вернёмся в библиотеку?

«Техническая книга» 1937 г. №7 сс.85-86


КНИГИ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ



О межпланетном полете

Валье Макс. ПОЛЕТ В МИРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, КАК ТЕХНИЧЕСКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ. М.-Л. ОНТИ. Гл. ред. научно-популярной литературы. 1936. 336 стр. 69 рис. 20 000. 4 р. 25 к.


ПЯТОГО июля 1927 г. по инициативе Макса Валье был организован «Союз для полетов в безвоздушном пространстве».

Это был первый серьезный шаг Валье по пути осуществления многочисленных проектов ракетного летания, разрабатываемых им еще с 1924 г. Летчик-астроном нуждался в помощи как технической (сотрудничество инженеров), так и материальной (осуществление проектов).

Эта помощь была оказана промышленником и спортсменом Фрицем Опелем и инж. Ф. Зандером. Разумеется, помощь Фрица Опеля была не бескорыстна — его больше волновал не ракетный полет, а ракетный автомобиль, который был бы хорошей рекламой для его фирмы. Но другого выхода не было, ибо к концу 1927 г. надежда на самостоятельное осуществление проекта уже покинула Макса Валье. Вся его энергия уходила на многочисленные, безрезультатные поездки и встречи с «денежными» людьми. Вилли Лей говорит о нем, что Валье, повидимому, стремился к тому, чтобы покрыть на земле расстояние до луны уже задолго до изготовления первого аппарата для полетов в безвоздушном пространстве.

Но в капиталистическом обществе деньги и помощь можно получить только при условии гарантированной прибыли, или в виде пожертвований отдельных лиц. На помощь правительства можно рассчитывать лишь в том случае, если в работах заинтересовано военное ведомство.

Действительно, в те годы в Германии было очень много сделано в области ракет, и финансирование этих работ шло по этим трем путям. Работы Макса Валье, Винклера (работы с холодными жидкостными ракетами) и Ф. Зандера финансировались Фрицем Опелем, который требовал сооружения рекламного ракетного автомобиля под маркой своей фирмы.

Работы Оберта, Шерешевского, Вилли Лея, Набель и Вурма в начале финансировались фирмой «УФА», которая оплачивала техническую помощь, оказываемую «Союзом для полетов в безвоздушном пространстве» при с'емке картины «Женщина на луне». «Кинобоги» Ланг и Теафон Харбу стремились извлечь прибыль из того большого интереса к межпланетным полетам, который был пробужден рецензируемой книгой Макса Валье.

Что же касается государства, то берлинский полицей-президент 17 октября 1931 г. издал такое распоряжение:

«В дальнейшем не допускаются ракеты с весом на старте свыше 5 кг.; моторы должны быть трижды испытаны и безукоризненно работать на испытательном станке»; более тяжелые ракеты требовали особого одобрения и нового отзыва и т. п.

Все эти требования затрудняли экспериментирование. Только один исследователь инж. Тилинг получал помощь государства, потому что пороховые ракеты Тилинга находили военное применение как для увеличения дальности артиллерии, так и в виде воздушных крылатых ракет, несущих ВВ, ОВ, зажигательные вещества или листовки.

В такой обстановке книга Макса Валье была серьезным вкладом в дело ракетного летания.

Автор прекрасно отдавал себе отчет во всех трудностях осуществления рассматриваемой проблемы: «...то что панцырь земного тяготения нельзя будет преодолеть без больших усилий, — это ясно, как, вероятно, и то, что это предприятие будет стоить много времени, денег, а быть может и человеческих жизней. Однако разве из-за этого мы должны от него отказаться? Разве достижение полюсов земли, пустыни и болот, жарких частей света не потребовало своих жертв, разве, например, взойти на Эверест оказалось столь простым и безопасным делом? А что такое в конце концов все пустыни, болота, горы и даже полюсы земли по сравнению с достижениями мирового пространства?..»

«...Мечта! И все же разве мало осуществлено в настоящее время из того, что нашим отдаленным предкам когда-то казалось чудесным сном?»...

«... Мы смогли бы приобрести неоценимые познания, касающиеся глубочайших космических тайн. Это вознаградило бы нас за все труды и мучения, когда-либо понесенные исследователями и изобретателями»...

Все это были не только слова, написанные автором. Он отдал все для осуществления своей мечты — здоровье, энергию и даже жизнь. 17 мая 1930 г. при старте ракетного автомобиля он погиб. Какая ирония! Он погиб не при испытании летающей жидкостной ракеты, которую стремился разработать, а при испытании ракетного автомобиля. Жизнь замечательного человека была принесена в жертву капиталистической рекламе.


Пуск космической ракеты по идее автора

Принципиально основой осуществления межпланетного полета является преодоление панцыря земного тяготения. Автор, будучи астрономом, с большим знанием дела популярно, без всякой вульгаризации подробно рассматривает поле тяготения обособленной планеты и накладывающиеся поля тяготения двух планет, из которых одна является местом отправления, другая — местом следования межпланетного корабля.

Эта часть работы дает возможность количественно оценить ту энергию, которой должно обладать межпланетное судно для осуществления полета по одной из двух возможных траекторий: путь по касательному эллипсу, требующий мало энергии, но значительного количества времени, и путь по секущему эллипсу, уменьшающий время полета, но требующий дополнительной энергии на ввод и вывод корабля из секущего эллипса.

Разумеется, увеличение времени полета приведет к увеличению конечной массы корабля за счет пищевых и дыхательных запасов экипажа. Поэтому для нахождения оптимального секущего эллипса следует искать дополнительное решение для каждого маршрута, определяя начальный вес корабля как функцию различных возможных секущих эллипсов.

Переход же от одного к другому секущему эллипсу может значительно сократить время полета. При перелете, например, с земли на Нептун время может быть сокращено с 30 до 10-5 лет и даже до полугода. И только зная энергию, необходимую для осуществления перелета по принятой траектории и выбранном способе спуска, следует рассматривать способы получения двигательной силы тяги. Этому принципиально правильному пути и следует автор.

Глава, посвященная истории и современному состоянию ракетной техники, несколько устарела. Последние годы были особенно плодотворны для развития как жидкостных, так и пороховых ракет (работы Годдара, Оберта, Зенгера, покойного Тилинга и др.). Поэтому правильной ориентировки читатель в этой главе не найдет.

Второй недостаток книги — полное замалчивание одного из основных вопросов ракетного полета — устойчивости ракеты. Хотя этот вопрос и сложен для популярной книги, но он заслуживает упоминания, особенно, если учесть, что гораздо более сложным вопросам ракетного полета, например, траектории межпланетных полетов, отведено весьма почтенное место.

Разумеется, есть еще очень много важных с технической стороны вопросов, не затронутых автором. Но задача автора заключалась не в разрешении всех технических вопросов межпланетного полета. Можно сказать даже больше, автор не собирался решать какие-либо отдельные проблемы: он хотел показать принципиальную возможность осуществления ракетного полета, и это ему блестяще удалось.

Существует мнение, к сожалению, очень распространенное, что говорить о возможности межпланетных полетов вредно, ибо сначала нужно построить мощный, надежный и долго работающий ракетный мотор; что всякая неудача в осуществлении межпланетного полета только оттолкнет энтузиастов-«астронавтов». Это неверно. Оттолкнуть можно только слабых, а закрывать глаза на открывающиеся перспективы, пусть очень далекие, не следует.

Еще несколько лет назад зимовка на полюсе или беспосадочный трансполярный перелет из СССР в США были мечтой. Скромные люди делали свое «маленькое» дело и продолжали мечтать, а сегодня мечта стала былью.

Будем же рассчитывать, что и межпланетный полет у нас станет осуществленной мечтой.

Инж.-мех. В. ПРОКОФЬЕВ