Желательно смотреть с разрешением 1280 Х 800

"Техника-молодежи" 1941 г. №3, с.32-35


 

5 июня 1940 года, то есть спустя десять дней после занятия немцами Кале, американский корреспондент агентства «Ассошиэйтед Пресс», находившийся в германской армии, сообщил, что у этого города установлены дальнобойные артиллерийские орудия, которые могут обстреливать не только английское побережье пролива Ла-Манш, но и Лондон. Что это? Сенсационная утка, лишенная какого-либо основания, или сообщение, отвечающее действительности?

Известно, что даже в наиболее узком месте ширина пролива Ла-Манш достигает 32 километров. Чтобы иметь возможность обстреливать из Кале английское побережье, артиллерийские орудия должны иметь дальнобойность не менее 40 километров, а для обстрела Лондона нужно посылать снаряды более чем на 100 километров. Возможны ли в настоящее время артиллерийские орудия, обладающие такими дальностями стрельбы? Если возможны, то что они собой представляют и какими способами осуществляется такая стрельба? Вот те неизбежные вопросы, которые возникают, когда заходит речь об артиллерийской бомбардировке через Ла-Манш.

1918 год. Уже более трех лет тянется первая мировая империалистическая война. Уже почти 10 миллионов рабочих и крестьян сложили свои головы на полях сражений. Уже три с лишним миллиона калек, инвалидов войны, обречены на нищенское существование и голодную смерть. Несмотря на это, буржуазный Париж живет веселой и разгульной жизнью. Фронт далеко. Немецкая армия находится в ста с лишним километрах от Парижа. Но вот на территорию города внезапно падают артиллерийские снаряды, производя разрушения. Это немецкая артиллерия обстреливает столицу Франции. В городе паника и поспешная эвакуация населения. Говорят, что германские в войска прорвали фронт и находятся уже близко от Парижа, ибо как иначе объяснить такой неожиданный обстрел?

Но на самом деле немцы не прорывали фронта. Они вели эту стрельбу с расстояния в 120 километров. Для обстрела Парижа немецкие конструкторы рассчитали, а немецкая промышленность изготовила специальные орудия калибром в 210 и 232 миллиметра.

 

Орудия были установлены на прочных бетонных основаниях, врытых в землю. Их стволы, длиной почти в 35 метров, имели стойки, связанные стальными тягами с дульной (передней) и казенной (задней) частями орудий, иначе при такой длине стволы могли прогнуться под действием собственного веса. Вес этого орудия вместе с установкой достигал 750 тысяч килограммов. Чтобы легче представить громадный размер такого орудия, укажем, что для перевозки его в разобранном виде понадобился бы товарный поезд в 50 вагонов. Недаром эта пушка получила название «Колоссаль», что значит «громадная».

Снаряды, выбрасываемые этими пушками, весили более 100 килограммов каждый. А заряд пороха, предназначенный для выстрела, весил около 200 килограммов. Такой большой заряд давал колоссальное давление пороховых газов. Это давление, действуя при длинном стволе достаточно долгое время на дно снаряда, выталкивает его с огромной начальной скоростью — до 2 километров в секунду. Однако и при такой громадной скорости снаряды, встречая на своем пути сопротивление воздуха, сильно тормозились бы и никоим образом не могли бы лететь на 120 километров. Поэтому встал вопрос о необходимости забросить снаряд так высоко, чтобы его путь проходил в разреженных слоях воздуха, то есть в стратосфере, где сопротивление полету было бы ничтожно. Для этого пушки «Колоссаль» стреляли под углом в 50°, и значительную часть пути снаряды пролетали на высоте более 10 километров.

Таким образом, стрельба на сто с лишним километров была осуществлена еще двадцать два года тому назад. Но могло ли немецкое командование в настоящее время, спустя десять дней после занятия Кале, установить на побережье Ла-Манша орудия, подобные пушке «Колоссаль»? Безусловно нет. Для перевозки, подготовки бетонного основания и установки пушки необходим значительно больший срок по сравнению с тем, что имела германская армия, а следовательно немецкие орудия, установленные в Кале к 5 июня, были совершенно другого типа, чем пушки «Колоссаль». Установленные орудия, вероятно, были пушками, смонтированными на специальных железнодорожных платформах. Это и позволило перебросить их к побережью в кратчайший срок и не тратить время
на подготовку бетонного основания и на установку самого орудия.
























Пушки «Колоссаль» стреляли под углом в 50°. Бóльшую часть пути снаряды пролетали в стратосфере

Сверхдальнобойные орудия, стреляющие на сто с лишним километров со специальных железнодорожных платформ, также не являются новинкой в военном деле. Так, например, французы еще до окончания первой мировой империалистической войны изготовили такую 210-миллиметровую пушку. Она стреляла на 120 километров снарядом весом в 108 килограммов.

Несколько позже, а именно в 1920 году, в американской армии появилась 356-миллиметровая пушка, также смонтированная на специальном железнодорожном транспортере. Правда, она имеет дальность стрельбы только около 40 километров, но зато снаряд ее весит 707 килограммов. Эта пушка, как и все современные мощные орудия, представляет собой весьма сложный агрегат огромных размеров и веса. Достаточно сказать, что только одна качающаяся часть этого орудия (ствол, люлька, подъемный механизм, противооткатные устройства) весит больше 100 тонн. Тяжелый ствол длиной почти в 18 метров поднимается с помощью сложной системы зубчаток, реек и т. п. Специальный зубчатый сектор позволяет придать стволу угол возвышения до 50°. Помимо того, станок, на котором смонтирована качающаяся часть орудия, может передвигаться вправо и влево по направляющему рельсу. Осуществляется это при помощи поворотного механизма.

Снаряды и заряды для этой пушки поднимаются с земли специальным подъемным краном на особый лоток. По этому лотку они уже направляются в казенную часть ствола.

Подъемные и поворотные механизмы приводятся в действие электричеством. Для этого на платформе установлены два электромотора. Они питаются током от передвижной электростанций, состоящей из двигателя внутреннего сгорания и генератора мощностью в 50 киловатт.

Станок орудия покоится на длинной стальной ферме, которая, в свою очередь, опирается на четыре колесные платформы, смонтированные по две вместе. Четырнадцать пар колес передвигают все это огромное сооружение по рельсам железнодорожного пути.

Однако дальнобойные орудия, установленные на железнодорожных платформах, обладают некоторыми недостатками. Для них необходим специальный рельсовый путь с особо прочными шпалами. Из таких орудий нельзя вести стрельбу под большими углами к направлению железнодорожного пути. Обычно наибольший угол между направлением стрельбы и направлением железнодорожного пути не превышает 5°, что дает слишком малый сектор обстрела. Для устранения последнего недостатка приходится строить специальный путь,
Чтобы увеличить сектор обстрела из орудия, установленного на железнодорожной платформе, рельсовый путь строят по некоторой кривой.

направленный по некоторой кривой. Передвигая всю платформу с орудием по этой кривой, можно несколько увеличить сектор обстрела.

Вполне естественно, что, организуя стрельбу через Ла-Манш, германское командование не могло ограничиться только орудиями, смонтированными на железнодорожных установках. Ведь, помимо обстрела английской прибрежной полосы, германское командование ставило задачу воспрепятствовать свободному движению морского торгового флота Англии, плавающего вдоль английского побережья. Для этого все суда, стремящиеся проникнуть проливом Ла-Манш с запада в устье реки Темзы, должны находиться под длительным огневым воздействием немецкой артиллерии. Это, в свою очередь, требует значительно большего сектора обстрела по сравнению с тем, что могут дать орудия, установленные на железнодорожных платформах. Поэтому германское командование приступило к установке дальнобойных орудий на бетонных основаниях. Подготовительные работы начались, безусловно, сразу же по занятии частями германской армии города Кале. Однако полностью эти работы могли развернуться только несколько позже, после завершения боевых операций во Франции. Это подтверждается и тем фактом, что впервые обстрел судов, плавающих вдоль английского побережья, начался в августе.

Принимая во внимание почти ежедневные полеты английских самолетов над районом Кале — Булонь, скрыть производимые работы по установке орудий не представлялось возможным. Кстати говоря, германское командование и не особенно стремилось умалчивать об этом факте, так как в немецкой кинохронике демонстрировалось производство работ. Командование английской армии, в свою очередь, также приступило к установке подобных же орудий на своем берегу. Это привело к тому, что начиная с августа пролив Ла-Манш становится местом артиллерийских дуэлей.

Что же могут представлять собой орудия, участвующие в этих дуэлях? Это, конечно, не пушки «Колоссаль» или подобные им, стреляющие на сто с лишним километров. Скорее всего это орудия типа 356-миллиметровой американской пушки, обладающей дальностью стрельбы в 40 километров. Тот факт, что на протяжении полугода ни германские, ни английские орудия не производят обстрела территорий, удаленных от берегов пролива, а ограничиваются стрельбой только по самому побережью, позволяет считать, что их дальнобойность достигает 50 километров. Можно утверждать и то, что калибр этих орудий значительно крупнее, чем у пушки «Колоссаль». Он должен достигать 300—400 миллиметров. Справедливость этого утверждения может быть доказана следующими соображениями.

Хотя в настоящее время английские и германские орудия и занимаются артиллерийской дуэлью, тем не менее назначение этих орудий совершенно иное: оно связано с подготовкой германского десанта в Англию. Английское командование, несомненно, приняло все возможные меры к тому, чтобы воспрепятствовать высадке германского десанта. Для этого может быть использован если не весь, то почти весь военно-морской флот, находящийся у берегов Англии. Немецкий флот, количественно уступающий британскому, не мог бы помешать последнему развернуть свои действия. Точно так же англичане бросили бы и свою авиацию для обороны от германского вторжения. Немецкой авиации пришлось бы в основном вести воздушные бои, предоставив десанты самим себе. Таким образом, немецкие транспортные суда, перевозящие войска, оказались бы под угрозой потопления английским военно-морским флотом. Чтобы иметь возможность охранять продвижение транспортов на случай десанта и вести борьбу с британским флотом, германское командование и установило крупные дальнобойные орудия на берегу Ла-Манша. Учитывая это, английское командование тоже установило орудия для обстрела неприятельских судов, которые попытались бы начать перевозку войск. Естественно, что дальность стрельбы этих орудий может ограничиться районом пролива Ла-Манш и прилегающим к нему побережьем, что и составляет около 50 километров.



Современное сверхдальнобойное орудие.

Вполне очевидно,, что калибр орудий, установленных на побережье пролива Ла-Манш, определяется в зависимости от толщины брони современных боевых кораблей. Первое, что бросается в глаза при изучении современных кораблей военного флота, это сильное увеличение броневой защиты. Первоклассные суда имеют броню толщиной в 300 миллиметров и больше. Чтобы вывести корабль из строя, артиллерийский снаряд должен обладать мощностью, необходимой для пробития брони.

Какую же броню могут пробить снаряды различных калибров? Снаряд калибром в 210 миллиметров пробивает броню только около 200 миллиметров. Для пробития брони толщиной в 300 миллиметров нужно 305-миллиметровое орудие. Американская пушка, которую мы описывали выше, пробивает уже стальную плиту в 370—380 миллиметров толщиной.

Наконец, имеются орудия, которые могут пробить броню толщиной до 460 миллиметров. Но такие орудия имеют очень большой калибр— 406 миллиметров.

Отсюда ясно, что орудия, предназначенные для борьбы с флотом, должны быть не менее 300— 400-миллиметрового калибра. Именно такого калибра орудия устанавливаются в башнях современных линейных кораблей.

В первые же дни обстрела английского побережья агентство Рейтер сообщало, что, по мнению авторитетных кругов, германские орудия, установленные у Ла-Манша, имеют калибр в 305 миллиметров. Военный корреспондент итальянской газеты «Джорнале д'Италиа» утверждал даже, что калибр этих орудий достигает 420 и 510 миллиметров. Если последняя цифра весьма сомнительна и требует проверки, то сообщения, говорящие о 305— и 420-миллиметровых калибрах, безусловно отвечают действительности.

Чем же объяснить, что на побережье пролива Ла-Манш отсутствуют орудия с дальностью в 100 километров? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно проанализировать стрельбу немецкой пушки «Колоссаль» в 1918 году.

Чтобы бросать снаряды на 120 километров, необходимо было придать им очень большую скорость полета. Для этого потребовались длинный ствол и заряд, содержащий большое количество пороха — до 200 килограммов. Огромные давления и температуры, развивавшиеся при выстреле, вызывали очень быструю изнашиваемость ствола. Ствол пушки «Колоссаль» выдерживал не более пятидесяти-семидесяти выстрелов. Вполне понятно, что устанавливать на побережье пролива Ла-Манш подобные орудия для тех целей, которые мы указывали, в высшей степени нецелесообразно. Самое назначение этих орудий требует, чтобы в момент решающих боев они не вышли из строя. Поэтому орудия, установленные на побережье Ла-Манша, хотя и не обладают дальностью стрельбы в сто с лишним километров, но зато могут производить большое количество выстрелов снарядами весьма крупного калибра.

Безусловно, что в будущем, если германская армия предпримет попытку вторгнуться в пределы Англии, этим орудиям придется заговорить «полным голосом» и показать свою «работоспособность». На сегодняшний же день на их долю остается только заниматься артиллерийской дуэлью.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что появление в 1940 году орудий, ведущих стрельбу на 40—50 километров, не является новинкой последних лет. Подобные орудия появились еще в период первой империалистической войны. Но это вовсе не означает, что в настоящее время не могут появиться орудия, обладающие значительно большей дальностью стрельбы. По сведениям итальянской газеты «Джорнале д'Италиа», в Германии сконструирована недавно так называемая «стратосферная пушка» с дальностью стрельбы в 250 километров.

Однако практическое использование такой пушки — вопрос пока только будущего.