"Техника-молодежи" 1968 г №8, с.4.


отрывок из статьи "Этот воздушный, воздушный, воздушный мир"

сначала трудно поверить, и тем не менее мысль человеческая умудрилась создать вакуум в мягкой оболочке.

Речь идет о «квазипустотных» конструкциях. Мягкую оболочку помещают внутри другой, бóльших размеров. В промежуток под некоторым избыточным давлением накачивают воздух. Внешняя оболочка становится вполне устойчивой, а внутренняя (вот в чем вся соль!) крепится к наружной системой шнуров — расчалок. Эта остроумная конструкция выдерживает разрежение и в то же время сохраняет свою форму. Так пузырь, надутый газом, порождает чудо-чудное (диво-дивное) — пузырь вакуумный.

Насколько необычными могут быть аэростатические сооружения, показывает проект 160-километровой пленочной башни, надутой легким газом1. По расчетам, такой замысел вполне осуществим. Башня, выполняющая роль опоры для астрономической обсерватории, существенно облегчила бы связь Земли с космосом.

Космическая башня — то веяние нашей эпохи, но уже более 200 лет назад человек сделал первый шаг по дороге к звездам при помощи надувной конструкции.

ФУРВИМ ПОКИДАЕТ ЗЕМЛЮ

Н
ачиналось это так..,

В 1709 году бразильский монах Бартоломей Лауренс да Гисмоа впервые опубликовал конструкцию надувного летательного аппарата. А первым поднялся на воздушном шаре рязанский подьячий Крякутной. Его фурвим (большой мешок), надутый горячим дымом, взмыл в небо в 1731 году. Современники были убеждены, что полет происходил отнюдь не по закону Архимеда, а при помощи нечистой силы.

Затем пришло время братьев Монгольфье — Жозефа и Этьена. В 1873 году братья запустили в воздух бумажный шар, подобный конструкции Крякутного. В том же году бумажный аэростат поднял в воздух животных, а затем и людей. Эти простейшие летательные аппараты получили название монгольфьеров. В наше время они привлекли внимание спортсменов. Спортивный монгольфьер изготовлен из нейлона, а теплый воздух подается в него с помощью регулируемых газовых горелок. Летчик сидит в глубоком удобном кресле, наблюдая окрестности с километровой высоты.

Летательные «аппараты» — воздушные шары знакомы нам с детства. А надувные самолеты? Конструкции такого рода бывают полностью надутыми (за исключением, конечно, двигателя и крепежной рамы) и комбинированными, сочетающими в себе качества автомобиля и самолета. В случае надобности слетать куда-нибудь водитель прикрепляет к автомобилю надувные крылья.

ЭХО НАД ПЛАНЕТОЙ

И фурвим Крякутного, и дирижабль, и надувной самолет — все это обитатели земной атмосферы. А между тем уже в 1960 году «надувательство» позволило осуществить первую двустороннюю радиосвязь через космическое пространство между Северной Америкой и Европой.

Был надут ни много ни мало — искусственный спутник Земли «Эхо-1». Этот пассивный ретранслятор при диаметре 30 м весил всего 66 кг. Столь малый вес при больших размерах объясняется тем, что шаровой баллон спутника выполнен из легкой майларовой пленки с алюминиевым покрытием. После выхода на орбиту баллон был раздут сжатым газом и стал вполне приличным отражателем радиоволн. Прослужил спутник «Эхо-1» всего около месяца. Космические силы (давление солнечных лучей, микрометеоры, гравитация) смяли баллон, сильно ухудшив качество связи. Следующий спутник этой серии «Эхо-2» разделили внутренними перегородками на несколько камер, и поэтому он вышел гораздо надежнее.

Сейчас в США планируется запуск совсем уж необычного спутника связи. Сначала все будет происходить в точности так же, как и при запуске шаров типа «Эхо». Такой же выход на орбиту, такое же надувание баллона. Но потом... Баллон покрыт тонкой металлической сеткой, хорошо отражающей радиоволны. Сам же он состоит из пленки, которая должна постепенно испаряться в условиях космического вакуума. Газ рассеется в пространстве, но, так как все это произойдет в невесомости, прозрачная металлическая сетка сохранит шарообразную форму. А ей не страшны никакие метеоры!


1 См. № 4, 1959 г. Г. Покровский, «Лифт в космос».

Очень интересна идея создания спутников-телескопов и спутников-термоэлектростанций1. В обоих случаях предлагается покрывать отражающим металлическим слоем только часть надутой прозрачной оболочки. Таким способом можно создавать огромные зеркала либо для наблюдения за звездами, либо для улавливания энергии солнечных лучей.


1 См. № 10, 1959 г. Г. Покровский, «Строительство в космосе».