«Техника-молодежи» 1979 №3, с.18-19
Звездолет будущего, созданный воображением художника-фантаста, это еще и машина времени. Потому что — вспомним теорию относительности — нельзя одновременно посетить все закоулки Галактики... И перед взором будущих астролетчиков нескончаемая вереница звездных миров развернется непременно и во времени, а не только в пространстве. Закономерно угасают и вновь воспламеняются небесные огни. Их разделяют бездонные пустоты. Загадкам нет числа. Вот почему снова и снова будут стартовать в неизвестность космические корабли, трассы которых начертаны фантастами уже сегодня.
«К звездам» — так называется полотно художника О. Кириенко. Космическая станция согласно его замыслу пролетит в непосредственной близости от многих интереснейших объектов нашей Галактики. Пройдут десятки, может быть, сотни лет, и она вернется на Землю, чтобы бесстрастным языком снимков и цифр поведать нашим потомкам о тайнах звездных огней.
Главная последовательность звезд... Так называют специалисты объекты, которые концентрируются на диаграмме радиус — светимость возле одной из ее линий. Здесь можно найти и Солнце. Оказывается, не все мыслимые комбинации трех основных величин — массы, радиуса и светимости — встречаются в природе. Точки, изображающие совокупность звезд, составляющих нашу Галактику, располагаются возле некоторых определенных линий. В стороне от звезд главной последовательности расположены «белые карлики». Их сотни миллионов. На третьем месте по численности стоят звезды-гиганты. Их всего несколько миллионов. Возможно, существует еще и последовательность субкарликов.
У одной из звезд Водолея спектр как бы состоял из двух, наложенных друг на друга спектров различных звезд — горячей и холодной. Со временем стало ясно: астрономы имеют здесь дело не со сложением спектров двух разных звезд, а со свойствами двух частей одного и того же объекта — горячего ядра и внешней, сравнительно холодной оболочки. Даже небольшое увеличение оптической толщины оболочки приводит к заметному ослаблению прямого излучения горячего ядра. А звезда с развитой оболочкой — это типичный холодный гигант или сверхгигант. Вот и выходит, что строение желтых и красных сверхгигантов, по-видимому, не отличается от строения звезд главной последовательности.
«Огромное значение для космогонии имеют данные современной астрофизики о некоторых чрезвычайно быстро протекающих этапах развития звезд, — пишет академик В. А. Амбарцумян. — В то время как продолжительность жизни большинства звезд измеряется миллиардами лет, то есть для большинства этапов эволюции требуются такие сроки, по сравнению с которыми человеческая жизнь и даже продолжительность всей истории человеческих астрофизических наблюдений представляется мигом, «мы наряду с этим являемся свидетелями того, когда в течение нескольких дней, а иногда часов непосредственно наблюдаются изменения в строении звезды. Примером такого рода процессов могут служить вспышки новых звезд».
И это тоже, бесспорно, интереснейшие объекты вселенной. Газовые оболочки, выбрасываемые при вспышках новых, сходны в чем-то с планетарными туманностями. Потом было установлено, что массы таких туманностей в тысячи раз превосходят массы оболочек, выбрасываемых новыми звездами. Даже взрывы сверхновых не помогли пока объяснить происхождение планетарных туманностей. Подсчеты показывают, что для этого нужно было бы допустить ежегодные вспышки сверхновых. В то же время известно, что в одной Галактике такие вспышки происходят в среднем раз в пятьсот лет.
Изменяются ли с течением времени звезды главной последовательности? Несомненно. Звезда как бы передвигается в течение своей жизни вдоль линии своей последовательности — своеобразного «столбца» периодической звездной системы.
Некогда Эддингтон и Джинс предложили механизм убыли массы звезды за счет лучеиспускания. Но еще большую роль должно играть непосредственное испускание звездой частиц — тех кирпичиков, из которых состоят ее внешние слои. Особенно интенсивно выбрасывают вещество горячие звезды. Итак, подобно гигантским живым существам, звезды изменяются, проявляя то одни, то другие свойства «пятого состояния» вещества. И рядом с ними развиваются относительно маленькие, почти совсем крохотные небесные тела — планеты.
Их не минует маршрут звездного корабля будущего. Поиск жизни, поиск себе подобных — увлекательная и важная задача будущих звездопроходцев. Но сначала на розыски устремятся автоматические станции. И выглядеть это будет, наверное, так, как на картине «Утро» (художник К. Муллашов из Алма-Аты).
Не исключено, что у звезды главной последовательности на расстоянии десятков парсеков будет когда-нибудь найдена планета нашего, земного типа. И под белым куполом посадочного парашюта в голубом степном раздолье объектив навсегда, навечно запечатлеет быстрых, как земные ветры, голубых коней.
ИВАН ПАПАНОВ