"Техника-молодежи" 1968 г №2, обл-2, с. 11, 24


5. ПИЛОТЫ ИЛИ РОБОТЫ?

Механический человек, начиненный электронными датчиками, понадобился для замены пилота во время испытаний американского ракетоплана Х-15. Машина — гибрид самолета и ракеты — служит прототипом космического корабля многократного использования. В начальной стадии полета ракетоплан буксируется самолетом, затем включает двигатель и самостоятельно летит в верхние слои атмосферы, достигая скорости в шесть раз превышающей скорость звука. Всего построено три аппарата этого типа, но одиннадцатый полет на одном из них оказался для майора Майкла Адамса роковым. Из-за неисправности в системе управления машина вышла из-под контроля и разбилась, пилот погиб. Стоимость десятиминутного рейса на Х-15 примерно 600 тыс. долларов, а на подготовку к такому полету требуется месяц. В двух предыдущих авариях ракетопланов летчики, совершавшие вынужденные посадки, остались живы.


А ЕСЛИ ЗУБЫ ЗАБОЛЯТ В КОСМОСЕ? По мнению американских медиков, одной на серьезных проблем при длительных космических полетах (более 30 дней) является лечение зубов космонавтов.

Перед полетом каждый из них должен проходить пятидневный курс, чтобы уметь выполнить простейшие зубоврачебные операции. На борту космического корабля будет находиться специальный комплект зубоврачебного оборудования и медикаментов: обезболивающие средства, паста для пломбирования сломанных или выкрошившихся зубов и т. п. (США).