Эти записи восстанавливают правду о приземлении "Восхода-2" с космонавтами П. И. Беляевым (командир экипажа) и А. А. Леоновым, их вызволения из таежного плена в марте 1965 года. Спустя несколько лет мне (собственному корреспонденту отраслевой газеты по республикам Средней Азии) о том с горечью поведал тогдашний секретарь партбюро Узбекского управления ГА Б. В. Тарасов, инструктор политотдела МГА. Обида Бориса Васильевича была безысходной, как и казавшаяся незыблемой порочная практика извращения реальных событий в угоду "принципам" партийных бонз.
Записывал его рассказ я автоматически, честно говоря, не надеясь, что это будет когда-то опубликовано. Правда, уже потом стало известно мнение Ю. А. Гагарина по тому же полету: "Сегодня у меня день запарки. Все дело в том, что предстоит международная пресс-конференция, на которой нам необходимо будет подать полет Беляева и Леонова как прошедший "без сучка и задоринки"... Мне не по себе от необходимости говорить о полете надуманную, далекую от истины точку зрения..."
"Сучков и задоринок" в том полете действительно было немало. Нынче о них знают даже не специалисты — внесла лепту и наша газета своими публикациями, в частности, в N 8 за 2005 год. Так, вынужденный переход на ручное управление "Восходом-2" при посадке в результате обернулся его сходом с орбиты расчетной, а приземление произошло в случайную точку в тайге примерно в 180 км севернее Перми. Об этом пишет генерал-лейтенант Г. Тюлин: "Сход по баллистической траектории сопровождался перегрузками космонавтов под 10 единиц, то есть на пределе их возможностей. Забурили они в сумерках в сугроб двухметровой глубины. При ударе корабля о мерзлую землю вспомнили, что в бортовом комплекте нет теплых вещей. Кутаясь в парашютную ткань, вылезли, развели костер. В сумерках на опушке появились волки..."
Нынче из XXI века нам случившееся видится и простым, и сложным. Появившаяся импровизация в действиях участников тех событий, естественно, сделала решающим в благополучном исходе так называемый человеческий фактор. Но привычка на помощь в управлении корабля с Земли выявила недостаточную подготовленность наших космонавтов на эффективные самостоятельные действия. А космонавты завтрашнего дня на орбитальных станциях перестанут быть только монтажниками и ремонтниками: из заложников техники, системы обеспечения полета станут хозяевами положения. И только тогда будут в полной мере осмысливать картину мира, открывающейся с орбиты, обретать новые знания и проблемы, их исследовать и оперативно решать. Во главу угла будут выдвинуты живой ум, нестандартность мышления, изобретательность и кругозор в области изучения космоса.
Возвращаю читателя на Землю, а точнее — к посадке "Восхода-2" в тайге, где приземление не планировалось. А значит, импровизация (да и не только!) уже потребовалась от спасателей космонавтов.
И опять все просто, и опять все очень и очень сложно.
Б. В. Тарасов, участник вызволения космонавтов из таежного плена: "Уже после того как на весь мир прозвучало сообщение ТАСС "...космонавты П. И. Беляев, А. А. Леонов оказались в объятиях пермяков..." (?!) глубокой ночью дежурный воинской части N 40383 авиационно-технической базы ПВО СССР командира подполковника Д. В. Чернышева телефонным звонком поднял меня с постели и передал приказ командира корпуса "майору Тарасову организовать поиски и спасение приземлившихся в тайгу космонавтов..."
С этой минуты время пошло на счет...
Майор Тарасов выбрал троих крепких воинов для работы в тайге. Не забыл о бензопиле "Дружба" — взяли с собой опытный образец из музея завода-изготовителя. Во-первых, была глубокая ночь, а во-вторых, понадеялись на высокие качества опытного образца. Кстати, после успешной работы (ни единого обрыва режущей цепи, мотор действовал безотказно!) эта пила была возвращена в музей. Впоследствии на ней появилась памятная табличка о вызволении космонавтов из тайги. Но это будет потом, а в ту ночь военные спасатели взяли с собой продовольствие, запас бензина, оружие. Дело в том, что в округе простиралась зона повышенного риска — лагеря-колонии особого режима. Так что требовались меры предосторожности...
Б. В. Тарасов: "Кончалась ночь. Крепчал мороз... На Ми-6 спешили на помощь космонавтам. В вертолете кроме нас — командующий ВВС Уральского военного округа, начальник группы спасения, несколько молчаливых субъектов...
Подлетели к заброшенной деревеньке Каменке, облетели, уточнили обстановку, сели... В нежилом доме расположился командный пункт. Днем наша группа высадилась в березовый лес. С зависшего над поляной Ми-6 с высоты порядка 25 метров с трапа в глубокий снег мы спрыгнули не все — один солдат испугался...
Спрыгнули — и сразу за топоры, за пилу..."
"Правда" 22, 23 марта 1965 года публикует фотографии улыбающихся Беляева, Леонова, а также отфильтрованные цензурой короткие сообщения, в частности, такое: "Пермь. 21. корр. "Правда" и ТАСС). Герои космоса на уральской земле. На Пермский аэродром их доставил вертолет Ми-6... Сегодня космонавты на пути к космодрому Байконур с того места, где они два дня отдыхали после приземления..."
Тарасов: "Космонавты в этом самое время мерзли в тайге и ждали, когда мы подготовим площадку в лесу для посадки вертолета, их эвакуации.
Знаю наверняка, поскольку участвовал в отыскании в глухой тайге космонавтов, их эвакуации Ми-6 с просеки, что мы вырубили с подчиненными мне военнослужащими сержантом Аристарховым, ефрейтором Щербиной.
...Шесть часов труда (вкалывали так, что от нас пар валил!) и на сыпучем снегу, глубиной до полутора метра наконец-то расчищена площадка размером 50 на 50 метров. В середине — гать, уложенная крестообразно тремя слоями березовых стволов по 6-7 метров и схваченная пеньковой веревкой. Это для того, чтобы гать погасила выхлопы зависшего, но не севшего на нее Ми-6. Словом, чтобы гать не опрокинула вертолет..."
Спешили выполнить приказ. Но когда по рации доложили на базу о готовности к эвакуации космонавтов, в ответ услышали "Москва запретила Беляеву, Леонову трогаться с места". Поэтому они остались в тайге на вторую ночь. Но это было уже не опасно...
Действительно, космонавтам с вертолета сбросили теплую одежду, провиант, самое необходимое.
Тарасов: "Мороз и солнце — день чудесный. Радость наша преумножилась, когда появились космонавты. Автографы... Киносъемка... Помню, Павел Беляев удивился: "Откуда моряки в тайге?" — это он увидел на мне черную кожаную шапку с морским крабом. Неудивительно — четыре года службы в Североморске оставили след. На его вопрос ответил: "С северного флота". А поскольку под рукой не оказалось ни клочка бумаги, то я протянул и получил автограф космонавта в свой билет N 4466 судьи всесоюзной категории по легкой атлетике. Его роспись и дату".
Майор Тарасов напоил космонавтов снеговой водой. От спирта оба отказались: "С удовольствием бы, но мы датчиками обвешены".
Естественно, космонавты запомнили морскую экипировку своего истинного спасителя Тарасова, а не тех, кто добрался к ним налегке, если лыжи не считать за груз. Как это сделали для них спасатели с Байконура во главе с В. С. Беляевым, однофамильцем космонавта.
...Через день-другой в кабинете первого секретаря пермского обкома партии в присутствии его самого человек с незапоминающейся внешностью предупредил майора Б. В. Тарасова о нераспространении информации о вызволении из тайги космонавтов: "Что видел и узнал — не говорить, с корреспондентами не встречаться..."
Конечно же, Беляев с Леоновым, впрочем, как и все космонавты страны, были скованы подпиской о неразглашении профессиональных "секретов". О вынужденной посадке в тайге они должны молчать. Но ведь никто не мог запретить им помнить своих спасителей. До слез обидно, что уже никогда В. И. Беляев не обнимет при встрече, не пожмет руку Б. В. Тарасову, равно как и другим спасателям, не поблагодарит за их труд вызволения из тайги. Беляева нет на белом свете. А вот у Алексея Архиповича такая возможность была и не однажды, но он ею почему-то не воспользовался. Судьба не раз тесно сводила А. А. Леонова с Б. В. Тарасовым. В 1976 году в Ташкенте на чемпионате СССР по многоборью ГТО на приз газеты "Комсомольская правда" у почетного главного судьи этих соревнований космонавта А. А. Леонова заместителем был... Б. В. Тарасов. На следующий год на таких же соревнованиях в Тбилиси — тот же расклад. Увы, кроме недюжинных сил, сближающих спасенного со своим спасителем, оба раза возникала неодолимая (подпиской о неразглашении профессиональных тайн?) некая отрицательная сила, разводящая этих мудрых и добропорядочных людей от доверительного разговора. А жаль...
Борису Васильевичу и ныне есть что рассказать Алексею Архиповичу, к примеру, как он со своими "орлами" выполнял команду "вырубить просеку в тайге с севера на юг размерами 150 на 50 метров с центром — лежащий в тайге посадочный модуль космонавтов".
Промолчал тогда Тарасов — не сразу ответил на тот приказ. Их было трое, плюс топоры, пила.
Тарасов: "Снова связываюсь с командованием, докладываю: "Задачу по эвакуации модуля выполнить трудно. У нас нет масла...
Радиостанция, не дослушав меня, перебивает — "обойдетесь без сливочного масла, у вас продовольствия на неделю!"
Разозлился — нажимаю тангенту радиостанции и выхожу в эфир со словами: Всем, всем, кто слышит меня. Объясните мощной станции, для чего нужно масло — для пилы "Дружба"...
...Эфир умолк.
Вскоре вертолет доставил нам канистру с трансформаторным маслом, слитым с хвостового винта Ми-6..."
С отлетом космонавтов Беляева и Леонова из тайги в Пермь Тарасов со своими "орлами" взялись за топоры — несколько дней рубили просеку для подъема трехтонного посадочного модуля.
Ми-4 доставил металлическую сетку... В сетку завернули модуль... Укрепили специальный замок...
Утром 25 марта зависший над объектом Ми-6 спустил 150-метровый трос. Щелкнул карабин на замке сетки. Ми-6 поднимает модуль в воздух. Курс — на Пермь...
Тарасов покинул тайгу последним, убедившись, что все сделано, ничего не забыто.
...Из достоверных источников стало известно, что Б. В. Тарасова его командование пыталось наградить как руководителя-исполнителя военной группы спасателей космонавтов. Но дабы не дать повода для опровержения сообщений ТАСС и публикаций центральных газет, решили этого не делать. Однако разговоры пошли самые разные.
Вот так ни за что ни про что "прославили" заместителя командира авиационно-технической базы Б. В. Тарасова в глазах всего воинского подразделения. А воинская честь — святое дело. Видимо, и без этого хватало обид у этого принципиального и дееспособного выпускника Военно-политической академии. Борис Васильевич подал в отставку, уехал в Туркестан, потом долго работал в Узбекском управлении ГА.
Тарасов: "Леонова можно понять — по подписке был неразговорчивым. Но его начальство, наоборот, посчитало его слишком разговорчивым. Потому-то и отправили Алексея Архиповича, дееспособного и опытного космонавта, на пенсию в... 56 лет(?!). Этот приказ главный маршал авиации Е. Шапошников подписал вторым после своего назначения на высокий пост..."
P. S. Автор публикаций никоим образом не хочет противопоставить своих уважаемых героев одного другому. Здесь, как и во всем нашем Бытие, присутствуют простота сложного и сложность простого. А потому прошу откликнуться А. А. Леонова и Б. В. Тарасова. Жду Ваших писем.
Юрий КОГТЕВ, писатель