектральному анализу рассеянного солнечного излучения и регистрации электрических разрядов в атмосфере, исследовались аэрозольные частицы в облачном слое.
Впервые со спускаемых аппаратов получены цветные панорамы венерианской поверхности. Съемка производилась последовательно через красный, синий и зеленый светофильтры. На Земле эти изображения синтезировались с помощью ЭВМ. Места посадки аппаратов были выбраны так, чтобы «посмотреть» разные по характеру местности — вулканическую равнинную область изучал посадочный аппарат «Венера-13», а гористую, в тысяче километров юго-восточнее, — «Венеры-14».
Пейзажи отличаются и от тех, что мы видели в 1975 году, и друг от друга. «Венера-14» зафиксировала более сглаженную пустыню, камней вокруг нее было поменьше, чем около «Венеры-13», а породы — потверже. Прибор, исследующий физико-механические свойства грунта, определил, что в месте посадки «Венеры-13» порода рыхлая (по данным геохимиков, это щелочные базальты), но гораздо тверже песка — автомобиль там свободно мог бы двигаться.
Впервые в истории земной аппарат исследовал элементный состав грунта Венеры. Задача, которая стояла перед создателями грунтозаборного устройства, была сложнее, чем та, которую пришлось решить при взятии проб лунного грунта. Чтобы радиоизотопный прибор «Арахис» мог надежно определить состав пробы, давление в камере, куда она поступает для анализа, должно быть в пределах от 40 до 55 мм рт. ст. Но ведь за бортом станции давление в две тысячи раз большее! Специалистам удалось технически красиво преодолеть эту трудность.
Через полминуты после завершения спуска автоматически включился электродвигатель буровой установки. Буровой инструмент быстро опустился в пространство между «шаром» посадочного аппарата и «тором» системы мягкой посадки. Сначала грунта коснулся не сам бур, а «зубастая пятка» с центральным отверстием. С помощью специальной пружины она плотно прижалась к грунту, что гарантировало попадание проходящего сквозь нее бура в грунт даже в том случае, если бы аппарат стоял наклонно или под инструмент попал камень. Затем включилась система, которая медленно, но с большим усилием, рассчитанным на минералы очень высокой твердости, начала вращать бур. Последний представляет собой полую трубку, в центре которой резцы приварены под углом друг к другу, образуя своеобразное «стреловидное крыло».
Бурение продолжалось две минуты, инструмент углубился на 30 мм и заполнился венерианской породой. Теперь предстояло самое сложное — доставить грунт к прибору. Поскольку использовать механические системы в условиях Венеры чрезвычайно трудно, здесь прибегли к «принципу пылесоса». Вот как он был осуществлен. Пиропатрон прорвал мембрану небольшой емкости, в которой сохранялось давление в одну атмосферу. Под напором внешнего воздуха грунт по трубопроводу буквально «вдулся» в емкость и, задержанный фильтром, высыпался в «ловушку-ампулу». При этом, естественно, давление в ней сравнялось с наружным, и его надо было резко снизить. Взрыв следующего пиропатрона герметично закупорил ловушку. Еще один взрыв, и она соединилась с десятилитровой вакуумной емкостью, из-за чего давление в ней сразу снизилось до расчетного. Снова сработал пиропатрон — и ампула с грунтом в приборе; высыпавшийся через ее отверстия на лоток грунт стал объектом исследования «Арахиса».
Три часа продолжалась работа обеих станций на Венере, три часа шел на Землю поток уникальной информации. Обработка данных — дело кропотливое и долгое. Но уже первые результаты говорят о том, что 25-летие космической эры, которое будет отмечаться 4 октября, советская наука встречает новыми успехами, достойными родины космонавтики.
МАРИНА РАСИМОВА, инженер
Панорамы поверхности Венеры, полученные с помощью телефотометров АМС «Венера-13» (вверху) и «Венера-14». На посадочном устройстве можно разглядеть вымпел с гербом СССР, показанный слева.