"Техника-молодежи" 1966 г №5, с.7


ВЕЛИКОЕ В КОЛЫБЕЛИ
ДАНТЕ О ЛУНЕ

К

омментируя снимки, переданные советской станцией «Луна-9», академик А. П. Виноградов отметил, что предположения ученых о характере лунной поверхности подтвердились. Она образована легкоплавким базальтовым веществом, которое поднялось вверх, отделившись от тугоплавкой фазы.

Казалось бы, в верхнем слое должно быть вещество с меньшей плотностью. Но на самом деле расслоение первичного метеоритного вещества Луны зависит от его свойства плавиться, а не от плотности.

Интересно, что спору о свойствах лунного вещества почти 700 лет. В одной на песен «Божественной комедии» великого итальянского поэта Данте читатель становится свидетелем спора между поэтом и Беатриче. Чередование светлых и темных пространств на Луне Данте объясняет разной степенью плотности различных ее частей. Более плотные части, по его мнению, лучше отражают свет, чем скважные (пористые).

Беатриче не согласна с таким объяснением. Вот как она опровергает доводы поэта:

...Будь сумрачному свету

Причиной скважность, то или

насквозь

Неплотное пронзало бы планету,

Или, как в теле рядом ужилось

Худое с толстым, так и тут,

примерно.

Листы бы ей перемежать пришлось.

О первом бы гласили достоверно

Затменья солнца: свет сквозил бы

здесь,

Как через все, что скважно

и пещерно.



Так не бывает. Вслед за этим

взвесь

Со мной второе; и, его сметая,

Я домысл твой опровергаю весь.

Коль скоро эта скважность

не сквозная.

То есть предел, откуда вглубь лежит

Ее противность, дальше не пуская,

Отсюда чуждый луч назад бежит,

Как цвет, отосланный обратно в око

Стеклом, когда за ним свинец укрыт.



В споре Беатриче оказалась ближе к истине, утверждая, что на Луне «скважность не сквозная» и что «есть предел, откуда вглубь лежит ее противность, дальше не пуская».

Легкоплавкое стекло, под которое подложен тугоплавкий свинец, - неплохая модель лунной поверхности, хотя бы в первом приближении. И эти мысли высказаны, когда еще не было даже простейшего телескопа! Проницательность и дальнозоркость продемонстрировал пытливый человеческий разум. Как говорил Ф. Энгельс, «орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла».

В. Орлов