«Техника-молодежи» 1964 №9, с.18-21



К

осмический корабль «Восток» и серийный вертолет «МИ-4» устремляются к расчетному месту приземления. Вместе с руководителем группы поиска, врачом и кинооператором я напряженно всматриваюсь в небо. Уже получена радиограмма, что в соответствии с заданной программой включена двигательная установка и корабль-спутник начал снижаться с орбиты, постепенно входя в плотные слои атмосферы. Летчики прибавляют обороты двигателю — нам надо спешить, так как скорость у нас далеко не космическая...

ВСЕ
МИРОВЫЕ И АБСОЛЮТНЫЕ РЕКОРДЫ В КОСМОСЕ
ПРИНАДЛЕЖАТ СОВЕТСКИМ ЛЕТЧИКАМ-КОСМОНАВТАМ

И. БОРИСЕНКО,
спортивный комиссар Федерации

авиационного спорта СССР

К месту приземления мы успели вовремя. И когда в 10 часов 55 минут «Восток» совершил посадку, я подошел к космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину, подошел для того, чтобы проверить... его спортивное свидетельство. Оно хранилось у него в нагрудном кармане. Смешно думать, что во время космического полета свидетельство может потеряться, но строгие международные правила регистрации мировых рекордов предусматривают такую проверку перед стартом и после финиша.

Гагарин неторопливо протягивает мне свидетельство, которое вместе с ним только что вернулось из космоса, и я от всей души поздравляю его с установлением трех абсолютных мировых рекордов в классе орбитальных полетов: на продолжительность — 108 минут, наибольшую массу — 4725 кг и максимальную высоту космического полета, равную 327 км. Так была вписана первая страница в освоение космического пространства. Этому предшествовала не только напряженная работа ученых и конструкторов. Незадолго до исторического полета корабля-спутника «Восток», в октябре 1960 года, впервые был поставлен на обсуждение вопрос о правилах регистрации рекордов, которые могут быть установлены человеком на ракетах в космическом пространстве.

Произошло это в Барселоне, на заседании Международной спортивной комиссии Международной авиационной Федерации (ФАИ) во время 53-й генеральной конференции.

Проект правил был представлен Национальной авиационной ассоциацией США. Американцы были убеждены, что в космос полетит их космонавт. Представленный делегацией США проект подвергся значительным изменениям. По настоянию советской делегации из проекта США было исключено положение о регистрации рекордов в случае, если космонавт не возвращался на Землю. Советские люди не могли допустить того, чтобы космос стал ареной бессмысленных жертв при погоне за сенсационными результатами.

В итоге обсуждений конференция приняла решение — в качестве абсолютных мировых рекордов полете человека в космическом пространстве признавать и регистрировать достижения: на продолжительность полета; на высоту за пределами земной орбиты; на высоту в пределах земной орбиты; на наибольшую массу (вес) космического корабля, поднятого на высоту 100 и более километров от Земли. Высота менее 100 км была оставлена для дальнейших рекордов авиации.

Для утверждения каждого рекорда в качестве мирового любая страна после полета должна представить в ФАИ дело о рекордном полете. В этом деле должны быть собраны все материалы (акты) о старте, полете и приземлении, общие сведения о летчике-космонавте, указана его национальность, номер и дата спортивного свидетельства, тип, марка и мощность ракеты-носителя, результаты обработки всех данных координационно-вычислительного центра, телеметрическая информация, программа полета, личный доклад летчика-космонавта и много других материалов.

И первый выдающийся полет космонавта Ю. А. Гагарина на корабле-спутнике «Восток» был зарегистрирован именно по этим правилам.

Но уже последующие полеты по баллистической кривой в космическое пространство американских космонавтов Алана Шепарда и Вирджила Гриссома, а также орбитальный полет советского космонавта Германа Титова заставил астронавтическую комиссию ФАИ частично изменить существующие правила и предусмотреть регистрацию полетов на дальность. Но эти поправки не смогли предвосхитить всего того, что буквально через один год сделало правила вновь устаревшими, — групповой полет. Выдающиеся мировые достижения звездных братьев Андрияна Николаева и Павла Поповича оставили далеко позади все ранее показанные результаты.

Спортивным кодексом ФАИ предусмотрено, что новое достижение может быть признано абсолютным мировым рекордом в том случае, если новый мировой рекорд превышает старый по космическим полетам на 10%, по полетам других летательных аппаратов не менее чем на 1%. Правила же регистрации групповых полетов пришлось разрабатывать заново.


...Привычное оживление на космодроме Байконур. Не верится, что прошел целый год. Во всем, даже в мелочах, чувствуется напряженное предстартовое оживление.

14 июня 1963 года Валентина Терешкова вместе со всеми нами провожала в космический путь Валерия Быковского. А вскоре после старта «Восток-5» она вместе с дублером поселилась в том же домике вместо ушедшего в космос товарища. Ведь ее ожидал тот же звездный путь...

18 июня 1963 года мы вылетели в заданный район. На следующий день на командном пункте узнали, что место приземления совпадает с тем, которое было предусмотрено предварительными расчетами.

Наш вертолет в воздухе. Взят курс полета к расчетному месту посадки. Вертолет плавно снижается. И вот я вижу ее. Валя приземляется на парашюте, к ней со всех сторон бегут люди. За эти несколько минут, пока мы подбежали к Вале, она уже оказалась в плотном окружении местных жителей. Женщины плакали от счастья, что им посчастливилось встретить, расцеловать первую в мире женщину-космонавта, свою соотечественницу.

Итак, в таблицу мировых достижений ФАИ советскими летчиками-космонавтами вписаны впервые космические рекорды в классе орбитальных полетов для мужчин и женщин на продолжительность полета и дальность полета, на максимальную высоту и максимальный груз. На сегодня все восемь мировых и абсолютных рекордов принадлежат советским летчикам-космонавтам. А всего наши летчики-космонавты, начиная с 12 апреля 1961 года и по настоящее время, установили 22 мировых и абсолютных космических рекорда.

Мы, спортивные комиссары, занимаемся своей обычной работой, следим за совершенствованием большой и малой авиации, ростом мастерства наших летчиков-спортсменов. В настоящее время в ФАИ разрабатывается новое положение о регистрации рекордов для космических кораблей в составе экипажей, и я буду очень рад, если мне придется регистрировать эти рекорды.