«Техника-молодежи» 1965 №3, с.39



Р

еактивный лайнер «В-707» авиакомпании «Пан-Америкен» уже давно кружил над филадельфийским аэропортом, а разрешения на посадку все не было. Тяжелую махину болтало в облаках, словно щепку в водовороте. Пассажиры рейса №214 судорожно вцепившись в поручни, тревожно вглядывались в черные глазницы иллюминаторов. Там, за бортом, неистовствовали стихии. Даже яркие зигзаги молний, пронзая влажную пелену грозовых туч, не в силах были разорвать кромешную тьму, окутывавшую самолет. И вдруг... На испуганные лица пассажиров упал зловещий багровый отсвет, а в широко распахнутых глазах отразились языки пламени, жадно лизавшие левое крыло...

Так все было или нет? Точно ответить на этот вопрос некому: экипаж и пассажиры самолета «В-707» №214 погибли все до единого.

Единственное свидетельское показание дал пилот другого самолета («DC-8»), тоже кружившего над аэродромом в ожидании разрешения приземлиться. Он утверждает, что видел, как «В-707» вдруг охватило пламя. Пилот взволнованно прохрипел в микрофон: «Рейсовый 214 потерял управление!» С контрольного поста филадельфийского аэропорта слышался спокойный монотонный голос: «Рейсовый 214, вы вызывали нас?» Еще не опомнившись от пережитого, пилот передал: «Машина в огне! Она падает, вот-вот взорвется!»

Катастрофа произошла 8 декабря 1963 года. Обломки самолета валялись там и сям на огромной площади — три квадратных километра! Неужели какой-нибудь злоумышленник?,.

«Нет! — заявили эксперты из федеральной службы безопасности. — Удар молнии».

Действительно, при первом же обследовании обломков злосчастного самолета на самом конце левой несущей плоскости обнаружились странные черные оспины. По мнению специалистов, грозовые разряды не впервые вызывали гибель самолетов и ракет.

На начало декабря 1964 года был запланирован полет американских космонавтов Вирджила Гриссома и Джона Янга в двухместном корабле в соответствии с проектом «Гемини». Но... полет был отложен на начало 1965 года. Почему? Официальные представители заявили: 18 августа молния ударила в ракету и вызвала короткое замыкание в электронных приборах системы управления. Пришлось прямо на стартовой площадке проверять исправность десятков километров электрических проводов в бортовых системах управления ракетой. Итак, молния?

Что ж, гипотеза вполне правдоподобна. Средняя скорость движения «огненной змеи», исторгнутой тучами, 150 км/сек. Динамическое давление ударной волны непосредственно перед головным концом искры достигает 100 кг/см2. Сила тока внутри ионизированной трассы — 100 тыс. а. Почти ¾ всей чудовищной энергии, выделяемой за доли секунды, превращается в тепло. Не мудрено, что температура плазменной «стрелы» подпрыгивает выше 1000°. И уж если ежегодно во всем мире от ударов молний гибнут тысячи людей, то разве не в силах мощный электрический разряд сбить металлический самолет или вывести из строя механизм управления ракеты?

Для решения этого вопроса спроектирован генератор «звездной материи».

НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ СТУЛЕ — РАКЕТА

Он крупнее, мощнее и внушительнее любых разрядных установок, когда-либо применявшихся в лабораториях всего мира для исследования высоких напряжений. Через несколько месяцев на пустынных просторах военного аэродрома Керкленд в штате Нью-Мексико, близ города Альбукерка, поднимутся ажурные фермы с гирляндами изоляторов. Над испытательным полигоном вспыхнут искры-зигзаги длиной по 15 м с напряжением в 10 млн. в и силой тока 300 тыс. а.

Прежде всего испытаниям на «молниеустойчивость» подвергнутся межконтинентальные баллистические ракеты. Первой жертвой станет «Юпитер». Нет, это не мифический бог-громовержец. Такое имя носит американская ракета среднего радиуса действия. Направленная на некую воображаемую цель в Тихом океане, она будет стоять на стартовой площадке в состоянии боевой готовности. Рядом с разрядной установкой.

Как только приборы возвестят, что конденсаторы заряжены полностью, на аэродроме раздастся сирена — сигнал тревоги. Люди исчезнут в бетонных бункерах и укрытиях. Заработают скоростные кинокамеры. Подадут свои показания многочисленные измерительные приборы, соединенные с «внутренностями» ракеты. Все пойдет почти так же, как при казни на электрическом стуле: по команде руководителя один из ученых включит рубильник. Результатом будет оглушительный грохот: конденсаторы, разряжаясь, метнут в ракету разрушительный сгусток плазмы...

Запланированы опыты с ракетами «Атлас», «Титан» и «Минитмен», заключенными в бомбоустойчивые башни. Как только станет известно, какие повреждения может вызвать молния в ракете, ученые займутся разработкой мер защиты. Аналогичные опыты будут проведены и с самолетами.

По материалам зарубежной печати