"Техника-молодежи" 1969 г №11, с.30, 32-33


ТАК ВЫГЛЯДИТ ПЛАНЕТА Марс, снятая с расстояния нескольких сот тысяч километров автоматической станцией «Маринер-7». Белое пятно на нижней части планеты — покрытая снегом (?) марсианская «Антарктида». Рядом — вид поверхности Марса с высоты 3500 километров. Поперечник снимка равен приблизительно 700 километрам (США).



ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ В XIX ВЕКЕ

Париж. Сороковые годы прошлого столетия, знаменитый физик и астроном Доминик Араго ошеломлен, еще бы! Совсем недавно на заседании Парижской академии он, один из прославленных корифеев французской астрономии, публично заявил, что в течение всего девятнадцатого века в Европе не будет полного солнечного затмения. Ни одного! Обоснованность выводов, солидные математические выкладки, авторитет ученого — все это не вызывало даже тени сомнения у почтенных членов академии. И вдруг сенсационное сообщение из далекой России, из Курска. Неизвестный господин по фамилии Семенов, основываясь на своих вычислениях, выступил с опровержением казавшихся столь убедительными выводов французского ученого — и оказался прав!

Посрамленный и смущенный Араго почетно признал свою ошибку, объяснив ее тем, что недостаточно глубоко проверил вычисления своих ассистентов. А в 1850 году в Петербурге была напечатана небольшая брошюра «О полном солнечном затмении, которое, видимо, будет в Европе 16(20) июля 1851 года». Автор ее — курский астроном-самоучка Ф. Семенов (1794-1860). Незадолго до этого Русское географическое общество наградило его золотой медалью за уникальный труд «Таблицы показания времени лунных и солнечных затмений с 1840 по 2001 год на московском меридиане».

Увлекшись в молодости астрономией, Семенов решил построить телескоп. Но для такого инструмента нужны хорошо отшлифованные оптические линзы. Где их взять в захолустном купеческом городе? Семенов конструирует шлифовальный станок. Несколько месяцев упорного труда, бессонных ночей — и вот, наконец, готов настоящий телескоп с 40-кратным увеличением. Начались систематические астрономические наблюдения, которые позволили затем составить карты солнечных и лунных затмений, вычислить точные сроки наступления их на 100 лет вперед.

Семенов был не только одаренным астрономом, но и первым курским метеорологом.

Среди материалов о Ф. Семенове, собранных в Курском областном краеведческом музее, большой интерес представляют строки из автобиографии, написанные в 1819 году:

«Если бы можно было большое ядро потребным количеством пороха отделить от Земли на расстояние, превосходящее поперечник Земли, и сообщить ядру скорость, превосходящую скорость падающих на Землю тел, то бы из него вышла другая Луна, которая бы обращалась около Земли». Ученый-самоучка мечтал об искусственных спутниках Земли в то время, когда еще не было ни паровозов, ни самолетов. И, как бы продолжая славную эстафету русских самородков, внук Ф. Семенова — известный изобретатель А. Уфимцев — создал оригинальный по своей конструкции первый отечественный авиационный двигатель, который превосходил по своим качествам существовавшие в то время зарубежные образцы. В 1912 году на Международной выставке воздухоплавания за этот двигатель изобретателю присудили Большую серебряную медаль.

Сегодня в Курске, на улице Семенова, на доме, где жил и работал Уфимцев, рядом с мемориальной доской висит табличка: «Станция юных техников». За стеклом — модели сверхзвуковых лайнеров, миниатюрные ракеты и космические корабли, любовно сделанные ребячьими руками. Эстафета умельцев продолжается.

Н. КИПМАН