«Техника-молодежи» 1981 №8, с.42-43
Выступает дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР Владимир ДЖАНИБЕКОВ.
ГАГАРИНСКИЙ СМОТР ИСКУССТВА | ВАЛЕРИИ КЛЕНОВ, искусствовед |
Уже два десятилетия имя Юрия Гагарина — первого космического посланника нашей планеты — символизирует собою начало нового этапа развития земной цивилизации. Не только в области теоретической и практической космонавтики, являющейся ярким выражением современного научно-технического прогресса, но и в сфере культуры легендарный подвиг космического первопроходца оставил неизгладимый след. Зародившийся в советской живописи в первые послереволюционные десятилетия новый жанр — научной и космической фантастики — сумел оформиться и заявить о своих неисчерпаемых потенциальных возможностях лишь после полета Гагарина.
В октябре 1965 года на страницах «ТМ» были впервые опубликованы знаменитые зарисовки, сделанные с борта космического корабля «Восход-2» крупнейшим представителем этого жанра, первым художником-очевидцем вселенной, летчиком-космонавтом СССР Алексеем Леоновым. По пути, проложенному его старшим космическим собратом, он сделал еще один шаг вперед: это был первый шаг человека в открытый космос!
Десятки, а потом сотни и тысячи самодеятельных и профессиональных художников в нашей стране и за рубежом пошли в своем творчестве по дороге первопроходцев. Начиная с конца 60-х годов редакция журнала «Техника — молодежи» провела ряд международных конкурсов научной и космической фантастики: «Мир завтрашнего дня», «Мир 2000 года», «Сибирь завтра». Их очевидный успех позволил в 1973 году в Баку провести первый смотр произведений художников-фантастов «Космос завтрашнего дня». Он состоялся в дни XXIV Международного астронавтического конгресса. По выражению народного художника СССР Т. Т. Салахова, на выставке произошло «своеобразное открытие» этого молодого жанра советского изобразительного искусства. Он получил признание у крупных зарубежных искусствоведов и художников.
Собранная редакцией коллекция картин и рисунков была с успехом показана в течение 70-х годов во многих социалистических странах Европы и Азии, а также в Португалии и на Мадагаскаре. Одновременно космическая тема стала широко проникать в сферу профессионального творчества. С начала 70-х годов все больше произведений новой темы появлялось на республиканских и всесоюзных художественных выставках. К ней обращалась не только молодежь, но и зрелые мастера, хорошо известные своими работами в других жанрах изобразительного искусства.
Определенной вехой на этом пути стала советско-американская художественная выставка 1975 года в Москве, организованная в рамках программы «Союз» — «Аполлон». Она явилась первой ступенью к организации в следующем году творческой группы «Интеркосмос» Союза художников СССР, объединившей профессиональных мастеров из большинства социалистических стран. Ядро группы составила молодежь, а во главе ее встал художник Ю. А. Походаев (см. «ТМ» № 5 за 1980 год).
Важным свидетельством успехов жанра научной и космической фантастики, признанием его широкой популярности и высоких идейно-воспитательных возможностей стало принятое Секретариатом ЦК ВЛКСМ в апреле 1980 года постановление об организации при журнале «Техника — молодежи» постоянно действующей выставки «Время — Пространство — Человек». Свое название выставка унаследовала от объявленного редакцией журнала «Техника — молодежи» в 1977 году и ставшего затем постоянным международного художественного конкурса «Время — Пространство — Человек».
Летом 1980 года выставка стала совместной для художников, объединившихся вокруг журнала «Техника — молодежи», и мастеров из творческой группы «Интеркосмос». Она стала проводиться общими усилиями ЦК ВЛКСМ, Союза художников СССР и журнала, получила начальное организационное оформление и свою особую структуру. Ныне фонды выставки насчитывают более 800 произведений, присланных из Советского Союза и почти всех социалистических стран.
Вся экспозиция делится на три международных раздела: произведения профессиональных художников, работы самодеятельных авторов и рисунки детей — «Дети рисуют будущее». Постоянная часть экспозиции — картинная галерея «Время — Пространство — Человек» — насчитывает более двухсот произведений и экспонируется в журнальном корпусе издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» в Москве. Передвижные экспозиции рассчитаны для показа в городах, селах и на стройках в нашей стране и за рубежом. Работы из всех трех разделов взаимно обогащают друг друга и все вместе служат целям пробуждения в широких массах зрителей — в первую очередь среди молодежи — интереса к достижениям современной науки, техники, искусства, способствуют творческим поискам в пограничных областях гуманитарных и технических дисциплин. В программу проведения выставок на местах входит чтение лекций о новом жанре искусства с показом слайдов и экскурсиями. Создаются кинофильмы, диафильмы и слайд-фильмы, печатаются каталоги, афиши и буклеты, альбомы и книги, проводятся конференции и обсуждения, радио— и телепередачи...
В апреле 1981 года, к двадцатилетию первого полета человека в космос, в нашей стране был организован ряд художественных выставок. Международная художественная выставка «Время — Пространство — Человек», проходившая с 10 апреля по 5 мая в Киеве, в Республиканском выставочном павильоне Министерства культуры УССР, была среди них самой крупной. Она проводилась Оргкомитетом параллельно с выставкой в Свердловске и насчитывала более 250 экспонатов: от детских рисунков до живописных, графических и скульптурных произведений самодеятельных и профессиональных авторов из Советского Союза, Болгарии, Польши, ГДР, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Монголии, Кубы.
Специально готовился к знаменательной дате исторический раздел экспозиции. В нем были представлены произведения первых советских художников-фантастов за период с 1920-х годов. Работы одного из зачинателей жанра — доктора технических наук Г. И. Покровского — соседствовали на выставке с произведениями его современных последователей: В. И. Бурмистрова, Г. И. Тищенко, A. А. Белого, болгарина Димитра Янкова.
Традиции «русского космизма» — этого самобытного движения в русской культуре конца XIX — начала XX веков — можно было проследить в творчестве последователей М. К. Чюрлениса и Н. К. Рериха: московских художников С. И. Шиголева, П. П. Фатеева, Б. А. Смирнова-Русецкого, B. Т. Черноволенко. Они еще в довоенные годы наметили лирико-философскую линию в космической фантастике, имеющую сейчас многих представителей среди художников нового поколения. Таково творчество М. Д. Стерлиговой и В. Г. Казьмина, холсты В. А. Глухова и И. Г. Новоженова, композиции Ю. А. Миронова и В. К. Егорова.
Проникнутые высоким поэтическим чувством, работы А. С. Махова посвящены образу современного человека, «космичности» и одухотворенности его бытия. Ближе всего к ним по основной теме оказались произведения Г. Г. Голобокова — мужественного художника из Саратовской области, зачинателя психологической фантастики. Всю свою короткую, но яркую жизнь он искал в окружающих черты человека будущего — совершенного, полностью развившегося космического существа.
Автор многочисленных празднично-ярких холстов В. Г. Лукьянец поистине универсален. Древние цивилизации, НЛО, выросшие под иными солнцами дети будущего, отдаленные драматические эпохи земной истории, имеющие, по мысли художника, неоспоримую связь с «космическим фактором», — все это входит в круг его интересов.
Более строг к себе, но удивительно разнообразен и привлекателен в своем увлечении исторической фантастикой В. В. Смирнов. Обращение к данным исторической науки позволяет ему реконструировать облики древних и античных городов, средневековых летательных аппаратов и морских судов. Его одинаково привлекают легенды об Атлантиде и «Летучем голландце», история освоения воздушного океана. Загадочные инопланетные пейзажи, головокружительные впечатления, почерпнутые из воображаемых встреч с инопланетянами, упорные поиски следов космических пришельцев — все это запечатлелось в многочисленных работах профессиональных и самодеятельных авторов из различных мест нашей страны.
Выразить в своем творчестве дух неустанного поиска, устремленную к иным мирам древнюю человеческую мечту, соединить любовь к родной Земле с благоговением перед бескрайностью вселенной стремятся художники группы «Интеркосмос». От тонкой психологической лирики до попыток создания современной космической эпопеи простирается диапазон усилий внешне очень непохожих друг на друга мастеров. Своеобразие национальных школ, творческой манеры, живописных и графических средств помогает зримо представить масштаб начатой народами многих стран грандиозной космической работы.
Выставка в Киеве была посвящена 20-летию полета Ю. А. ГАГАРИНА. |
Мотив человеческого присутствия в космосе и космического начала в человеке, восторг перед по-новому увиденной вселенской красотой мира отличают работы руководителя группы художника Ю. А. Походаева. Мягкий юмор еще больше подчеркивает мечтательную зачарованность героев А. Н. Лопатникова небесной голубизной. Образы пионеров космической одиссеи — от Икара до Гагарина — привлекают в гравюрах А. Б. Якушина, первозданная красота нашей планеты и наполненное волнующими мечтами о полете детство — в мастерских офортах Д. М. Утенкова и Г. Д. Калмахелидзе, мощь человека и его техники подчеркивается в гравюрах А. И. Веселова массивной многоцветной утяжеленностью изображенных фигур и аппаратов.
Стремление к активному соучастию в происходящем заставляет пристально вглядываться и еще раз осмыслять вместе с авторами недавние, но уже монументально грандиозные исторические события, запечатленные в космических сериях лауреатов премии ЛКСМ Украины — А. В. Чебыкина, ЛКСМ Белоруссии — Г. Г. Поплавского, ЛКСМ Латвии — И. Ж. Хелмута, в офортах Ю. С. Пименова, О. Н. Гречиной, Димитра Бокалова из Болгарии, литографиях венгерки Розы Гажо и чеха Яна Микеша, холстах монгола М. Бутемжа и кубинца Пабло Тоскано.
В. А. ДЖАНИБЕКОВ с супругой и группой организаторов выставки осматривает достопримечательности Киева. |
Выставка «Время — Пространство — Человек» стала заметным событием в культурной жизни Киева. Она проводилась Оргкомитетом совместно с Министерством культуры Украинской ССР, ЦК ЛКСМ Украины и Киевским авиационным производственным объединением имени 50-летия Октября. Менее чем за месяц ее посетили тысячи киевлян и жителей других городов. На ней были проведены организованные экскурсии, радио— и телепередачи. Одобрительную оценку первого опыта совместного экспонирования профессиональных, самодеятельных и детских работ, объединенных общей темой, дали представители ЦК КПУ, ЦК ЛКСМУ, Министерства культуры УССР, искусствоведы, художники, ученые, журналисты. Множество теплых слов в адрес устроителей выставки оставили в книге отзывов любители живописи всех возрастов.
Вот, например, мнение генерального конструктора О. К. Антонова: «То, что показано на выставке, производит незабываемое впечатление... Это совершенно уникальное искусство нужно пропагандировать, организовывать выставки, распространять через печать. Спасибо организаторам выставки».
На состоявшемся 27 апреля обсуждении выставки выступили заместитель министра культуры УССР А. Д. Требушный, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В. А. Джанибеков, секретарь ЦК ЛКСМУ В. С. Плохий и многие другие.
На выставке, посвященной памяти первопроходца космоса Юрия Гагарина, невольно вспоминались его слова, прямо относящиеся к творчеству художников нового жанра: «Необыкновенные пейзажи, увиденные космонавтами и переданные в рисунках... имеют не только познавательное, научное или эстетическое, но и глубоко философское значение. Они показывают, как необычайно многообразна и ярка природа...»
Пусть эти слова станут напутствием для всех художников ставшего горячо любимым жанра. Хочется надеяться, что имя первопроходца вселенной будет вновь и вновь объединять в апреле каждого года под девизом «Время — Пространство — Человек» художников разных стран на Гагаринский смотр научно-фантастического и космического искусства. Им, провозвестникам новой эры в изобразительном искусстве, Оргкомитет желает гагаринской сердечности и отзывчивости ко всему прекрасному, что таится в еще не познанном бескрайнем мире.
На обложка этого номера «ТМ» воспроизведены работы художников Г. КУРНИНА — «Планета Юпитер», В. БУРМИСТРОВА — «К иным мирам», А. ПЛАХОВА — «Взлет ракеты» (1-я — стр.), Е. ПОЛИВАНОВА — «Заповедник», И. НЕКРАСОВА — «Циолковский», В. ЛУКЬЯНЦА — «Северное диво», В. ШИХОВА — «Мост из воздуха», В. СМИРНОВА — «Летучий голландец» (4-я стр.).