вернёмся в библиотеку?
Хронометр (Владимир), №048
26.11.2003

Саша по имени Космос.

Его дедам покорился космос, его отцу покорилось небо. Саша мечтает встретиться с инопланетным разумом. Это произошло в поселении с поэтическим названием Звездный городок. Есть ли на земле такой человек, кто не знает этого названия? Каждый мальчишка хоть раз в жизни да взглянет на небо и подумает: "Вот было бы классно полететь в космос". А те, кто живет в Звездном городке, имеют к космосу самое непосредственное отношение.

Жили-были в городке под звездами два Валерия: Валерий Быковский и Валерий Рождественский. У Быковского росли два сына, у Рождественского - дочь. Однажды сын Быковского и дочь Рождественского встретились на балу. Так познакомились родители Александра.

Земля в иллюминаторе

К тому времени Валерий Федорович Быковский и Валерий Ильич Рождественский уже были известными космонавтами. Рождественскому довелось увидеть космос собственными глазами один раз. Он с напарником совершал полет на корабле "Союз-23", миссия была засекречена. Полет шел нормально, пока не отказала какая-то система. Космонавты поняли, что садиться им придется "вручную". Корабль приземлился где-то в степях Казахстана. После этого Рождественский больше не летал.

Валерий Быковский космос покорял трижды. Первый полет совершил в 29 лет. В тот раз он совершал посадку вместе с известной всем Валентиной Терешковой. Но не только из-за этого запомнилось то путешествие. Тогда Валерий Быковский провел в космическом пространстве пять суток, что было самым продолжительным на то время полетом. В последний раз Валерий Федорович смотрел в иллюминатор на Землю в компании первого немецкого космонавта Зигмунда Йена.

Деды Саши Быковского дослужили в центре управления полетами до самой пенсии. Валерий Рождественский удостоен звания Героя Советского Союза, Валерий Быковский - дважды Герой Советского Союза.

Огромное небо - одно на двоих

Как только в большой космической семье появился маленький Саша, оба известных деда сразу сказали: полетит в космос! Но спустя 20 лет решающую роль сыграло слово мамы: хватит в семье летчиков.

Трагедия произошла в 1985 году. Саше тогда не исполнилось еще и двух лет. Его отцу, сыну космонавта, было 22. Сашин папа выполнял задание на грузовом самолете АН-26. Летел, следуя указаниям диспетчеров. Внезапно возникла какая-то путаница. И два пилота двух самолетов, не ведая того, буквально пошли на таран, друг на друга. Оба летчика погибли.

- Мой отец вообще не должен был летать, - рассказывает Александр. - У него с кардиограммой было что-то не в порядке, но он так любил небо... Знаете, за него кардиограмму всегда брат сдавал, тоже летчик...

Сказки про звезды

Саша подрастал, слушая на ночь вместо детских сказок рассказы любимых дедов о безграничных космических просторах, о сияющих в бесконечности звездах, о красавице-Земле, изумрудно-зеленой и небесно-голубой, если смотреть на нее с орбиты.

Саша часто спрашивал, что они чувствовали там: одиночество - первые корабли были рассчитаны только на одного пилота? Или, может быть, восторг?

- Видимо, было всего понемногу, - вспоминает Александр свои разговоры с именитыми дедами. - По крайней мере, я точно понял, что словами описать то, что они видели - невозможно.

Дерзкие фантазии бередили ум отрока. Но когда пришло время делать решительный выбор - окончательно определяться с будущей профессией - на рекомендации дедов-космонавтов и на настойчивые просьбы о космическом будущем от самого Саши мама его ответила категорическим отказом: "Хватит в семье летчиков. Налетались уже".

Сейчас Александр Быковский - студент Владимирского юридического института.

- Но я все равно верю, что у меня еще есть шанс полететь в космос, - сообщает мне Александр. Глаза его блестят. - Поступлю в летную школу, пройду подготовку и все. Главное, подойти по физическим параметрам, но с этим, думаю, у меня все будет нормально.

- А как же мама?

- Ну, я же к тому времени буду уже совсем взрослый и самостоятельный.

- Саша, а что ты хочешь найти для себя в космосе? Или тебе достаточно было бы просто увидеть его своими глазами?

- Хотя бы увидеть. Но если честно, я мечтаю слетать на какую-нибудь планету, например, на Венеру, чтобы найти там иной разум.

- Ты веришь, что он существует?

- Конечно, думаете, почему меня тогда так в космос тянет?!

Из тюбиков - вкуснее!

Если космическое будущее Александра Быковского, внука двух известных космонавтов и сына погибшего летчика, пока весьма туманно, то космическое прошлое и, частично, космическое настоящее он себе уже вполне обеспечил.

- Когда я был еще маленький, часто заходил к своим дедам на работу, в Центр управления полетами. Смотрел, как готовят будущих космонавтов. А на "полдник" меня всегда кормили космической едой - из тюбиков. Больше всего мне нравились супы и компоты. И еще хлеб. Мне он казался даже вкуснее, чем тот, что в магазине продают.

Стремление Александра в далекие космические дали буквально написано на его лице. О космосе он говорит с охотой и увлеченно, о дедах - уважительно, об отце - с грустью. Его сокурсники уже привыкли к тому, что зачастую мысли Саши сконцентрированы на космосе. Не проучившись вместе и полугода, они уже проницательно подобрали ему новое имя. Сашу все называют просто - Космос.

Валентина БАРАНОВА