«Техника-молодежи» 1982 №10, с.5-11



С. П. КОРОЛЕВ и Ю. А. ГАГАРИН на торжественном митинге коллектива ОКБ в честь первого космического полета человека 14 апреля 1961 года.

СЛОВО О СЕРГЕЕ ПАВЛОВИЧЕ КОРОЛЕВЕ

АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВ, академик, президент АН СССР


Выход людей за пределы атмосферы нашей планеты — самое, пожалуй, потрясающее событие нашего времени — целиком связан с именем замечательного советского ученого. Главного конструктора ракетно-космических систем, дважды Героя Социалистического Труда, академика Сергея Павловича Королева.

Деятельность С. П. Королева и значение ее невозможно переоценить. Его работы коренным образом изменили соотношение сил, сложившееся в послевоенном мире. Та огромная мощь, которую продемонстрировала наша страна во время второй мировой войны, вызвала беспокойство в основных странах капитализма. Сразу же после войны вокруг наших границ западные страны начали создавать авиационные базы, снабженные ядерным оружием. Энергично готовились так называемая «предупредительная война» против Советского Союза, которая угрожала самому его существованию.

Сергей Павлович оказался тем человеком, который, решив новую научно-техническую проблему, помог поднять на должный уровень обороноспособность страны. В результате его трудов и трудов тех ученых и конструкторов, которые работали вместе с ним, стало ясно, что для современных технических средств на земном шаре нет недоступного места, что не может быть безнаказанного развязывания войны против нашей страны. В этом огромная заслуга Сергея Павловича Королева.

Мне не пришлось непосредственно работать с Сергеем Павловичем, но по ряду вопросов мы с ним встречались. Мы обсуждали различные виды ракетного топлива, даже возможность применения ядерных двигателей в ракетной технике. Нам обоим были интересны довольно многочисленные проблемы. Чтобы поговорить о них, я как-то приехал в организацию, которой руководил Сергей Павлович. Сначала он показал мне множество разработок, проведенных его организацией, а затем пригласил в свой кабинет. Там были развешаны чертежи, по которым он мне рассказал о планах проникновения в космическое пространство, познакомил с расчетами и траекториями различных полетов — к Луне, в облет Луны, на Венеру, к Марсу. Мне казалось, что я попал в какую-то фантастическую ситуацию. Надо сознаться, что хотя я не впервые видел сложные технические новинки и проекты, но все увиденное тогда произвело на меня глубочайшее впечатление. Как будто я попал в невероятный фантастический мир. Никак не верилось, что можно в столь короткие сроки и человеческими силами решить подобные задачи.

Мы долго беседовали, обсуждали разные варианты использования — в космосе, на Земле, под водой — той техники, которая у нас уже имелась. Сергей Павлович подробно рассказывал о том, как решаются те или другие задачи. После этой встречи у меня сложилось впечатление о Сергее Павловиче как о богато одаренном человеке, целеустремленном, требовательном к строгости научных рассуждений, к собственным разработкам. После этого мы не раз встречались, вместе рассматривали различные задачи, и каждый раз меня поражала глубина, с которой он подходил к их решению. К тому времени в ракетной технике образовалось много направлений, их создали и возглавляли замечательные конструкторы, очень квалифицированные люди. Тем не менее Сергей Павлович выделялся даже среди этих выдающихся конструкторов.

Весьма полезным для развития ракетно-космической техники оказалось сотрудничество Сергея Павловича с Мстиславом Всеволодовичем Келдышем. Келдыш был увлечен той деятельностью, которую развивал Королев, он очень быстро направил в эту сферу внимание многих великолепных математиков, механиков и других специалистов. Именно он первый стал применять в области ракетной техники вычислительные машины, которые до этого в зачаточном состоянии использовались только в ядерной физике. Участие Келдыша в этих разработках позволило решить, по сути дела, все задачи механики, которые ставились в столь сложных условиях. К Королеву и Келдышу примыкал еще Игорь Васильевич Курчатов. Этот знаменитый триумвират, или «три К», как мы их называли, представлял собой творческое содружество, сыгравшее огромную роль в укреплении могущества нашей Родины.

О Сергее Павловиче у меня остались самые светлые воспоминания. Это был человек-творец, увлеченный сам и умевший увлекать всех, кто работал рядом с ним. Он организовал огромное по масштабу и по научной сложности дело, повлиявшее на психологию человечества нашего века. Это был колоссальный вклад в развитие нашей науки, промышленности нашей страны. Новая область техники потребовала от других ее областей перехода на новую основу, на улучшение технологии, на достижение тех невероятных точностей, которые никогда раньше наша промышленность не знала и не осваивала. Все это вместе взятое создало материальную базу для того, чтобы наша страна с полным основанием могла выдвинуть Программу мира и интенсивно проводить ее в жизнь.

Вот почему советский народ будет всегда чтить имя замечательного ученого — Сергея Павловича Королева.
СОЗДАНИЕ СОВЕТСКИМИ УЧЕНЫМИ МОГУЧЕГО СОВРЕМЕННОГО ОРУЖИЯ В ОТВЕТ НА ПРОИСКИ ПОДЖИГАТЕЛЕЙ ВОЙНЫ ПОКОНЧИЛО С ЯДЕРНОЙ МОНОПОЛИЕЙ ИМПЕРИАЛИЗМА, СДЕЛАЛО НЕСОКРУШИМОЙ ОБОРОНУ НАШЕЙ СТРАНЫ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОНО ПОМОГЛО УКРЕПИТЬ ПОЗИЦИИ СИЛ МИРА ВО ВСЕМ МИРЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНО УМНОЖИЛО ВОЗМОЖНОСТЬ НАШЕГО МИРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

В ВЕКАХ БУДЕТ ЖИТЬ ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ СОВЕТСКОЙ НАУКИ В ДЕЛЕ СОЗДАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ И ОСВОЕНИЯ КОСМОСА.

Л. И. БРЕЖНЕВ

Перед звездный стартом

Начало космической эры неразрывно связано с именем С. П. Королева. В январе этого года в честь 75-летия со дня его рождения в Москве прошла специальная научная сессия, открытая президентом АН СССР А. П. Александровым. Наряду с его выступлением публикуем также лекцию С. П. Королева по истории ракетной техники в нашей стране.

Об этой лекции нужно сказать особо. Современная ракетная техника как новый вид техники у нас начала интенсивно развиваться на практике еще в довоенный период, но в силу ее принципиальной новизны и сложности почти все созданные тогда образцы (за исключением «катюш») оставались на уровне экспериментальных, так как по эффективности с учетом экономических затрат на разработку, изготовление и обслуживание еще не могли успешно конкурировать с авиацией, артиллерией и стратостатами. Но к концу второй мировой войны фашистское руководство Германии, у которого в преддверии краха уже не оставалось никаких надежд, пошло на очередную авантюру и, не считаясь с затратами, запустило в массовое производство управляемые крылатые и баллистические ракеты. Хотя из-за недоработанности конструкции, ее низкой надежности и высокой стоимости, применение этих ракет нанесло Германии в конечном счете больший ущерб, чем Англии, тем не менее на практике были продемонстрированы огромные потенциальные возможности нового оружия. И США предприняли все усилия, чтобы срочно заполучить его в свой арсенал, вывезя за океан все сохранившиеся ракеты, документацию и немецких специалистов. Учитывая назревавшую угрозу и развернутую империализмом «холодную войну» против СССР, Коммунистическая партия и Советское правительство осуществили энергичные планомерные мероприятия по созданию в стране современного ракетостроения как новой отрасли промышленности. Общее научно-техническое руководство разработкой мощных баллистических ракет было поручено совету главных конструкторов во главе с 40-летним тогда инженером Королевым.

Одной из важнейших проблем новой отрасли была проблема кадров. Ведь специалистов-ракетчиков в стране тогда было всего несколько десятков, причем большая их часть осталась работать в ракетной артиллерии и реактивной авиации. Ждать, пока будут подготовлены молодые кадры, было некогда. Вот тогда при МВТУ имени Н. Э. Баумана и были организованы Высшие инженерные курсы по переучиванию специалистов самых разных областей — от паровозников до пушкарей — в ракетчики. А поскольку преподавателей — специалистов по ракетам тоже не было, основные учебные курсы стали вести те, кто одновременно играл основную роль и в разработке новых советских ракет. Так и С. П. Королев стал тогда профессором Высших инженерных курсов и прочитал на них свой классический курс лекций «Основы проектирования ракет дальнего действия», ставший исходным для развития всего высшего образования по этой тематике. Но, учитывая, что его слушатели имели самое поверхностное представление о деле, которым им предстоит серьезно заниматься, Королев решил предварить чтение курса специальным «Историческим введением».

Ведь теперь очень интересно знать, что и как рассказывал человек, заложивший основы ракетостроения, тем, кто знал об этой технике лишь по фантастическим книгам А. Толстого и А. Беляева да кое-что слышал о «катюшах.» и немецких «Фау», но кто должен стать основными его сотрудниками в КБ, НИИ, на заводах, испытательных станциях и полигонах. Обращает на себя внимание тот факт, что Королев читал лекцию не как участник описываемых событий, а как бы со стороны, не сказав, что он был начальником ГИРДа, руководителем работ по ракетоплану, главным конструктором ракетных летательных аппаратов в Реактивном научно-исследовательском институте. Лишь говоря о руководителях бригад ГИРДа, он назвал и свою фамилию, но, видимо, так невнятно, что стенографистка разобрала только первый слог «ко»...

Очевидно, необходимость в учебных пособиях по ракетной технике была тогда столь острой, что уже 24 марта наспех расшифрованная и неотредактированная стенограмма была передана для срочного издания литографским способом в типографии МВТУ. Да в то время, кроме самого Королева, никто бы и не смог ее отредактировать, ведь даже терминологию ракетной техники знали тогда немногие, а историю — только ее непосредственные творцы. Но Главному конструктору заниматься редактированием в то время было абсолютно некогда. Хорошо, что ему хотя бы удавалось вырываться из текущих дел и раз в две недели читать очередную лекцию. Если в 1935 году, руководя сравнительно маленьким ракетным коллективом, он писал, что «загружен выше всяческой человеческой меры», то как же приходилось ему работать в конце 40-х — начале 50-х годов, когда на него была возложена основная ответственность за решение задачи государственной важности по созданию ракетно-ядерного щита Родины и одновременно по организации ракетных исследований верхней атмосферы, успешно начатых в СССР в том же 1949 году.

Теперь, когда историками науки и техники досконально изучено каждое событие, связанное с созданием первых ракет, с жизнью и деятельностью их творцов, редактирование этих лекций уже не представило большого труда. При этом мы исходили из того, что сегодня основной интерес представляет собой общее направление освещения предмета Королевым, а не все те, видимо, особенно нужные тогда, конкретные конструкции и данные ракет, на которых он подробно останавливался. Сейчас эти данные достаточно широко освещены в литературе, в частности, в прошлогодней «Исторической серии «ТМ», и поэтому здесь они в основном опущены.


С. П. КОРОЛЕВ: ОТРАДНО ОТМЕТИТЬ, ЧТО ЭТА СЕРЬЕЗНАЯ РАБОТА БЫЛА НАЧАТА В РОССИИ
Историческое введение в курс проектирования ракет дальнего действия

Приступая к изложению истории развития ракет дальнего действия (РДД), мне хочется отметить, что вообще во все века стремления техников и людей науки были направлены на овладение скоростью и дальностью, но тем не менее нам не потребуется забираться в очень ветхую древность.

Наверное, вы слышали, что толчком к развитию ракетной техники в Европе можно считать открытие секрета черного пороха в конце XIII — начале XIV столетия. И не стоит дальше искать исторических моментов, которые бы пояснили нам возникновение древней ракетной техники. Более того, если критически подойти к тем сведениям, которые мы имеем об этом периоде, то оказывается, что большинство из них относится к легендам и фантазиям. Вообще XIV, XV и XVI века очень бедны какими-нибудь сохранившимися источниками и данными. Так, в сочинении итальянского ученого Муратория (1379 год) встречаемся с упоминанием о применении ракет как снарядов. В 1405-1420 годах тоже имеются отрывочные сведения, которые, по-видимому, говорят о ракетах на черном порохе.

Таким образом, нам кажется, что правильно будет считать совершенно достоверным событием, положившим начало работы по ракетной технике не только в России, но и в Европе, закладку в Москве ракетного завода Петром I, осуществленную в 1860-е годы. Хочется подчеркнуть, что ракетным заводом, или, как тогда говорили, заведением, очень много занимался сам Петр I. Отрадно отметить, что эта серьезная работа была начата в России. Здесь впервые на Европейском континенте было организовано производство ракет на государственном предприятии.

Около двух веков ракеты постепенно совершенствовались и в середине XIX века были грозным оружием, но дальнейшая их судьба такова, что к 1900 году практически все работы над ними были прекращены всеми государствами. В частности, в Англии они закончились в середине XIX столетия, в Австралии — в 1867 году, в Германии — в 1872 году и, наконец, в России — в 1897 году, когда ракеты были сняты с вооружения в Туркестанском военном округе. Это легко можно объяснить тем, что ракета была вытеснена появлением нарезной артиллерии на бездымном порохе. Таким образом, применение и развитие ракет как снарядов и первые работы по достижению с их помощью большой дальности, в частности, работы генерала К. И. Константинова, к концу XIX века прекратились.

На фоне такого положения перед нами встает гигантская фигура К. Э. Циолковского. О его трудах все вы знаете, знаете о его замечательной, исключительно плодотворной жизни. Несомненно, что Циолковскому следовало бы посвятить не одно занятие, и каждому из вас, быть может, следует посвятить не один день изучению его трудов для того, чтобы понять, как глубоко и как исключительно подробно в них освещены все вопросы, которыми мы занимаемся в настоящее время. Без преувеличения можно сказать, что почти нет ни одного вопроса, которыми мы сейчас занимаемся, который бы не был им обдуман. Иногда говорят, что Циолковский — это самоучка. Он действительно самоучка, потому что сам создал те знания, которыми пользовался. Мы ценим К. Э. Циолковского как ученого-экспериментатора, самоучку по образованию, который неустанным трудом поднялся до необычайных высот научного предвидения и утвердил приоритет нашей Родины в такой важной области, как ракетная техника.

Хочется подчеркнуть, что Циолковский был горячим патриотом своей Родины, своей Советской Отчизны. В последние годы жизни ему посчастливилось работать при Советской власти. Можно лишь с чувством горечи отметить, что царское правительство душило его работу, игнорировало ее вопреки всему миру, ибо


Взлет первой советской жидкостной ракеты ГИРД-09 конструкции М. К. ТИХОНРАВОВА, совершившей в 1933 — 1934 годах 6 полетов.

идеи, впервые высказанные Циолковским, получали широкое распространение почти во всех передовых странах мира.

Суть своих работ Циолковский выразил в следующих словах: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Вот какие мечты носил в себе скромный учитель!

Мы не будем сегодня заниматься биографией Циолковского, а остановимся на тех основных идеях, которые заложены в его работах и трудах.

В 1896 году Циолковский приходит к выводу, что ракета — единственное техническое средство, которое не имеет предела дальности и может вылететь в надатмосферное пространство. Его работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованная в 1903 году, является первой попыткой, и практической, и теоретической, разработать и обосновать применение ракет дальнего действия. Характерно, что Циолковский во всех работах ставит перед собой задачу о вылете человека в надатмосферное и межпланетное пространство. Он подробно анализирует движение ракетного аппарата как в среде без тяготения, так и с его учетом.

Что же дал Циолковский нашей современной технике? Прежде всего он дал ряд решений по теории ракетного полета, которые широко применяются во всех странах. Им решается задача о работе, затрачиваемой на преодоление сил тяготения и сил сопротивления. Им предлагается новый тип двигателя с изменением тяги по выбранному закону с учетом изменения тяготения и делается вывод, соответствующий современным данным.


Крылатые ракеты, разработанные в Реактивном НИИ под руководством С. П. КОРОЛЕВА в 1934-1937 годах. Сверху вниз: малые неуправляемые — 48, зенитные управляемые — 217/I и 217/II, управляемые дальнего действия — 212 на стартовых ракетных салазках.

Какая разница между ракетой на черном порохе и ракетой с двигателем, управляемым по желанию человека? Сейчас этот вопрос кажется чрезвычайно простым, но в 1903 году это не было так просто. То, что Циолковский предложил двигатель на жидком топливе, является крупнейшим принципиальным шагом вперед в развитии применения ракет дальнего действия. Он не просто затронул вопрос о применении двигателя на жидком топливе, но и исследовал пути использования высококалорийных жидких горючих и окислителей, уделив особое внимание жидкому кислороду. Современные ракеты дальнего действия как раз работают на жидком кислороде.

Применение высококалорийного топлива связано со стойкостью материалов двигателя и проблемой охлаждения. Он исследует все это и особенно глубоко занимается вопросом жидкостного охлаждения, имеющим огромное значение, если учесть громадное количество тепла, которое нужно отвести с поверхности камеры сгорания в единицу времени. И здесь Циолковский вносит целый ряд практических предложений.

Значительное место в его работах занимают вопросы эффективности ракеты как движущейся системы в энергетическом и весовом отношении. Все они и, в частности, вопрос о системе и принципе подачи топлива им разрабатываются всесторонне, благодаря чему впервые предлагается насосная система подачи.

Циолковский впервые исследует и схему составных ракет, позволяющую наиболее полно использовать энергетические и весовые возможности. Для получения нужных значений больших скоростей им развивается идея составных космических ракетных поездов. Запускается целое семейство взаимно связанных ракет. По мере выгорания топлива отбрасывается их часть, ставшая излишней, и движущаяся система, сохраняя необходимое соотношение масс, достигает нужной скорости и дальности.

Много внимания Циолковский уделяет управляемости и устойчивости полета. То обстоятельство, что он исследовал проблему вылета в надатмосферное пространство, натолкнуло его на мысль об особой системе управления, связанной с газовой струей продуктов сгорания, отбрасываемых в процессе полета.

Нельзя пройти мимо работ Циолковского, связанных с полетом человека. Им исследуются многие вопросы этой проблемы, в частности, поведение организма на высоте при ускорениях, причем его выводы находятся на современном уровне знаний. Он подробно разрабатывает отдельные вопросы, связанные с жизнью будущих путешественников в дальних и межпланетных ракетах. Ученый развивает в своих сочинениях и проект создания искусственного спутника — станции, острова около Земли для промежуточной посадки ракет дальнего действия.

Наряду с проявляющейся во всех его работах увлеченностью проблемой вылета человека в межпланетное пространство необходимо отметить и такую характерную особенность: он почти всегда разрабатывает план максимального развития того или другого вопроса в будущем и одновременно тут же дает план непосредственного действия, как правило, связанный с самыми скромными земными задачами. По этому поводу он говорил: будем последовательны, сначала полеты на небольшой высоте, затем проникновение на большие высоты в атмосфере и, наконец, за атмосферу, к звездам.

Этот принцип виден при рассмотрении каждой его работы. Он не обманывался в своих мечтах и технических проектах, не отрывался от задач сегодняшнего дня. Например, вам, вероятно, известно, что он работал и над такой задачей, как самолет с реактивным двигателем. Задолго до появления таких самолетов им была предложена его конструкция.

В заключение этого краткого обзора основных моментов творчества Циолковского по жидкостным ракетам дальнего действия следует отметить, что он не занимался вопросами их прикладного военного назначения, например зенитными ракетами. Его интересовала борьба с тяжестью, борьба за дальность.

В настоящее время еще трудно полностью оценить все значение того богатого наследства, которое оставлено К. Э. Циолковским в области ракетной техники. Говорят, что время стирает облики прошлого. Но нам кажется, что идеи и труды Циолковского чем дальше, тем больше будут привлекать внимание по мере развития новых отраслей техники, которые создаются на наших глазах. Он был человеком, жившим намного впереди своего века, как должно жить большинство ученых.

Время до Октябрьской революции было годами затишья в области практических работ по ракетной технике. Можно упомянуть только о двух русских исследователях: М. М. Поморцеве и Д. П. Рябушинском, которые в 1912-1915 годах вели отдельные опыты в Аэродинамическом институте в Кучине и ряде других мест, главным образом, — с пороховыми ракетами. Последующий период до 1929 года был периодом известного накопления сил.

Интересно отметить, что в те годы мы сталкиваемся с известными перепевами работ Циолковского западноевропейскими учеными. Профессор Г. Оберт писал ему, что если бы они раньше знали о его работах, то не повторили бы многих ошибок и избежали многих трудностей в развитии того дела, свет которого зажег Циолковский и которое нужно продолжать и добиваться успеха. Теперь мы видим, по какому пути пошли последователи Циолковского и как преломились его идеи. Причем до 30-х годов нельзя назвать сколько-нибудь серьезных, заслуживающих внимания экспериментальных работ в области жидкостных ракет.

Не думайте, что, увлекшись рассказом о Циолковском, я почти автоматически отошел от обсуждения и изложения вопроса о дальних ракетах на жидком топливе. Когда вы будете слушать специальную часть курса, то познакомитесь со многими вопросами, поставленными в трудах Циолковского, его последователей и учеников. Уже им было ясно, что о больших дальностях не может быть и речи с применением порохового двигателя.

Период времени до 30-х годов изобилует громадным количеством предложений, изобретений, фантастических статей, опубликованных в Западной Европе и отчасти в Америке. Я не буду останавливаться на этих предложениях, поскольку они не были осуществлены, а буду говорить дальше только о позициях реальных и материальных, о том, что было построено и испытано.

В 1927-1928 годах русские ученые — инженеры Н. И. Тихомиров, умерший в 1930 году, и В. А. Артемьев, ныне здравствующий, начали в Ленинграде в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) работу над ракетными снарядами на бездымном порохе. В 1929-1932 годах в лаборатории в Ленинграде они продолжали вести эту работу, причем в ней тогда участвовал и Б. С. Петропавловский, умерший в 1933 году, — с его именем связаны все основные работы по, пороховым реактивным снарядам и расширение тематики работ ГДЛ.

Основной задачей в тот период времени было создание жидкостных двигателей (ЖРД). Сейчас можно сказать, что первый такой двигатель в СССР был осуществлен по проекту и под руководством В. П. Глушко, работы которого начались в ГДЛ 15 мая 1929 года. Это был маленький двигатель. В начале 1930 года были проведены его испытания на азотной кислоте и керосине. Давление в камере сгорания было 5— 6 атмосфер, критическое сечение сопла 20 мм.

Одновременно с 1931 года в Москве работала Группа изучения реактивного движения — ГИРД, объединявшая советских инженеров. В частности, там работал Ф. А. Цандер, ученик и последователь К. Э. Циолковского.

Работа в ГИРДе шла по нескольким направлениям. Бригада, которой руководил Цандер, работала над созданием жидкостных ракетных двигателей. В составе группы, кроме самого Цандера, находились А. И. Полярный, Л. С. Душкин — ныне главный конструктор в нашей промышленности.

Рассмотрим, с чего начинались первые советские работы над РДД. В первом двигателе ОР-1 Цандера, построенном им в 1929 году в ЦИАМе, был использован баллон от паяльной лампы, но сделаны новая камера сгорания и сопло. Этот двигатель работал на воздухе и бензине. Он подвешивался на двух проволочках. Когда его запускали, то появлялось некоторое отклонение, соответствующее величине тяги. ОР-1 был многократно опробован и показал максимальную тягу в 5 кг. Следующий двигатель Цандера, ОР-2, имел первоначальную тягу 50 кг. Затем, после смерти автора, был доведен его учениками до тяги 100 кг.

Этот двигатель имел двойную наружную рубашку, внутри которой еще имелась внутренняя рубашка. Через патрубки подводился жидкий кислород, который переходил в газообразное состояние в испарителях, омывал зарубашечное пространство и в головной части, смешиваясь с бензином, подаваемым через форсунки, поступал в камеру сгорания. Воспламенение производилось через сопло искровой свечой, для большей устойчивости факела на электроды свечи надевалась ватка, смоченная бензином. Впоследствии эта конструкция была переработана, в качестве горючего стал использоваться жидкий спирт.

Надо сказать, что ГИРД работал


Первый полет ракетоплана РП-318-1 конструкции С. П. КОРОЛЕВА 28 февраля 1940 года.

над созданием двигателя для испытания его в полете на самолете. Это накладывало известные ограничения и ставило определенные условия при разработке двигателя, а с другой стороны, заставляло работать в комплексе над целой группой вопросов, которые обычно в лабораторных и стендовых условиях не охватываются. Исследователи, которые работают там, стараются сделать установку, удобную для лабораторных испытаний. Когда же продукция выходит в жизнь, оказывается, что лабораторная обстановка отличается от того, что нужно для жизни. Цандер считал, что его предварительные опыты позволяют перейти сразу на экспериментальный стенд и на самолет. Одновременно полностью была разработана ракетная двигательная установка для самолета, включавшая грушевидные баки, помещавшиеся в специальных шахтах в крыле. Подача производилась за счет давления испаряющегося азота, для автоматической регулировки которого был разработан очень сложный азотный компенсатор, который так и не удалось довести до испытаний.

Вся остальная система была построена и испытана неоднократно. Управление давлением, как показали опыты, легко было осуществимо от руки. Правда, двигатель тогда так и не был поставлен на самолет, но нашел применение на ряде ракет.

В то время, это было 19 лет тому назад, очень многое было неясно, и сам Ф. А. Цандер, будучи всесторонне образованным человеком, был настоящим ребенком в практических вопросах. Перед испытанием этого двигателя, например, обсуждался вопрос, а что произойдет, если смешивать компоненты под давлением или резко повышать давление. Сейчас эти вопросы давно разрешены и не вызывают сомнений.

Какова же дальнейшая судьба работ Цандера и его помощников — Полярного и Душкина? Они продолжались до начала 40-х годов, когда в результате их был создан мощный ЖРД с тягой 1100 кг, который в основном применялся для авиации. Таким образом, работы этого десятилетия дали нам первый серийный двигатель на жидком топливе, использованный на первом советском ракетном истребителе БИ. Я думаю, что исторически будет справедливо отметить по заслугам создателей этого двигателя, обеспечившего советской ракетной технике первое место в этом направлении.

Вторая бригада ГИРДа работала под руководством М. К. Тихонравова в составе В. С. Зуева, Н. И. Ефремова, Ф. Л. Якайтиса и др. Эта группа поставила и решила задачу создания первых ракет для полета на небольшие расстояния порядка 5 км. Пуск первой советской жидкостной ракеты 09 состоялся 17 августа 1933 года. С этой ракетой удалось достигнуть небольших результатов, так как она имела примитивную конструкцию, но ее аэродинамическая схема удержалась до наших дней. Она называется нормальной баллистической.

Другая ракета бригады Тихонравова, 07, имела оригинальную четырехкрылую схему, которая не потеряла актуальности до сих пор. Она была испытана, причем показала неплохие результаты. Правда, испытания производились с большими паузами, поскольку после первого пуска ракета была отнесена ветром и разбилась. Бригадой Тихонравова была поставлена и первая работа по созданию насоса для подачи топлива в камеру двигателя. Но потом оказалось, что в промышленности уже существуют насосы, близкие к тем, которые представляли интерес для ракетной техники.
Стихотворение номера

ВЛАДИМИР КЛИМОВИЧ

Особое конструкторское бюро

За четверть двадцатого века
Здесь многое стало иным...
Впервые здесь космоса эхо
Откликнулось эхом земным.
И есть необычное что-то
Во внешности, духе, судьбе
Хозяина первого взлета -
Космического ОКБ.
Как будто волшебною призмой
Здесь собраны в фокус черты
Фантастики и реализма,
Таланта, труда и мечты.
Здесь люди о звездах мечтали
И шли к этим звездам вперед,
Мечты воплощая в металле,
Мечты отправляя в полет.
Все было манящим и новым,
И в каждый космический старт
Здесь каждый вложил с Королевым
И трезвый расчет и азарт.
Сквозь ярость труда и влюбленность
Здесь вместе взошли и взросли
Космических трасс заземленность
И к звездам причастность Земли.

К тому времени (1934-1935 годы) был построен двигатель на азотной кислоте и керосине с тягой 150 кг конструкции В. П. Глушко. Он охлаждался. Его особенность заключалась в том, что он работал на некипящем окислителе. Это было заманчиво в связи с тем, что позволяло долго держать ракету на старте. С таким двигателем была создана ракета ГИРД-05. Подача топлива в ней производилась под давлением сжатого воздуха, подававшегося в баки из баллона через редуктор. Это осложняло схему, но позволяло спокойно проводить эксперименты, ибо предыдущие конструкции с системой подачи на испаряющемся жидком кислороде держали конструкторов в напряжении: поднимется давление или нет? Можно сделать следующие замечания по итогам разработки семейства советских баллистических ракет, созданных за 10 лет. Было создано и опробовано десять типов ракет этой схемы: опробованы в полете двигатели различных типов, работающие на различных топливах, с разной системой подачи топлива, охлаждением, регулированием и схемой запуска; разработаны первые пусковые стартовые устройства, станки и другое оборудование; проведены первые опыты по устойчивости полета и управляемости ракет, принято решение о разработке системы управления. Это очень важный момент в работе всех экспериментов того времени.

Сейчас перейдем к рассмотрению другого направления — крылатых ракетных аппаратов, которое тогда имело ясно выраженную задачу — достижение дальности. Эти работы руководились Королевым, в составе его группы работали Пивоваров, Дрязгов и другие. Первые опыты были поставлены в 1934 году и относились к изучению динамики полета. В то время уже появился маленький опыт по пуску ракет. Определились сомнения в области устойчивости полета крылатых ракет и подан ряд мыслей по созданию управляемых конструкций. Тогда уже появилась вера в то, что ракетный двигатель хорошо тянет. Шутя даже говорили: поставь его на ворота, и они полетят. В этот период и развернулись работы над крылатыми ракетами,

Почему это направление в то время привлекло внимание? Его работникам было ясно, что долгое время полет будет происходить в плотных слоях атмосферы. Желание достигнуть большой дальности за счет использования энергии в этих слоях и привело к началу работ над крылатыми ракетами. Они начались с маленького порохового снаряда, имевшего треугольный стабилизатор и небольшие крылья, развивавшего скорость 150-200 м/с. Опыты с ним показали, что существенного влияния на дозвуковых скоростях выбор формы крыла на работу двигателя не оказывает и можно применять самолетные схемы.

Тогда была разработана сравнительно крупная, но тоже пороховая ракета 217 с расчетной дальностью 32 км. Она выполнялась в двух вариантах: по обычной самолетной схеме и по бесхвостовой схеме с четырьмя тонкими крыльями, навеянной схемой ракеты ГИРД 07. Надо сказать, что коллектив ГИРДа был очень дружный, он сообща решал все задачи. Это сказалось и позднее, в частности, при решении создать эту ракету, на которой одной из первых устанавливались приборы.

Параллельно велась разработка крылатых ракет на жидком топливе с одно-, двух— и трехстепенной системой управления. На первых, наиболее простых из них использовался для ускорения работ двигатель ракеты Тихонравова, работавший на жидком кислороде и сгущенном бензине, а на последующих — ЖРД конструкции Цандера и Глушко. Ракеты запускались с катапульты, представлявшей собой рельсовый путь, по которому скользила тележка, разгоняемая стартовым пороховым двигателем. Перед стартом тележки наблюдатели сначала убеждались, что ЖРД ракеты работает нормально. Надежность достигла уже такой степени, что бывали случаи, что люди выходили из укрытия, чтобы лучше рассмотреть, как все происходит.

Гирдовцы на полигоне в день пуска одной из первых ракет ГИРД-Х 5 ноября 1933 года и через 27 лет в кабинете С. П. Королева в связи с 60-летием М. К. ТИХОНРАВОВА 6 августа 1960 года.

В развитие этих работ была создана и ракета, запускаемая из-под крыла самолета ТБ-3. Она должна была отделяться и лететь с работающим ЖРД и затем переходить на планирование. Имелось в виду, что управление и наведение ракеты на цель будут осуществляться с этого же самолета.

Коллектив советских ракетчиков с самого начала старался делать так, чтобы все разработки имели практическое применение. В частности, важным вопросом было применение ракетного двигателя для полета человека. С одной стороны, потому, что этот вопрос проходит красной нитью в работах Циолковского. А с другой стороны, было ясно, что вопросы динамики полета, работы агрегатов и установок в полете, их доступности для послеполетного изучения будут успешнее решены, если полет будет проводиться с участием человека. Ведь тогда неприятным моментом было то, что ракеты выпускались и погибали. Трудно было потом разобраться, что с ними произошло при тех несовершенных средствах, которые находились в распоряжении экспериментаторов.

Перечитывая 33 года спустя лекцию Королева, можно представить, какой большой и славный путь прошло ракетно-космическое машиностроение нашей страны, превратившись в одну из ведущих отраслей народного хозяйства. О ее достижениях — запусках новых спутников, межпланетных станций, длительной работе космонавтов на орбите мы узнаем буквально каждый день из ставших уже по будничному привычными сообщений радио, телевидения и газет. Эта отрасль успешно выполняет решения XXVI съезда КПСС, в которых поставлена задача продолжить «дальнейшее изучение и освоение космического пространства в интересах развития науки, техники и народного хозяйства».

Наконец, еще одно соображение. Работники этой области отчетливо представляли все значение, которое может иметь ракетный самолет для армии и народного хозяйства. В то время, в 1934-1936 годах, разговоры о ракетных самолетах воспринимались как утопическая мечта, Первая попытка поставить двигатель Цандера на самолет была неудачной, но работы продолжались. В результате был построен ракетопланер 318-1, на котором был установлен двигатель с тягой 150 кг на азотной кислоте и керосине. Этот аппарат впервые в СССР был пущен в полет с ЖРД 28 февраля 1940 года. Полет был совершен летчиком-испытателем В. П. Федоровым. Испытания производились инженером А. Я. Щербаковым.

Можно сказать, что полет этого самолета с ЖРД открывает новую страницу полетов человека на ракетных летательных аппаратах.

Летчик-испытатель отметил, что такой полет представляет удовольствие — легко нарастает мощность и скорость — и никаких неприятностей. Федоров сделал несколько полетов на этой машине.


Авиационная крылатая управляемая ракета 302 конструкции С. П. КОРОЛЕВА под крылом бомбардировщика ТБ-1. 1938 год.

Мы подходим к концу нашей лекции. Вы видите, что советскими конструкторами была проделана большая работа — техническая, научная и экспериментальная, которая явилась базой для тех работ, которые развернулись теперь.

Сегодня можно отметить, что советские конструкторы оказались не последними в новой области техники, которая сейчас создается. Также чрезвычайно приятно отметить, что идеи и мечты Циолковского во многом были претворены ими в жизнь.

Я не могу согласиться с утверждением, что историю ракетной техники надо начинать со времен Китая. Серьезная ракетная техника ведет начало от Петра I, от создания порохового ракетного завода, а современному ее этапу кладут начало советские конструкторы.

Думаю, что и в дальнейшем наши конструкторы не оплошают.