«Техника-молодежи» 1980 №1, с.16-17, 30




Энергию даст солнце
Алексей ГУБАРЕВ, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, полковник
ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА — О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ

1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ?


2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?


3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ?


4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ?


5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?


6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ?

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, полковник Алексей Александрович ГУБАРЕВ родился в 1931 году. Член КПСС. В 1957 году поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина), по окончании которой служил в авиационных частях, был командиром эскадрильи авиаполка. В отряде космонавтов А. А. Губарев е 1963 года. Побывал в космосе дважды. Был командиром корабля «Союз-17» и станции «Салют-4» (1975 г.) и командиром международного экипажа корабля «Союз-28», посетившего станцию «Салют-6» (1978 г.).

Ответы космонавта на вопросы журнала записали А. Митрошенков и Б. Бобылев.

1

Несомненно, уже в самое ближайшее время, думаю, к началу XXI века, человечество сможет основать первые космические колонии. Причем не на планетах, где люди были бы вынуждены находиться буквально в невыносимых условиях (например, температура на поверхности Венеры достигает 500° жары, давление же 100 атм), а скорее всего в открытом космосе. Они будут иметь вид огромных космических кораблей, рассчитанных на 300, 500 или даже 1000 человек, с искусственной силой тяжести, со своим собственным растительным и животным миром.

Если такой космический город сделать временным спутником какой-нибудь планеты, то космонавты легко смогут развернуть на ее поверхности настоящий завод-автомат. Потом корабль-колония улетит к другому небесному телу, а с «посещенной» планеты вереницей потянутся к Земле корабли-«посылки» с теми бесценными ископаемыми, которые стали большой редкостью в недрах «колыбели разума».

Взять хотя бы нашу соседку Луну. Анализ ее пород из различных мест позволил сделать вывод, что они сильно отличаются от земных минералов. В образцах оказалось много кальция, алюминия, титана, магния, кремния, то есть элементов, крайне необходимых уже и сейчас.

С помощью радиолокационной техники на Луне выявлены также многочисленные «горячие» пятна. Расположены они, как правило, внутри кратеров; их температура на 40-50°С выше окружающей местности. Это дает возможность предположить, что на Луне присутствуют такие радиоактивные элементы, как торий и уран. Я думаю, излишне говорить о значении этого открытия.

Наших потомков наверняка порадует и Марс. По последним данным, на красной планете много магния (почти в 10 раз больше, чем на Земле), кремния, кальция, титана, железа и серы.

Кое-кто может спросить: а откуда космические колонии и заводы-автоматы возьмут энергию?

Ответ прост: ее даст Солнце.

Уже сейчас существуют проекты, по которым искусственный спутник, «висящий» на стационарной орбите над планетой, будет преобразовывать солнечную энергию в электрическую и передавать ее в виде электромагнитного луча сверхвысокой частоты на приемные планетные станции. Предполагаемая мощность одной орбитальной электростанции от 3 до 15 тыс. МВт.

Что касается космических колоний, то они, помимо солнечной, станут потреблять и энергию термоядерного синтеза. Очевидно, «летающие города» будут оснащены плазменными двигателями, которые обладают важным преимуществом — из-за очень высоких скоростей истечения у них расход рабочего тела в 20-50 раз меньше, чем у обычного реактивного двигателя той же тяги. Экспериментально это уже подтверждено космической станцией «Зонд-2», где успешно опробованы подобные двигатели для ориентации летательного аппарата в космосе...

Согласно оценке зарубежных специалистов космическая промышленность уже через несколько десятилетий будет вырабатывать продукции на сумму около 20 млрд. долларов.

Дело, как говорится, только за нами: учеными, инженерами, рабочими, космонавтами.

2

Я хорошо помню, как Москва встречала Юрия Гагарина. Радовался вместе со всеми, а в глубине души светилась крохотная искорка надежды: не смогу ли и я стать космонавтом? Тоже ведь летчик, к тому же морской... И вот в 1962 году получаю вызов явиться в вышестоящий штаб на беседу.

Летчики-космонавты СССР, дважды Герои Советского Союза Г. Гречко и А. Губарев беседуют на тренировках с начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, генерал-лейтенантом Г. Т. Береговым.

Приглашенных оказалось много, но никто толком не знал, в чем, собственно, дело.

Наконец дошла и до меня очередь. Вхожу, представляюсь. Разговор начался издалека, подробный, обстоятельный. И вдруг сразу в лоб:

— Мы хотим рекомендовать вас в отряд космонавтов. Как вы на это смотрите?

От неожиданности слегка оторопел. А когда замешательство прошло, отчеканил:

— Служу Советскому Союзу!

После отборочной медкомиссии мне объявили, что надо быть готовым к поездке в Москву — предстояла еще одна медицинская проверка.

В столице я увиделся со многими своими однокашниками по училищу и академии. Здесь же впервые встретился и подружился с Львом Деминым. Спустя несколько лет он на корабле «Союз-15» побывал в космосе вместе с Геннадием Сарафановым.

Жили мы с Левой в одной госпитальной палате, вместе проходили строгий «медицинский таможенный досмотр».

— Не унывай, Алеша, — смеялся он над моими страхами, — теперь-то уж пройдем наверняка, раз по второму заходу сквозь «сито медицины» выжимают!

«Пророчество» сбылось: у медиков к нам претензий не было. Когда специальная комиссия принимала окончательное решение, я впервые увидел Гагарина. Улыбаясь, он спросил меня:

— А не жалко вам менять свою красивую морскую форму?

— Я человек военный...

После этого разговора меньше чем через неделю оказался в Звездном, в Центре подготовки. Представился руководству. Познакомился с Владимиром Шаталовым, Анатолием Филипченко, Георгием Добровольским, тоже тогда новичками. Ходили все вместе, чуть ли не строем и на занятия и в столовую. Однажды пообедали, выходим на улицу. Смотрю и глазам не верю — прямо передо мной Гагарин стоит:

— Вижу, на вешалке шинелька морская. Значит, прибыл все же, морячок-новичок? Давай ближе знакомиться...

Кстати, моя мама, часто приезжавшая к нам в гости в Звездный, и не знала, что я готовлюсь на космонавта. Когда видела, что к нам заходят уже известные всему миру летчики-космонавты, удивлялась и спрашивала:

— И почему это к тебе в гости герои ходят?

— Вместе летаем на невесомость, ведь я же летчик, поэтому и общаюсь с ними постоянно.

Однажды был день рождения моего сына Володи, к нам заглянул Алексей Леонов. Мама по такому случаю радостно засуетилась. Приготовила необыкновенно вкусные блинчики с творогом.

— На вот, сыночек милый, покушай, тебе сил набираться надо, ты же космонавт, — говорила она Алексею.

— Да что вы, Ефимия Ивановна. У вас свой есть, тоже в космос метит...

Мать как-то не обратила внимания на эти слова. Как бы она радовалась, если бы дожила до сегодняшнего дня!

3

Мне хочется рассказать не о каких-либо новых феноменах природы, а о другом. Если хотите, о своеобразном «перерождении» человека в космосе. Это в некотором роде необычное явление, и нельзя сказать, что очень приятное. Я это хорошо испытал во время своего полета с Георгием Гречко в 1975 году на станции «Салют-4».

Вы знаете, что условия работы космонавта весьма нелегки, особенно первое время, когда идет адаптация к невесомости.

Так вот, первые трое суток на орбите наши взаимоотношения были практически такими же, как и на Земле. Деловые, доброжелательные, дружеские, какие и нужны для нормальной деятельности в этих условиях.

Спустя еще несколько дней стала проявляться нервозность, иногда даже различие в оценке одного и того же события.

Скоро заметил, что Георгий стал еще более резок, взвинчен, чего никогда не было. Ситуация складывалась не лучшим образом.

Но оба мы старались побороть новое состояние. Приходилось как-то сглаживать острые углы, прощать, мириться с отклонениями в поведении партнера. А иначе и нельзя.

Что же касается инопланетян, то лично я верю в их существование.

Недавно американские ученые зарегистрировали сигнал определенной частоты и направления, пришедший из космоса. Существует предположение, что он получен от иной цивилизации. И в самом деле, диаграмма сигнала говорит о его искусственном происхождении. К сожалению, американцам не удалось зафиксировать повторного сигнала. Ведь тогда о его природе можно было бы судить с куда большей определенностью. Но все-таки оптимисты воспрянули духом.

4

Я думаю, что сегодня любой здравомыслящий человек четко понимает: если отказаться от гонки вооружений, то многие задачи, стоящие перед человечеством, будут успешно решены. Ведь еще Виктор Гюго отмечал: «Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление».

5

Когда на Земле происходило заселение новых территорий, более развитая цивилизация (имеется в виду прежде всего европейская) встречала, как правило, более отсталую, устаревшую по развитию.

При освоении космоса картина, видимо, будет иной: как показывают расчеты, девять цивилизаций из любых десяти существующих превосходят нас по развитию. Я не хочу проводить прямолинейных аналогий, скажу лишь, что благодаря освоению космоса и встречам с братьями по разуму наши наука и техника могут совершить качественный скачок вперед. Думается, «Великое кольцо» — сообщество цивилизаций Галактики, о котором мечтал Иван Антонович Ефремов, не столь уж фантастично.

6

Так случилось, что во время нашего полета с Владимиром Ремеком мы установили сразу несколько рекордов. О некоторых был оповещен весь мир, а сведения о других, словно тайный сюрприз, мы приберегли к возвращению на Землю.

И вот наконец Звездный. Мы в кругу друзей. Объятия. Улыбки. И тут я торжественно объявил о новых достижениях:

— Владимир Ремек добился выдающегося результата. Благодаря ему Чехословакия заняла первое место в мире по количеству космонавтов, приходящихся на один квадратный километр! Кроме того, Владимир — самый молодой холостяк, побывавший в космосе. За ним и мировой рекорд и европейский!

Наша шутка понравилась всем, но особенно, как и следовало ожидать, девушкам.