«Техника-молодежи» 1976 г №4, с.4-5



Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Георгий Михайлович Гречко отвечает на вопросы нашего корреспондента Александра ЗЕЛЕНЦОВА

МОЯ ПРОФЕССИЯ-КОСМОНАВТ

— Георгий Михайлович, расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли в рабочих буднях космонавтов с тех пор, как Ю. А. Гагарин дал путевку в жизнь этой профессии?


На снимках:
экипаж космической орбитальной станции «Салют» — Георгий Гречко (вверху) и Алексей Губарев.

Фото Г. Гречко и А. Губарева



— Работа космонавта действительно стала профессиональной. Космонавтика сформировалась как самостоятельная сфера человеческой деятельности. Рабочие будни космонавтов стали иными.

Когда летал Юрий Гагарин, мы мало знали о том, что ждет человека в космосе. Хотя и было известно, что биологически он может выдержать условия полета, но как на них будет реагировать его психика, не представляли. Больше всего опасались, что космонавт может потерять способность ориентироваться в ситуации, когда нужно будет идти на посадку. Задумали так. Перед спуском с орбиты Юра должен был решить простенькую арифметическую задачку, правильный ответ которой — кажется, цифра 25 — был своеобразным ключом для запуска двигателей посадки.

В то время основное внимание при подготовке к полету уделялось физической и психологической тренировке космонавта.

Естественно, когда человек освоился в космосе, многое узнал о его влиянии на организм, приспособился к необычным условиям, он начал работать. В силу этого подготовка к полету и сам полет значительно усложнились. И корабли сегодня куда более совершенны, чем первый «Восток», и полеты намного продолжительнее, и задачи, которые перед космонавтом ставятся, другие. Программы полетов решают задачи науки, техники, прикладные в интересах народного хозяйства. В процессе работы на орбите накапливается огромная масса научно-исследовательского материала. Я вспоминаю свой полет, когда пришлось подготавливать транспортный корабль к возвращению на Землю. Мы затратили много времени, чтобы перенести в спускаемый аппарат и упаковать материалы научных исследований, документацию. Все это говорит о том, что человек в космосе — это прежде всего исследователь, а корабль — научная станция. Следовательно, отправляясь в очередной полет, космонавт должен запастись как можно большим багажом знаний. Этим и определяются будни космонавтов: учение, тренировка и снова учение.

— Как производится отбор космонавтов и подготовка их к полету?

— Пока, к сожалению, далеко не все, кто хотел бы посвятить себя этой профессии, могут свою мечту осуществить. Препятствий на пути в космос много. Прежде всего, разумеется, кандидат в космонавты должен пройти строгую медицинскую комиссию. Проверяется, например, деятельность вестибулярного аппарата. Кому в этом отношении не повезло, дорога в космос заказана: из многих десятков человек проходят в космонавты лишь единицы. И это, разумеется, не единственный орган у человека, к которому космос предъявляет столь высокие требования. Почему медицинская комиссия так строга? Причины понятны: наш организм сформировался в земных условиях, из которых важнейшим является действие земного притяжения. Все системы человеческого организма приспособлены к деятельности именно в этих условиях. Вот, к примеру, кровообращение. Кровь на Земле под действием силы тяжести приливает к ногам. Это привычно, и этой закономерности подчинены все функции организма. Поэтому в условиях невесомости кровь приливает к голове, идет перестройка всего организма — это период адаптации к невесомости. Многие космонавты испытывают ощущение дискомфорта, несмотря на усиленные тренировки до полета.

Хочу оговориться: сами по себе эти трудности не столь страшны. Видимо, даже не очень подготовленный человек может довольно долго находиться в космосе без серьезных осложнений. Но дело ведь в том, что надо не просто выдержать, а сохранить во время всего полета способность к продуктивной, творческой работе.

Поэтому и отбираются в космонавты хорошо и всесторонне развитые люди. Чтобы представить себе примерный объем навыков, которыми должен обладать космонавт, достаточно сказать, что на орбитальной станции десятки и сотни сложнейших устройств, приборов, которые нужно не просто знать, а уметь на них работать, что называется, с закрытыми глазами. Кроме того, надо изучить несколько тысяч страниц документации и, наконец, знать основы тех научных дисциплин, в рамках которых проводятся эксперименты и наблюдения. Астрофизика и астрономия, космическая медицина и фотография, биология и геология...

— Какие этапы попета представляются вам наиболее ответственными и трудными?

— Да, есть такие этапы, которые требуют особого напряжения сил, воли, внимания. В известном смысле трудны первые минуты полета, пока организм не привык к новым условиям.

Разумеется, и полет на орбите требует ответственности и внимания, так как он насыщен работой. Конечно, испытываешь волнение, когда проводишь научные эксперименты.

А самый волнующий, самый ответственный этап полета — это спуск на Землю. При входе в атмосферу корабль как бы взрывается, разлетается на части, которые тут же загораются. Обмазка корпуса спускаемого аппарата начинает плавиться, ты видишь, как в нескольких сантиметрах от твоего лица по иллюминатору течет расплавленная масса. Все это очень красиво, захватывает дух. И в это же время начинаются перегрузки. Космонавта вдавливает в кресло. Перегрузка уменьшается только к моменту раскрытия парашюта.

После включения двигателей мягкой посадки приземление, если нет ветра, очень мягкое, мягче даже, чем приземление парашютиста. А вот когда ветер, приземление может произойти довольно чувствительное, долгожданная Земля-матушка покажется тверже, чем она есть на самом деле. Словом, возвращение из космоса — это эмоционально самая насыщенная часть полета.

Первая задача после приземления, если недостаточно занимался физкультурой в космосе (чего греха таить, иногда и выбиваемся из режима, когда уж очень хочется сделать дополнительный интересный и важный эксперимент), научиться снова ходить. Это подчас оказывается столь же сложным, как и научиться передвигаться в невесомости, не набивая себе шишек.,

— Скажите, пожалуйста, какие существуют ограничения времени пребывания человека в космосе?

— При нынешних условиях, созданных на орбитальных станциях, эти сроки могут, по-видимому, составлять несколько месяцев, но, думается, при хорошо разработанной системе адаптации организма к невесомости можно будет осуществлять более длительные полеты, после чего посредством упражнений подготовить организм к реадаптации в земных условиях.

«ПРОДОЛЖИТЬ ИЗУЧЕНИЕ И ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, РАСШИРИТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОСМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗЕМЛИ, В МЕТЕОРОЛОГИИ, ОКЕАНОЛОГИИ, НАВИГАЦИИ, СВЯЗИ И ДЛЯ ДРУГИХ НУЖД НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА».

Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы», утвержденных XXV съездом КПСС

— А что происходит в организме человека при длительном пребывании в космосе и каковы последствия этого пребывания?

— Как показывает опыт, все, что организм теряет в космосе, на Земле восстанавливается. А теряет человек по не вполне понятным причинам некоторое количество кальция в костях, повышается экскреция из организма общего азота, креатина, фосфора. Наблюдаются явления относительной мышечной атрофии. И человек даже теряет в весе. Однако изменения вызваны, по-видимому, функциональными перестройками и полностью обратимы.

— Как вы думаете, Георгий Михайлович, на что должны быть направлены сегодня усилия в развитии космической техники?

— Я горячий приверженец той программы, которая реализуется в нашей стране. Совершенствование, расширение и оснащение все более современной аппаратурой научных орбитальных станций, превращение их в научно-исследовательские комплексы, где могли бы работать ученые из многих отраслей знаний... Современный уровень техники позволяет уже в ближайшие годы начать строительство космических станций с более многочисленным интернациональным персоналом. Уверен, что за такими станциями будущее.