«Техника-молодежи» 1976 г №9, с.14, 23



Сюрпризы Марса

Что можно узнать об объекте величиной с десятикопеечную монету, рассматривая его с расстояния 150 м? Если он движется, то изменения его положения в пространстве, наверное, можно было бы фиксировать довольно точно. Но если бы мы захотели составить себе представление о характере его поверхности или о его внутреннем строении, то здесь, по-видимому, недостаточность достоверных сведений оставила бы широкий простор для более или менее остроумных упражнений ума. Но установить, насколько эти умозрения соответствуют действительности, смог бы только тот наблюдатель, который получил возможность приблизиться к объекту, как следует рассмотреть его, провести химический анализ, просветить рентгеновским лучом. И, конечно, ничего удивительного не было бы в том, если бы вблизи объект оказался совсем не таким, каким он виделся издалека.

Мы не случайно приводим эти цифры: именно как десятикопеечная монета с расстояния 150 м видится нам Марс, когда во время великих противостояний он максимально приближается к Земле и расстояние между планетами сокращается с 400 млн. км до 55,5 млн. км. Именно таким на протяжении столетий видели Марс астрономы. Но с 1 ноября 1962 года, когда к красной планете стартовала советская автоматическая межпланетная станция «Марс-1», человечество получило возможность начать рассматривать Марс со все более близких расстояний. И каждый последующий полет советских «Марсов» и американских «Маринеров» заставлял ученых менять представления, считавшиеся установившимися.

Так, в 1962 году по измерениям с Земли считалось, что марсианская атмосфера на 98,5% состоит из азота, на долю аргона приходится 1,2%, на долю углекислого газа — 0,25%, кислорода — 0,1%. А оказалось? Углекислого газа 65%, аргона 30%, а остальное — на долю всех других газов, вместе взятых!

Или взять атмосферное давление. В 1962 году ученые сходились во мнении, что оно у поверхности Марса составляет около 0,1 атмосферы — 100 миллибар. Если так, то для мягкой посадки спускаемого аппарата на поверхность планеты можно обойтись парашютами, а если нет — придется ставить тормозные двигатели. Вот почему с таким разочарованием конструкторы «Викинга» узнали цифру, переданную советской станцией «Марс-3»: давление у поверхности оказалось в 20 раз меньше — всего 6 миллибар. «Викинги» пришлось снабдить тормозными двигателями.

Если в отношении состава и давления марсианской атмосферы мнения ученых в 1962 году в основном сходились, то иначе обстояло дело с оценкой рельефа Марса. Так, академик АН УССР Н. Барабашов писал тогда: «Поверхность Марса гладкая и ровная, почти совершенно лишенная макрорельефа. На ней не замечается ни высоких гор, ни длинных горных цепей». Иного мнения придерживался академик В. Фесенков: «На Марсе должны быть горы, и, возможно, довольно большие». Автоматические станции не только подтвердили правоту Фесенкова, но позволили сделать сенсационное открытие: на Марсе находится высочайшая гора всей солнечной системы. Это кратер вулкана Никс Олимпика, возвышающегося на 19,2 км на условным нулевым уровнем планеты и более чем на 23 км над уровнем поверхности самых низменных равнин Марса! Для сравнения напомним: высочайшая вершина нашей планеты Джомолунгма имеет высоту над уровнем моря 8848 м, высочайшая вершина Советского Союза пик Коммунизма — 7495 м, высочайшая вершина Кавказа Эльбрус — 5642 м.

Конечно, было бы неправильно думать, что ученым не удалось установить ничего достоверного о Марсе. Так, они предвидели существование пылевых бурь, более или менее точно определили температуру марсианской поверхности, предугадали марсианский вулканизм и многое другое. Но в настоящее время все эти открытия заслонены экспериментальной проверкой волнующей надежды: есть ли жизнь на Марсе? «Викинг-1» уже передал первые изображения марсианской поверхности, уточнил состав атмосферы, взял пробы. Теперь мы с нетерпением ждем результатов их анализа.

«Радиокольцевание»

Шведские ихтиологи считают, что главная причина сокращения численности угрей в Балтийском море не загрязнение его промышленными стоками, не болезни и не чрезмерный вылов, а ухудшение климата на широте Балтики за последние 35 лет. В результате этого ухудшения Гольфстрим выносит из Саргассова моря в сторону Скандинавии меньше планктона, а в похолодевшей воде Северного моря развелось больше трески. Эти два фактора губительны для молоди угрей, мигрирующей из Балтики в Саргассово море и обратно. В океане она гибнет из-за недостатка корма, а в Северном море ее пожирает чрезмерно расплодившаяся треска. Но как проверить эти соображения? На помощь ученым пришла современная электроника. Решено на протяжении пяти лет выпускать в море по 200 молодых угрей, в тело которых будут вмонтированы миниатюрные радиопередатчики, которые позволят с недостижимой прежде точностью проследить пути миграции угрей. Не менее удивительный эксперимент готовят американские биологи, желающие выяснить влияние строительства трансаляскинского трубопровода на жизнь белых медведей. Для этого предполагается отловить трех медведей и надеть каждому из них ошейник с радиоаппаратурой. Сигналы этих радиопередатчиков будет регистрировать метеорологический спутник Земли «Нимбус-6», который при каждом пролете над данным районом сможет фиксировать, местоположение животных.

(отрывок из статьи)

ГРАВИЛЕТЫ,

СНЕГА

И РОЗЫ

Зимой 1959 года геологи шли по льду, сковавшему стремительную Ангару. Что надеялись найти они под толстой ледяной броней, среди сопок и заснеженных долин?.. Да, несметные богатства таятся в недрах Сибири, но бесспорно и другое: нет на свете края, где к тайнам подземных кладовых ведут столь же трудные пути.

Геологам сопутствовала удача. Они разведали богатое месторождение свинцовых руд. И помог им прибор, измеряющий гравитационное поле. Сила тяжести не всюду на земном шаре постоянна, аномалии ее, отклонения от нормы, порой говорят о многом. Над плотными породами она больше, чем над рыхлыми. Так была найдена и изучена древняя долина Волги в зоне Куйбышевской плотины; изменения силы тяжести рассказали о богатствах Криворожья, о подлинных масштабах Курской аномалии. О природе гравитационного поля, союзника геологов и противника космонавтов, известно не так уж много. Тайна гравитонов — мельчайших частичек, фигурирующих в формулах квантовой физики, — надо полагать, когда-нибудь перестанет быть тайной. Наверное, тогда осуществится и мечта художника С. Гавриша из Алтайского края о планетолетах, использующих в качестве источника энергии тяготение, то самое тяготение, невидимый барьер которого отгораживал человека от иных миров. «Вечерний ритм» — так называется его картина (внизу). Бесспорно, у Сибири космическое будущее. Воображение художника непринужденно «вписывает» в сибирский пейзаж фантастические летательные аппараты и станции межпланетной связи, фосфоресцирующие следы от гравилетов и дома-паруса, обогреваемые незримым пламенем гравитации.