«Техника-молодежи» 1971 г №11, с.54-55



ЛУННАЯ ПОВОЗКА

«Мировая и советская печать сообщала о конструкции советского лунохода. Было бы интересно познакомиться и с устройством луномобиля, на котором американские космонавты совершили автопоездку по Луне», — пишет в редакцию москвич Ю. Лукьянец.

Это интересует и многих других читателей журнала. Мы удовлетворяем просьбу наших корреспондентов.

В

конце июля — начале августа нынешнего года трое американских космонавтов — экипаж космического корабля «Аполлон-15» — навестили нашего ближайшего соседа по солнечной системе — Луну. По сравнению с предыдущими экспедициями на спутник Земли нынешняя была оснащена уникальным транспортным средством — луномобилем.

LRV (Lunar Roving Vehicle) — лунное странствующее устройство — официальное название самого дорогого автомобиля «всех времен и народов». Его построила авиационная фирма «Боинг». Ничто в нем не напоминает привычную механику современных машин. Каждое колесо, а их четыре, приводится в действие собственным электромотором. Источник питания — совершенные серебряно-цинковые аккумуляторы. Из строя могут выйти два мотора — LRV не потеряет хода, хотя лишится резвости.

Управление осуществляется системой электромоторов. Рулевые — и передняя и задняя пара колес. Сравните: диаметр разворота луномобиля составляет менее 3 м, а земного автомобиля — минимум 11 м!

Конструкторы предусмотрели навигационные приборы — не так легко найти корабль, скрытый горизонтом или лунными горами; к тому же и пейзаж однообразен — мало ориентиров.

Автоматический счетчик регистрирует каждый оборот колеса машины и каждый сантиметр пройденного пути. Прибор непрерывно показывает удаление от корабля по прямой.

Экспедиция «Аполлона-15» показала достаточную надежность «лунного странника».

Космонавты собрали богатую коллекцию породы, взяли несколько проб глубинного грунта, совершили три поездки по окрестности места прилунения.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛУНОМОБИЛЯ

Длина — 3,10 м; ширина — 1,83 м; общая высота — 2,28 м.

Вес — 36 кг на Луне и 218 кг на Земле.

Нагрузка — 75 кг (на Луне). Этот груз весит на Земле 454 кг и включает в себя экипаж, оборудование системы жизнеобеспечения космонавтов.

1 человек + 1 комплект оборудования = 181,5 кг

181,5 X 2 =363 кг

Научное оборудование — 59 кг

Вес проб грунта — 32 кг

Итого... 454 кг

Мощность силовой установки — 2 серебряно-цинковых аккумулятора на 36 в, 121 а.

Максимальная скорость — 18 км/час. Теоретическая дальность хода — 180 км (соответственно 6-7 час. движения). Диаметр разворота — 3 м. Наибольший угол подъема — 20°. Наибольший угол спуска — до 45°.

Общая стоимость программы создания луномобиля — от 20 до 40 млн. долларов.


1 — направленная антенна для больших расстояний, 2 — направленная антенна для малых расстояний, 3 — приборный щиток, 4 — измеритель наклона машины, 5 — навигационные приборы, 6 — приборы контроля электромоторов и аккумуляторов, 7 — система тревоги, 8 — указатель скорости, 9 — кинокамера. 10 — рукоятка управления (вперед, назад, вправо, влево, торможение), 11 — землечерпалка, 12 — механизмы, с помощью которых луномобиль выгружается из космического корабля, 13 — измеритель магнитного поля Луны, 14 — стереокамера, 15 — шасси, 16 — системы жизнеобеспечения космонавтов, 17 — емкость для проб грунта (под сиденьем), 18 — кассеты для кнно— и фотопленки, 19 — штатив для 70-мм камеры, 20 — рычаг для извлечения проб грунта, 21 — пинцеты, захваты (для взятия проб грунта), 22 — телевизионная камера, 23 — чемодан для проб, 24 — стояночный тормоз, 25 — фаза раскрытия луномобиля, 26 — внутреннее устройство колес, 27 — внешнее устройство «шин» (сталь, армированная титаном), 28 — подвеска колес, 29 — амортизатор, 30 — механизмы управления, 31 электромотор правого колеса, 32 — привод тормозов, 33 — аккумулятор, 34 — электрон­ный регулятор движения, 35 — мотор системы управления, 36 — гироскоп, 37 — навига­ционный прибор, 38 — рация, 39 — поглотитель тепла колес (на все 4 колеса), 40 — торси­онная пластина.