«Техника-молодежи» 1970 г №11, с.36-37, 46, 59


НА КОНКУРС
„МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ"
ХРОНИКА ЗВЕЗДНЫХ ВСТРЕЧ



О

диноко ли человечество во вселенной?

Где и какими путями отыскать братьев по разуму?

Каково их обличье?

Все эти важные для будущего вопросы, так или иначе непрестанно варьируемые в современной научной и фантастической литературе, не обойдены и участниками международного конкурса «Мир завтрашнего дня».

«Представьте себе, — пишет наш читатель В. ИВАЩЕНКО из города Карасука Новосибирской области, — что посланцы земной цивилизации достигли какой-то планеты. Над планетой обращаются странные тела, похожие на орбитальные земные станции. (Картина справа внизу.) Как поступить землянам?

Быть может, странные тела — автоматические стражи, защищающие инопланетян от вторжения извне. А может быть, от первого прикосновения они раскроются, как бутоны диковинных цветов. И тогда глазам пришельцев явится многокрасочный мир растительности, наделенной разумом».

Растительность, наделенная разумом! Не слишком ли сильно сказано? Материалистическое мировоззрение марксистская наука допускают и такую разновидность разумного существования. О разумных деревьях и травах писали в свое время фантасты К. Саймак, В. Григорьев, П. Вежинов и другие.

Как поведут себя полномочные представители земной цивилизации при встрече с необычными формами разума? На этот вопрос пытаются ответить в своих картинах В. ПЕТРЕНКО из Ровенской области («Разумный мир цветов» — вверху) и А. РУВИНСКИЙ из города Алупки («Встреча» — слева внизу).

«Жизнь воистину бесконечна в своем разнообразии, и много чудесного будет вписано в хроники звездных встреч», — сказал в одном из своих интервью Рэй Брэдбери.

Тем более отрадно сознавать, что новые строки звездных хроник уже написаны XX веком. Блистательный полет советской автоматической станции «Луна-16», доставившей грунт естественного спутника Земли, открывает перспективы знакомства с миром неведомых планет.



МНОГОРУКОЕ «ЧУДОВИЩЕ». Это не кадр из какого-нибудь фантастического «фильма ужасов», а всего лишь стерильный бокс для работы с образцами пород, привезенными с Луны.

Перчатки, открытые со стороны «внешнего мира», не стесняют движения рук экспериментаторов. Но надежно предохраняют образцы от прямого соприкосновения с ними (США).


Этот воздушный шарик, запущенный в Новой Зеландии, совершил несколько кругосветных путешествий.



ПРИВИДЕНИЯ НАД ПЛАНЕТОЙ


Над безлюдными просторами южного полушария отрабатывается проект «Привидение» — новая глобальная система метеорологического наблюдения с помощью свободно дрейфующих в атмосфере шаров-зондов, оборудованных чувствительными приборами и собирающих данные о воздушных потоках, температурах, давлениях. Предполагается, что вскоре вокруг земного шара будут неуправляемо летать по воле ветров десятки тысяч таких воздушных микрометеостанций. Их сигналы поймают спутники и передадут в глобальный метеорологический центр, где мощная ЭВМ на основании полученных сведений выдаст долгосрочный прогноз погоды по всей Земле.

Шары диаметром 1,5, 2,26 и 7 м изготовлены из двухслойного пластика и наполнены гелием под заданным избыточным давлением. В результате полет проходит на высотах соответственно 6, 12 и 24 км, вдоль постоянного уровня атмосферного давления, вне зависимости от нагревания шара днем и остывания ночью. Питание аппаратуры — от солнечной батареи. Главная опасность — оледенение на низких высотах, в облачном слое.

Запуск — из Новой Зеландии или Антарктиды. Полуторакилограммовые шары для полетов на высоте 6 км выдерживают несколько дней, недель. Затем они покрываются слоем льда и падают на Землю. Мало помогает силиконовая и парафиновая защита. А шары-зонды, запущенные выше, до 24 км, не раз совершали кругосветные путешествия.

Наиболее удобна отметка 12 км. На этой высоте шары могут летать месяцы и годы, если они благополучно, без оледенения минуют опасный облачный слой. Один из шаров за 74 дня, по данным станций слежения, совершил по меньшей мере восемь облетов планеты. Интересно поведение четырех зондов, выпущенных в Антарктиде. Два из них продолжали оставаться в очень высоких широтах, один совершил дрейф к экватору, и один сначала покинул полярную область, а затем вернулся в район, на 400 км отстоящий от Южного полюса.

Сейчас проводятся эксперименты с долговечными шарами-зондами, рассчитанными на «рабочую высоту» 24—30 км. Кроме того, все чаще предлагается использовать опыт проекта «Привидение» для создания дрейфующих лабораторий в плотной атмосфере Венеры. Вполне вероятно, что в недалеком будущем небеса Земли и ее космической соседки заселятся дешевыми и надежными воздушными баллонами-исследователями.

«Нью сайентист» (Англия), 1970, 47, № 712, стр. 226