"Техника-молодежи" 1952 г, №4, с. 36







 
РОЖДЕНИЕ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

В 1838 году по Неве впервые в мире проплыла шлюпка, приводившаяся в действие электрическим двигателем, изобретенным русским ученым Б. С. Якоби. Испытания первого в мире электрохода прошли успешно, но многие были разочарованы тем, что показанная шлюпкой скорость была слишком мала — всего около 4 км в час.

Тогда один из членов специальной комиссии, проводившей испытания, выступил в защиту электродвигателя. Подчеркнув, что перспективы двигателя неизмеримы, этот докладчик — русский корабельный инженер — заявил, что причиной малой скорости является не электромотор, а недостаточно эффективный движитель — гребные колеса, взамен которых он рекомендует... «приложить его (т. е. электромотор) к механизму, давно известному по теории, но которого еще никто не применял на практике... Если провести беспрерывный ток воды сквозь

Схема гидрореактивного двигателя 1840 года: а — всасывающие трубы, б — насос, в — выталкивающие трубы.
корабль с носа на корму, то корабль получит тем большую скорость, чем больше скорость водяного тока». И далее: «Число фунтов выбрасываемой воды и скорость, с какою она выбрасывается, определит силу машины». Это было первое предложение практически применить принцип гидрореактивного двигателя, теоретически предсказанного еще в XVIII веке членом Российской Академии наук знаменитым математиком Даниилом Бернулли. К докладу был приложен чертеж, поясняющий устройство гидрореактивного двигателя.

Как видно из рисунка, от носа к середине корабля идут две трубы. Они ведут в центральный резервуар, в котором помещается вращаемое электромотором Якоби гидравлическое колесо, то-есть нечто вроде центробежного насоса, всасывающего воду. Втянутая через носовые трубы в центральный резервуар вода выбрасывается за корму через задние трубы.

В конце доклада сообщалось, что для практической проверки этого предложения строится специальная большая шлюпка и что, «вероятно, не позже первых чисел июля (1840 г.) начнутся испытания».

Затем на протяжении целых 20 лет нигде в литературе об этом изобретении не упоминалось ни слова, и лишь в 1860 году в журнале «Морской сборник» появилась статья о гидрореактивных двигателях. Из этой статьи выяснилось, что в 1840 году известным изобретателем А. А. Саблуковым действительно был практически испытан на шлюпке гидрореактивный двигатель, но что, оказывается, «нашлись люди, к сожалению, незаслуженно пользовавшиеся авторитетами «знатоков», — они успели погасить это предприятие в самом его удачном начале». Эти «авторитеты» утверждали, что «если бы тут было что-нибудь полезное, давно бы в Англии это было испытано и введено, а так как там ничего этого нет, стало быть все это вздор».

В статье говорилось: «Генерал-лейтенант Саблуков производил в 1840 году опыт над этим (водопроточным) движителем, приспособив его к двойке (маленькая двухвесельная шлюпка). Отверстие в ней было углублено менее ¼ фута. Диаметр водопротоков был в 2 дюйма... Он употребил одно общее горизонтальное колесо, такое, как в его вентиляторах; колесо приводили в движение двое матросов».

Из текста видно, что Саблуков, не дождавшись изготовления большой шлюпки, решил испытать гидрореактивный двигатель на «двойке», с использованием мускульной силы для вращения насоса. Но, как показали позднейшие подсчеты, диаметр труб водопротоков был взят слишком малым. Поэтому шлюпка хотя и обнаружила способность итти против течения Невы, но двигалась медленно.

Как это случалось со многими русскими изобретателями, выдача средств на дальнейшие опыты была прекращена. Но передовые русские люди не дали погибнуть интересной идее. Так, например, по свидетельству той же статьи, «преподаватель практической механики в Корабельно-инженерном училище полковник Божерянов в 1853 году сделал небольшую модель, которая этими водопротоками получала поступательное и вращательное движение...»

В Западной же Европе первые опыты с водопротоками на моделях были проведены лишь в 1856 году. Однако главное значение изобретения гидрореактивных двигателей заключалось в том, что их принцип был использован для авиации.

7 (19) мая 1884 года на заседании 7-го воздухоплавательного отдела Русского технического общества изобретателем Н. И. Якубинским был впервые в мире предложен для летательных аппаратов проект воздушно-реактивного двигателя.

Принцип этого двигателя был прямо заимствован от «водопротоков», с той лишь разницей, что, действуя в воздушной среде, он должен был вместо воды «всасывать воздух спереди и выбрасывать его сзади».

Так было положено начало созданию воздушно-реактивного двигателя.

Подполковник в отставке Е. Бурче