«Техника-молодежи» 1979 №1, с.8-10, 18-19




Беречь родную Землю

Георгий БЕРЕГОВОЙ, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина

ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА — О ЖИЗНИ, О ЗЕМЛЕ, О ВСЕЛЕННОЙ

1 КАКИЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВСТАЮТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА ПОРОГЕ ПЛАНОМЕРНОГО ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА? КАК ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ?


2 ЧТО В ВАШЕЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛУЖИЛО ГЛАВНЫМ ТОЛЧКОМ, ПОБУДИВШИМ ВАС ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?


3 С КАКИМИ НОВЫМИ, РАНЕЕ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ ВЫ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА? МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ ВСЕРЬЕЗ О ВОЗМОЖНОЙ ВСТРЕЧЕ КОСМОНАВТОВ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ?


4 КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ИЗМЕНИЛИСЬ БЫ ТЕМПЫ ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ЕСЛИ БЫ СРЕДСТВА, ЗАТРАЧИВАЕМЫЕ СЕЙЧАС НА ВООРУЖЕНИЕ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА МИРНЫЕ ЦЕЛИ?


5 ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОСМОСА ОТ ЗАСЕЛЕНИЯ В ПРОШЛОМ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ?


6 НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ РАССКАЗАТЬ О САМОМ ВЕСЕЛОМ И СМЕШНОМ ЭПИЗОДЕ, СЛУЧИВШЕМСЯ С ВАМИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТОВ ИЛИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К НИМ?

Первым отвечает на наши вопросы дважды Герой Советского Союза Георгий Тимофеевич Береговой. До работы в космическом центре он был летчиком-испытателем, служил в ВВС, воевал. За боевые успехи в годы Великой Отечественной войны ему было присвоено звание Героя Советского Союза... 26 октября 1968 года на орбиту вокруг Земли был выведен искусственный спутник «Союз-3», на борту которого находился летчик-космонавт Г. Береговой. За успешное выполнение сложной четырехдневной программы полета он был награжден второй Золотой Звездой.

Космос сегодня — это та область, где гармонично слились воедино дерзновенные мечты и точные науки, отвага и холодный расчет, где невозможно жить и работать без теплой заботы людей, оставшихся на Земле, без живой неразрывной связи с родной планетой, но в то же время и не без горячего стремления «вырваться из колыбели», уйти в бесконечные пространства вселенной как можно дальше, изучить и освоить неведомые миры.

И если, по мнению многих, будущее человечества в космосе, то сегодня космонавты — разведчики человечества, дозорные и... самые земные, вскормленные ее дарами, воспитанные ее историей и культурой.

И после того, как со словами, обращенными к молодежи, на страницах «ТМ» выступили крупнейшие ученые нашей страны, писатели — фантасты всего мира, тысячи читателей нашего журнала обратились в редакцию с просьбой пригласить к столь интересному разговору и космонавтов. Разговор этот мы начинаем с публикуемой впервые статьи Юрия Гагарина. Вслед за ней мы печатаем ответы на анкету, которую направили советским и зарубежным космонавтам.

1

Выход человека в космическое пространство, безусловно, заставляет нас по-новому и более серьезно подумать о будущем нашей планеты. Индустриальный двадцатый век не только обогатил человечество научными и техническими достижениями, но и породил целый ряд чрезвычайно сложных проблем, решения которых достанутся по наследству нашим потомкам.

Речь о следующем. Сравним три тела солнечной системы — «романтическую» Венеру, Землю и «холодную» Луну. Я сказал бы, что их судьбы наглядно отражают жизненные ступени планет. Первая, Венера, по нынешним уточненным данным, — прообраз «живой» Земли. Луна сегодня — всего лишь безжизненное тело, лишенное газовой оболочки и воды, драматический «портрет» нашей прекрасной планеты в будущем, если мы, земные жители, не прекратим относиться к ней с прежним безразличием... Не хочу быть голословным.

Перед нами фотопортрет Каспия. Снимок сделан из космоса. Четко видны береговые линии этого гигантского естественного водохранилища.

А в кремлевском кабинете В. И. Ленина хранится карта России тех в принципе не очень далеких лет. С этой карты мы скопировали, перенесли на кальку контуры того же Каспийского моря — оно начертано, кстати, примерно в том же масштабе, что и на космическом снимке.

Сравнив кальку с фотографией, мы обнаружили разительное отличие. Береговая линия ушла в море на десятки километров. Рыболовецкий колхоз, стоявший некогда на самом берегу, оказался далеко на суше, и рыбаки ездят сегодня к морю за сорок километров.

Что случилось? Ничего, кроме того, что Каспийское море «усохло» на 20-30% — почти на одну треть за полвека. Факт волнующий и тревожный.

Это не единичный случай. В Аральском море за этот же период соленость воды повысилась более чем вдвое. Проникновение соленых потоков в Азовское море происходит на наших глазах. Мы являемся свидетелями того, как постепенно уменьшаются косяки рыбы в некогда самом богатом море России.

А что происходит на суше?

Недра планеты изъязвлены глубокими шахтными выработками. Над землей высятся терриконы, занявшие, например, только в Донбассе значительную часть «чистой» поверхности. Парадокс: из глубинных скважин выкачаны сегодня сотни миллионов тонн нефти, отведены миллиарды кубометров газа, и в то же время мощная мировая промышленность буквально извергает в атмосферу не только удушливые газы, отравляя ее, но и «отработанное» тепло, повышая температурный уровень всей планеты. Короче говоря, земные жители постоянно нарушают сложнейший естественный баланс, установившийся на Земле в течение миллионов лет.

Отсюда до смешного ясно: вопросом вопросов встает перед всем человечеством проблема защиты земного шара. Но сохранение планеты немыслимо без совместных усилий всех стран и народов. Мы, люди, обязаны найти в этой области общий язык. Пример совместных космических полетов, на мой взгляд, ярко подтверждает возможность договоренности по самым сложным вопросам.

Обживание околоземных пространств сегодня технически осуществимо. По этому поводу ни у кого не возникает сомнений. Вопрос упирается в физические возможности человека. Если человек сможет переносить длительные космические перелеты, можно будет конкретно говорить о путешествиях на другие планеты, где возможно создание постоянных лабораторий, необходимых для освоения космоса. И опять-таки, здесь нужны усилия всех стран...

Основной задачей все же остается постижение глубоких закономерностей поведения человека и вещества в космической среде, изучение тех неизведанных ныне проблем, с которыми сталкивается космонавт, оторвавшись, как Антей, от родной и привычной планеты.

2

На протяжении 16 лет я работал летчиком-испытателем. На одной из наших авиационных «фирм» довелось как-то ознакомиться с новыми приборами жизнеобеспечения пилота. Тут я впервые увидел тренажер для космонавтов.

— Он не для твоего размера, — пошутил кто-то. — Ты большой. Не поместишься в космической кабине...

И все-таки, думаю, попробую. Сажусь в тренажер, всем назло, гляжу, все в порядке, поместился. Да и не очень-то и тесно... Вот тут-то и загорелось: «Полечу!» Но мысль эту я на время затаил.

Подошел срок проходить очередную летную комиссию. Говорю знакомому врачу: «Проверьте «на космос», подойду или нет?» Выло мне тогда ни много, ни мало, а 42 года... Врач ласково так, знаете ли, улыбнулся:

— Не поздновато ли будет? Берут-то ведь до 30 только. А вам кой годок?..

И, представьте себе, прошел я проверку.

Окрылило это меня окончательно. Иду к Каманину. Он: «Не могу нарушать порядок — тебе 42, а предел 30». Иду к Вершинину, главкому ВВС. Тот после долгих разговоров сказал: «Жди команды».

Месяц, другой... Волнуюсь, места себе не нахожу. И вдруг распоряжение: «Направить Берегового и с ним еще трех летчиков, в Центр подготовки космонавтов».

Сейчас я думаю: а почему все-таки, потянуло меня в космос?

Давно меня интересовала связь человека с техникой. В авиации эта связь триединая: человек — аппарат — среда. А в космосе? Человек — аппарат, а среды нет. Космическая пустота...

Этим вопросом я начал заниматься с научной точки зрения. В результате защитил диссертацию на степень кандидата психологических наук по разделу космического труда.

3

В первые же космические мгновения я столкнулся с необычным восприятием всего облика нашей планеты, такого привычного для тех, кто ходит, плавает и летает над ней на небольшой высоте.

С самолета Земля выглядит гигантской чашей. Вы находитесь как бы над центром. А из космоса, наоборот, Земля кажется выпуклой. И меня, летавшего на самолете много лет, это поразило больше всего. Движение космокорабля еще более усиливает физическое ощущение выпуклости планеты. Удивляет широта обзора. К тому же непрерывное изменение оттенков нашей планеты. На каждом витке все по-новому. Меняются облака, их форма. От положения Солнца изменяется подсветка Земли. Убежден — за 140 суток пребывания в космосе мои друзья-космонавты каждый день видели нашу Землю совсем иной, и каждый раз она была прекрасна!..

...Последнее время слишком много разговаривают о так называемых НЛО — неопознанных летающих объектах. Говорят, что где-то их видели. Но интересно: ни одному из космонавтов не удалось столкнуться с этим явлением вплотную, несмотря на весьма продолжительное пребывание в космосе.

С другой стороны, невозможно представить, что в бескрайней вселенной мы единственные разумные существа. Это, грубо говоря, все равно, что предположить — в огромном лесу живет один-единственный косолапый!

На земном шаре существует еще много загадок, не получивших пока полного объяснения: странные площадки, древние наскальные рисунки человеческих фигур в одеяниях, похожих на скафандры... Любое необъяснимое явление мы должны не отбрасывать «с порога», а тщательно изучать.


Георгий Тимофеевич Береговой любит горы. Может быть, потому, что восхождение хотя и ненамного, но все же приближает к небу... На снимке: он с женой Лидией Матвеевной в Карпатах.

Ну, а рыбачить, как известно, лучше в одиночку!

...Вы спрашиваете, как бы я поступил, если бы случайно столкнулся с представителем другой цивилизации?

Я глубоко убежден: только мирное, доброе отношение может быть основой настоящего контакта. И при встрече с инопланетянином я приложил бы все усилия, чтобы расположить его к себе, чтобы он понял меня.

4

Нетрудно представить себе, какими темпами может расширяться освоение космоса в случае, если человечество сбросит с себя бремя вооружения. Дело не только в больших материальных или технических возможностях, но и в том, что само по себе разоружение психологически высвободит творческие силы человечества на плодотворное решение космических проблем, человечество обретет как бы крылья...

5

Дальнейшее освоение околоземного пространства, как я уже говорил, по-настоящему осуществимо в том случае, если к этому делу будут приложены общие усилия.

Мы должны находить общий, доброжелательный язык для дальнейшей работы, стремиться к большему числу доверительных контактов. Нужно увеличить число совместных экспедиций на космических кораблях — дальнейшие шаги освоения космоса окажутся особенно плодотворными при совместных изысканиях.

6

Вы спрашиваете о комических эпизодах во время моего полета в космосе? Что ж, бывало и такое. Вот один забавный случай.

Как известно, в невесомости предметы стремятся от вас куда-то убежать. К моему секундомеру во избежание этого незапланированного «бегства» была прикреплена веревочка с ворсовой «скрепкой».

Просыпаюсь как-то утром — нет секундомера! Целый день искал: пропал, да и только. На следующий день смотрю на приборную доску и глазам не верю: торчит из-за доски мышиный хвост и даже как будто нахально шевелится. «Вот те на, — думаю. — На корабле — и вдруг мыши!..» На самолетах это порой случается. Подкрался потише, поймал и тащу за хвостик.

Вытаскиваю — секундомер!

Хочу в заключение со страниц вашего журнала передать нашей молодежи самые теплые поздравления с Новым годом и пожелать ей счастья, радости и успехов!10