«Техника-молодежи» 1977 г №3, с.16-17

На перекрестках времени

Рассказ писателя-фантаста Анатолия Днепрова «Когда задают вопросы» посвящен интересной проблеме — поискам следов минувшего по едва различимым биосигналам. Именно этот рассказ вспоминается, когда ловишь себя на желании восстановить схему такого эксперимента по картине художника Г. Голобокова «Череп Кучума» из цикла «Мечты и проекты сибирских ученых» (вверху) (не сканил). Вряд ли удастся найти какие-то реальные основания изображенному на картине: ни пьезоэлектричество, ни усиление фононов, ни видеозапись информации, никакие известные ныне явления и процессы не помогут дополнить и объяснить ее сюжет. И все же в мечте художника ощущается и элемент рациональный, нечто такое, что способна привнести в искусство лишь наука. Не потому ли предельно ясна и не требует пояснений идея картины?

Иное время отражено на картине И. Алексеева «Северная станция связи» (справа). Судя по всему, речь идет о связи с внеземными цивилизациями, о возможности установления прямых контактов с ними. Еще в прошлом веке знаменитый математик Гаусс предлагал прорубить в сибирской тайге просеки так, чтобы получился прямоугольный треугольник. На каждой из сторон гигантского треугольника предлагалось построить квадраты, иллюстрирующие теорему Пифагора. На вырубках следовало посеять пшеницу. Цветовой контраст пшеничного поля и тайги позволил бы марсианам, селенитам и другим обитателям солнечной системы воочию убедиться в разумности и гостеприимности землян.

Француз Шарль Кро горячо ратовал за сооружение огромного зеркала, отражавшего солнечные лучи в сторону Марса. Он даже обратился к правительству Франции со своим предложением. Чуть позже проект был усовершенствован: несколько зеркал должны были согласованно вращаться, напоминая семафор-гигант.

Изобретатель Тесла, тот самый, что сконструировал генераторы на переменном токе, применил настройку антенн в радиоприемниках и предложил множество других новшеств, высказывал нередко идеи, поражавшие современников. Это ему принадлежат слова: «Мы покончим со страхом перед океаном, осветив небо и устранив таким образом кораблекрушения». Одна из статей Тесла посвящена «электрическим явлениям», свидетелем которых он оказался. «Я заметил периодические изменения, — рассказывал Тесла, — сильно напоминавшие какой-то счет, идущий в определенном порядке, и их нельзя было объяснить известными мне причинами. Мне известны, конечно, электрические возмущения, вызываемые Солнцем, полярными сияниями и земными токами, но я совершенно уверен, что в данном случае изменения не были связаны ни с одной из перечисленных причин... И только несколько позже у меня промелькнула мысль, что эти возмущения были проявлением разума. У меня все время росло ощущение, что я первым услышал приветствие с другой планеты».

Нужно сказать, что у Тесла была хорошо оборудованная лаборатория в Колорадо-Спрингс. В 1899 году, во время описанных экспериментов он располагал 60-метровой антенной, что по тем временам было настоящей роскошью. Исторические примеры убеждают в том, что многие видные ученые отдали дань увлечению проблемой контактов еще задолго до того, как она приобрела «права гражданства» на научных конференциях.

Уверенность М. В. Ломоносова в существовании обитаемых миров отражена во множестве его стихотворений, сатирических и научных. Именно при его содействии в России было осуществлено второе издание крамольной книги Фонтенеля об инопланетянах, после того как первое издание было запрещено церковью.

Двадцатый век принес столь обоснованные с инженерной точки зрения предложения, что они напоминали вполне завершенные проекты, обещавшие, казалось, несомненный и быстрый успех. Была, например, найдена заброшенная шахта в Чили, ствол которой диаметром 18 м был расположен так, что во время очередного великого противостояния Марс должен был пройти как раз над шахтой. В шахте предлагалось установить гигантский телескоп со ртутным вращающимся зеркалом. По расчетам, изображение марсианской поверхности должно было бы быть таким близким, как будто за ней наблюдали с расстояния всего лишь трех километров. Критики проекта, однако, доказали, что это неосуществимо из-за оптических искажений.

24 августа 1924 года командующий американским флотом разослал приказ двадцати самым мощным станциям, от Филиппин до Аляски, избегать радиопередач и переговоров и прислушиваться ко всем необычным сигналам. Аналогичное распоряжение накануне великого противостояния Марса было отдано и армейским радиостанциям.

Неоднократно сообщал о приеме необычных сигналов с низкой частотой повторения Маркони. В 1921 году «Нью-Йорк таймс» на первой полосе сообщала о том, что Маркони и его сотрудники убеждены в марсианском происхождении некоторых сигналов.

Затем на довольно длительное время история с контактами перестает будоражить умы ученых и мечтателей. Но зато бурно совершенствуются средства радиосвязи, появляются радары, ракеты... Чаши радиотелескопов вслушиваются в разноголосицу космоса.

Спустя два-три десятилетия разработаны первые современные проекты и программы поиска разумных сигналов. А 70-е годы принесли и первые серьезные попытки «подать голос»: мощные радиопередатчики послали импульсы к звездам. Но мечта неучтожима, она стремится обогнать и современный уровень радиокосмической техники. Об этом еще раз напоминает картина художника И. Алексеева.

ИВАН ПАПАНОВ