«Техника-молодежи» 1971 г №9, обл2, с.6-7, 13


А

ВТОНОМНАЯ система жизнеобеспечения. Этот термин прочно вошел в лексикон космонавтики со времени первого выхода человека в открытый космос. Скафандры с автономным жизнеобеспечением сослужили добрую службу Е. Хрунову и А. Елисееву, которые совершили переход на орбите из одного корабля «Союз» в другой.

«Мы находились в открытом космосе около часа, — рассказывает Е. Хрунов. — Самочувствие было отличным. Вентиляция скафандра хорошая. Никакого перегрева мы не ощущали. Пульс и дыхание были в пределах нормы. Иллюминатор гермошлема не запотевал. Ресурс системы жизнеобеспечения не был израсходован. Мы могли бы еще длительное время находиться в открытом космическом пространстве».

Оградить человека от опасностей, дать ему возможность работать столь же уверенно, как и на Земле, — вот назначение необычного костюма. Стиль космической одежды, ее покрой целиком подчинены этой цели. Комбинезон мягкий, четырехслойный. Две нижние оболочки герметические, резервная (22) и основная (23), затем идут силовая оболочка (24) и верхняя, с экранновакуумной теплоизоляцией (25). Головной убор — гермошлем с прозрачным смотровым стеклом и светофильтром (26). В кабине корабля космонавт надевает скафандр поверх полетного костюма (21).

По словам А. Елисеева, одеваться в условиях невесомости значительно проще, чем на Земле. Скафандр легко принимает свою форму, и погрузиться в него можно без заметных усилий.

Мягкость комбинезона зависит не только от эластичности материала, но и от давления газа под оболочкой: оно должно быть ниже, чем в кабине. Но в условиях пониженного давления дыхание будет нормальным только тогда, когда в скафандр поступает чистый кислород. Баллон с кислородом (1) находится в ранце. Там же помещаются: датчик давления (2), редуктор (3), механизм подачи кислорода (4), электрический датчик давления в скафандре (5), автомат — компенсатор утечек (6), патрон с химическим поглотителем углекислого газа (7), резервный побудитель циркуляции газа (8), центробежный вентилятор с электродвигателем (9), датчик концентрации углекислого газа (10), холодильный агрегат (11), влагоотделитель (12), датчик температуры (13), электронный усилительно-преобразовательный блок для измерительной аппаратуры (14).


Информация о запасе кислорода, содержании углекислого газа, о давлении и температуре в скафандре передается командиру корабля и на Землю. Сигнальные устройства предупреждают космонавтов о возможности опасных режимов. Телефонная связь между космонавтами ведется по проводам, вплетенным в страховочный фал. На рисунке показаны также: механизм дистанционного управления (15), распределительные трубопроводы (16), направление потоков газа, циркулирующего под оболочкой скафандра (17), механизм сброса избыточного давления (18), индикатор давления в скафандре (19), объединенный разъем коммуникаций (20).

На фотографиях, помещенных рядом с цветным рисунком, представлены: амортизационные кресла и Полетная одежда экипажа кораблей «Союз» (слева внизу), комбинезон и гермошлем (слева вверху), внешний вид космонавта в скафандре (справа вверху), ранцевая система (слева внизу) и аварийный запас для обеспечения экипажа из трех человек после приземления или приводнения корабля: продукты питания, лагерное снаряжение, медикаменты, сигнальные средства, радиостанция и источники питания (справа внизу). Снимки сделаны на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Выставочные стенды знакомят нас с атрибутами одной из увлекательных профессий будущего — профессии космического монтажника. А. Елисеев дал автономной системе жизнеобеспечения высокую оценку: «Скафандр удобен, гибкость соединений хорошая, что позволяет выполнять в космосе различные монтажные работы»

3. ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН

Подобно паровозу прошлого века, готовая к полету ракета окутана паром. Только баки ракеты заправлены не водой, а жидким кислородом. Так что это не обычный, а кислородный «туман». Снимок сделан широкоугольным объективом.