С |
По сообщениям иностранной печати, большой интерес вызвал доклад А. М. Касаткина, сообщившего о нашей метеорологической ракете.
А. М. Касаткин является нашим автором. Его очерк «У ворот в космос» был опублииован в № 8 журнала «Техника — молодежи». Мы обратились к нему с просьбой рассказать нашим читателям об этой ракете и о его впечатлениях за время пребывания в Вашингтоне. Вот что мы от него услышали.
Советская метеорологическая ракета является гордостью нашей науки.
Эта ракета (см. рис.) состоит из трех частей: головной части, корпуса и порохового ускорителя. В головной части длиною 2 м сверху расположена исследовательская аппаратура, а снизу — пороховой двигатель для отделения головной части ракеты от корпуса, а также парашют для спуска на землю.
Корпус ракеты длиною 5 м и весом 220 кг представляет собой ряд баков, скрепленных между собою, жидкостного реактивного двигателя и стабилизирующего оперения.
Для запуска ракеты применяется стартовая вышка, установленная на металлической плите, лежащей прямо на естественном грунте. Вышка имеет высоту 13 м и состоит из четырех спиралевидных направляющих. Снаружи фермы имеется спиральная лестница, обеспечивающая легкий доступ одновременно нескольким лицам к любому месту ракеты. Вышка устанавливается вертикально на четырех разнесенных ножках, имеющих винтовую нарезку и опорные диски на концах.
I. Так схематически выглядит советская метеорологическая ракета. II. Стартовая вышка, применяемая для запуска ракеты. III. Правильно запущенная ракета имеет на участке (I) крутой подъем вверх, на участке (2) — настильную траекторию в определенном направлении, на ветер, наконец на участке (3), при спуске частей ракеты на парашюте, — криволинейный характер с возвращением к месту старта. Кибернетические устройства получили большое распространение в США. На фото в заголовке - американский представитель показывает А. М. Касаткину (слева) выходную часть сложной электронно-счетной системы, на которой движение спутника засечено в виде темной точки, скользящей по карте земного шара. |
В начале полета ракета вращается, компенсируя эксцентрическое расположение масс и аэродинамическую асимметрию, а затем вращение затухает благодаря прямому оперению.
В конце работы ускорителя ракета достигает скорости 170 м сек, а в конце работы жидкостного двигателя на высоте 30 км — несколько более 1 100 м/сек. Далее, на высоте около 70 км, ракета разделяется на две части и одновременно раскрываются два парашюта: головки и корпуса.
Головная часть ракеты продолжает полет вверх с раскрытым парашютом, который предохраняет ее от кувыркания и как бы стабилизирует положение приборов в пространстве. Так она достигает высоты 80—90 км. С этой высоты головная часть ракеты падает с постепенно уменьшающейся скоростью, пока последняя не достигает 4—5 м/сек — скорости приземления. После приземления производится смена шпиля и источников питания, и головная часть ракеты снова готова к действию.
Корпус ракеты спасается на другом парашюте, и после промывания двигателя и ремонта стабилизирующего оперения ранета может быть запущена повторно.
Неуправляемая метеорологическая ракета при запуске в зенит подвержена воздействию ветра — ее траектория полета имеет изгиб в сторону против ветра. Перед запусиом ракеты производится ветровое зондирование атмосферы и рассчитываются углы наклона пусковой вышки. Правильно запущенная ракета имеет на первом участке крутой подъем вверх, на втором — настильную траекторию в определенном направлении, на ветер, и на третьем участке, при спусие частей ракеты на парашюте, — криволинейный хараитер с возвращением к месту старта.
Описание схемы и действия нашей метеорологической ракеты произвело очень сильное впечатление на участников вашингтонской конференции.
В своем докладе на конференции я рассказал, между прочим, о так называемом прямом методе замера температуры воздуха в стратосфере. Замер этот производится с помощью вольфрамовой нити, натянутой снаружи ракеты на тонких косыночках и расположенных вдоль воздушного потока.
Эта часть сообщения вызвала такое возбуждение, что один американский ученый вскочил и вне себя воскликнул:
— Я же говорил, что такой путь измерения температур возможен! А теперь это сделали русские.
Наша делегация выступила также перед широиой аудиторией телезрителей.
Америианец, осуществлявший связь с америианскими научными учреждениями, показал нам одно чрезвычайно интересное устройство (см. фото). На телевизионном эиране, являющемся завершающим звеном в длинной цепочке электронных машин, наглядно демонстрировался результат работы счетно-решающих устройств, решавших задачу построения траектории полета спутника по наблюдениям отдельных станций.