Желательно смотреть с разрешением 1280 Х 800


"Техника-молодежи", 1960, №1, с. 16-17

РАКЕТНЫЕ КОРАБЛИ



Рис. К. АРЦЕУЛОВА
и С. ВЕЦРУМБА

С

ТРЕМИТЕЛЬНО, поистине фантастическими темпами идет в наши дни проникновение в тайны космического пространства, еще недавно такого загадочного и недоступного... Спутники, космические ракеты, автоматическая межпланетная станция — блестящие вехи на этом пути. Но эти замечательные достижения советской науки и техники — лишь начало эры изучения человеком космоса, эры межпланетных полетов, гениально предсказанной К. Э. Циолковским. Успешная разведка мирового пространства спутниками и ракетами делает вполне реальным полет человека в другие миры.

Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что осуществление космических полетов (пока еще без человека) сделалось возможным в результате бурного развития авиационной и ракетной техники. Достижения в этой области уже сейчас во многом определяют формы будущих космических кораблей, в которых человек устремится к другим планетам.

В прошлом, когда астронавтика только оформлялась как наука, вопрос о значении авиации в освоении космического пространства даже не разбирался: межпланетный корабль представляли себе в виде огромной пилотируемой ракеты, взлетающей вертикально. Считалось, что при посадке двигатели переводятся на контртягу или раскрывается парашют. Однако Циолковский, вначале отстаивавший идею бескрылого аппарата, уже в 1930 году в статье «Ракетоплан» писал, что крылатый ракетный аппарат может не только опять возвратиться в атмосферу, но и «удалиться от Земли и скитаться вокруг Солнца, как планета... путешествовать среди звезд». А в 1932 году в статье «Реактивное движение» им была предложена схема подобного ракетоплана; отмечено, что при возвращении необходимо «планирование и спуск на почву или воду наподобие обыкновенного аэроплана». В последних своих работах Циолковский прямо указывает на возможное превращение самолета в космический корабль и утверждает, что авиация является первым шагом в деле межпланетных полетов.

В заголовке: корабль открытого пространства.

Проект крылатого аппарата впервые разработал Цандер, первый инженер в нашей стране, целиком посвятивший свою деятельность изучению проблемы космического полета. Он был убежденным сторонником «планирующего спуска... на Землю и другие планеты, обладающие атмосферой». К идее крылатого корабля пришли и многие зарубежные ученые.

Перенесемся на крыльях фантазии в то время, когда полеты людей в космос станут повседневным делом. Конкретно представить себе сейчас, как это будет, трудно. Но я думаю, что со временем выработаются два типа космических кораблей — межпланетный корабль и корабль открытых космических просторов.

Я попытался вообразить -— приблизительно, конечно, — устройство этих кораблей. Мне думается, что межпланетный корабль будет крылатым. Планирующий полет в атмосфере планеты позволит ему лучше всего осуществить безопасную посадку, выбрав для этого подходящую местность. При плавном входе в атмосферу и постепенном снижении нагрев его корпуса будет незначительным. Межпланетный корабль во многом напоминает современный реактивный самолет.

Но в то же время наш корабль заметно отличается от самолета. Его вес в основном определяется видом топлива. Если представить себе такой корабль на химическом топливе, то его вес только для полета на Луну и обратно был бы равен весу крейсера или авианосца при экипаже в несколько человек. По-видимому, его ракетные двигатели должны работать на атомном «топливе». Тогда не нужным будет и многоступенчатое строение корабля, неизбежное при использовании химического топлива.

Разгон при старте и маневрирование в мировом пространстве межпланетного корабля будут производиться с помощью тяговых двигателей, а при посадке вступят в действие тормозные и несущие двигатели. Сопла несущих двигателей обращены вниз, они дадут возможность «висеть» на одном месте. Возможна и планирующая посадка: при входе в атмосферу начинают работать тормозные щитки и поворотное оперение. Для посадки корабль должен иметь колесное или гусеничное шасси.

Корпус корабля может быть изготовлен из сварных конструкций. Толстая обшивка и наполнитель предохранят экипаж и оборудование от космического излучения и нагрева. Внутри корабль удобно разбить на отсеки. При экипаже в несколько десятков астронавтов вес корабля, предназначенного для рейсов на Луну, Марс или Венеру, составит, по-видимому, не менее 300-500 т.

Когда-нибудь, через много лет, более мощные и более совершенные корабли свободно полетят в безбрежные просторы вселенной, но на первых порах необходимы групповые полеты. Корабли вначале должны поддерживать друг друга, чтобы не затеряться в пространстве. Нельзя не вспомнить, что Северный полюс тоже осваивался отрядом самолетов.

Создание межпланетных кораблей — решающий шаг в освоении вселенной. Постройка их — дело нашего поколения. Завершающим этапом покорения космоса будет создание кораблей открытого пространства.

Постройка их может быть произведена только в космическом пространстве с помощью транспортных межпланетных кораблей, забрасывающих на заданные орбиты строителей, монтажное оборудование, конструкции, снаряжение.

Кораблю открытого пространства не придется преодолевать сопротивление атмосферы, поэтому не нужна ему и обтекаемая форма. Возможно, что на борту корабля открытого пространства смогут находиться несколько сот астронавтов. Он сможет «дрейфовать» в пространстве, сходиться вплотную с планетами-карликами (астероидами) и спутниками больших планет, у которых сила притяжения очень мала, уходить в иные звездные миры.

Так можно представить себе устройство межпланетного крылатого корабля.