«Техника-молодежи» 1979 №6, с.8-9, 15
Для счастья человечества Юрий ГЛАЗКОВ, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, полковник |
1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ? 2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ? 3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ? 4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ? 5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ? 6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ? |
Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Юрий Николаевич Глазков родился в 1940 году. Окончил Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище в 1962 году. В отряд космонавтов зачислен в 1965 году.
Результаты исследований, проблемы работы космонавтов в открытом космосе послужили ему материалом для кандидатской диссертации, которую Ю. Н. Глазков защитил в 1974 году.
Космический полет он совершил в качестве бортинженера на корабле «Союз-24» в феврале 1977 года, состыковавшемся с орбитальной космической станцией «Салют-5». Экипаж корабля — В. Горбатко и Ю. Глазков — провел большой комплекс научно-технических исследований и экспериментов.
1 |
На каждого жителя современного большого города расходуется от 150 до 600 литров пресной воды в день. Для выпечки буханки хлеба требуется в среднем 14 литров, для производства тонны стали — 400 тысяч литров. Чтобы вырастить одну тонну зерна — один миллион литров, получить одну тонну каучука — 2,5 миллиона...
В тех странах, которым не хватает запасов пресной воды (к сожалению, их число быстро растет), надо строить целые комплексы предприятий для ее производства. Ясно, что это дорого. А можно ли получить столько воды другим способом?
Ответить на этот вопрос позволят только качественно новые методы исследования гидроресурсов планеты. По мнению некоторых ученых, наиболее вероятный из них — наблюдения из космоса.
С помощью аппаратуры, установленной на борту летающих лабораторий, можно количественно определить величину снежного покрова перед началом таяния снега или — что не менее важно — ледников, а при дальнейших исследованиях оценивать сток воды на больших территориях. Кроме этого, можно фиксировать область выхода подземных вод на поверхность. Все это позволит если не полностью предотвратить опасность хронического водного голода, то, по крайней мере, отдалить время его наступления.
Следующая проблема — мировой дефицит продуктов питания. Уже давно ведется поиск новых источников их получения. Самый перспективный из них — океан. Именно он спасет человечество, считают многие исследователи.
Общая биомасса в океанах составляет примерно 25 миллиардов тонн. Только один Атлантический океан «по питательности» оценивается в 20 тысяч урожаев, собираемых в год на всей суше.
По данным ЮНЕСКО, в конце 60-х годов мировой улов рыбы составил 70 миллионов тонн в год. В 1975 году — примерно 100 миллионов. Прогнозы на будущее — 140 миллионов тонн в год.
Чтобы собирать такой «урожай», потребуется фантастическая армия специальных морских судов. Если принять во внимание, что больше половины времени пребывания в океане им придется тратить на поиск, станет ясно, какая большая роль будет отводиться спутникам — промысловым разведчикам.
Два-три таких спутника в состоянии составлять суточные карты рыбных косяков всех океанов планеты. Используя принцип: где наибольшая плотность морской воды, там много планктона, где есть планктон, там рыба, — можно составлять очень точные промысловые карты.
Все это сэкономит миллиарды...
В заключение могу сказать: хочется видеть человечество в будущем только счастливым. И лично мне особенно приятно сознавать, что в решении многих важных задач, которые позволят добиться этого, будете принимать активное участие космическая наука.
2 |
Что послужило толчком? Достижения отечественной космонавтики, в особенности выход Алексея Леонова в открытый космос.
Но и это не было главным.
По долгу моей работы мне приходилось часто сталкиваться с космонавтами. И, конечно, я слышал их рассказы о том, как выглядит наш«шарик» — Земля — с орбиты и как прекрасно парить в невесомости. Однажды они спросили: «А ты сам бы согласился полететь?» Мне хотелось ответить утвердительно, так как я уже серьезно заболел «звездной болезнью». Но решил, что лучше промолчать, — считал даже саму мысль об этом нереальной.
Прошло достаточно времени, я и думать забыл о том разговоре. И вдруг совершенно неожиданно мне предлагают стать космонавтом. Мне чуть плохо не стало.
3 |
Мне нравилось рассматривать через иллюминатор поверхность нашей планеты. Я быстро научился различать реки, озера, горные хребты. Мог с закрытыми глазами рассказать о ландшафте местности, над которой «проплывала» станция...
Так вот, летим над Бразилией. И вдруг вижу... тоненькую ленточку. Через секунду сообразил — это шоссе. А по нему мчится автобус. Самый настоящий. Вроде даже голубого цвета. Я понимал, что с такого расстояния невооруженным глазом видеть это невозможно, но тем не менее я видел!
Уже после (полета я рассказал об этом директору Института океанологии Академии наук СССР, доктору географических наук Андрею Аркадьевичу Аксенову. Тот предположил, что здесь «сработали» мои ассоциации. То есть я только представил себе автобус, а глаза уже «увидели»...
Это подтверждается некоторыми уже известными земными наблюдениями (на них, кстати, базируется одна из версий происхождения «Летучего голландца»). Но есть и контраргумент. Желание увидеть что-нибудь «родное» (применительно ко мне — это автобус) было у каждого космонавта. Но все же никому, кроме меня, «такое» наблюдать не довелось. Будущие исследования наверняка прольют свет на истинную природу этого явления...
Можно ли говорить всерьез о встрече космонавтов с инопланетянами? Не знаю. Но со следами иных цивилизаций, я думаю, нам придется столкнуться. Кстати, есть одна интересная гипотеза. 74 миллиона лет назад между орбитами Марса и Юпитера существовала планета. Это была старая планета — в полтора раза старше Земли. Но самое главное: на ней существовала органическая жизнь. Состав метеоритов, упавших на Землю, свидетельствует именно об этом! Некоторые ученые предполагают, что эволюция жизни на этой планете достигла своих высших форм: там существовала цивилизация!
Возможно, взрыв был столь неожиданным, что никто из разумных существ не сумел спастись, и цивилизация навсегда растворилась в бескрайних просторах вселенной...
У Сатурна осколок повернул один из спутников вспять, другой был разорван на множество осколков, в результате чего образовались знаменитые кольца Сатурна. Около Урана осколок погибшей планеты прошел так близко, что от него был оторван внушительный «кусок», который потом упал на Уран. От силы удара тот повернулся. Так что теперь в отличие от любой другой планеты солнечной системы лежит на боку, и ось его вращения практически расположена в плоскости орбиты.
Наконец, кинетическая энергия погибшей планеты иссякла в борьбе с гравитационными силами других планет и Солнца, и осколок ее вышел на орбиту, на которой и поныне находится загадочный Плутон...
Мы подходим к самой необычной части этой истории. Девятая планета солнечной системы — Плутон — и есть основная часть погибшей планеты. И все, что нам сегодня известно о Плутоне, хорошо согласуется с этой гипотезой.
Последствия катастрофы затронули не только «далекие» планеты. Пострадала и наша Земля. И необъяснимое ранее вымирание ящеров и других представителей животного мира 75 миллионов лет назад теперь становится более понятным. Видимо, одна из причин этого — резкое изменение климатических условий вследствие космической катастрофы.
Все это поможет нам по-новому посмотреть на наших соседей — другие планеты солнечной системы. Важно человеку побывать на них, в частности, на Плутоне. Что он увидит: следы погибших городов или просто безжизненную пустыню?..
4 |
Но я коснусь другой стороны проблемы — моральной.
Мы знаем, как редко появляются на свет талантливые ученые. И поэтому особенно больно сознавать, что сотни, даже тысячи их тратят свои способности не на благо человека, а во вред ему: разве создание новых смертоносных видов оружия может идти на пользу?
Я верю, что силы мира, разума и прогресса, несмотря ни на какие трудности, победят.
5 |
Что касается специфики освоения космического пространства, мне кажется, это мирный характер освоения. Чего нельзя сказать, например, о заселении новых земель — достаточно вспомнить карательные походы Кортеса.
6 |
И тут выясняется, что для работы нужен инструмент, который мы забыли в другом отсеке. Вот и пришлось мне «плыть» за ним. Чтобы не потерять ориентировку, цеплялся руками за боковую обшивку.
Добрался до нужного отсека, нащупал одной рукой инструмент, взял его и... нечаянно разжал вторую. Через секунду уже «висел» между полом и потолком. Над чем я «завис», куда «плыть», не знаю. Полная потеря ориентировки.
Кричу Виктору. Договорились сделать так: я нащупываю стенку, а Виктор дает ориентир: «Ау-ау». Одним словом, как в лесу, только мы не по грибы в лес ходили, а «за инструментом», да в невесомости.
Потом, конечно, смеялись, а сначала-то было не до смеха.