IV. КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПРОГРЕСС
Города будущего
Доксиадис К. (Constantin Doxiadis)
- Мне представился удобный случай высказать свое неодобрительное мнение по поводу прогулок в космосе и задать вопрос, не настало ли время снова совершать прогулки на Земле? Человек потерпел поражение в городах. Машины завладели земным пространством. Я думаю, что нам следует более серьезно подумать о наших городах и осознать, во что они превратятся, если нынешние тенденции будут развиваться и далее, или же во что они смогут превратиться, если мы изменим эти тенденции. Я хотел бы начать с краткого анализа проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
- Городские проблемы многочисленны. Возьмите, к примеру, автоматизированный завод: с ним связаны сотни проблем. Умножьте это на тысячи или миллионы из-за сложности городов и городского управления (не забудьте при этом, что в то время, как заводское руководство находится на вершине пирамиды, в структуре городского управления такой пирамиды нет, потому что каждый из нас должен осуществлять и осуществляет власть), и вы увидите, насколько сложны городские проблемы.
- Я выбрал три основные категории проблем современного города и приведу по одному примеру по каждой из них.
- Первая, общая категория, к которой я отношу структурные проблемы, связана с созданием системы города в целом. Я приведу в качестве примера проблему транспорта, но мы сталкиваемся с подобными проблемами во всех других сторонах городской жизни. У нас есть машины, которые могут развивать большие скорости. Но что происходит на деле? Мы пересекаем Нью-Йорк, Лондон и Париж со средней скоростью 15 км/час, т.е. со скоростью телеги в начале века. Таким образом, техника достигла прогресса, система - нет.
Я не могу не упомянуть об одном законе, который похож на шутку или закон Паркинсона, но уверяю вас, что это не так. Чем выше скорость транспорта, тем больше нужно времени, чтобы добраться до центра города. В XVIII в. обыкновенному человеку требовалось 10 мин, чтобы дойти до центра города пешком, потому что площадь среднего города составляла 2000x2000 ярдов. В XX в. к пешеходному способу передвижения добавили железную дорогу, и чтобы добраться до центра города, требовалось 20 - 25 мин. В XX в. требуется от 50 до 60 мин. Вот вам результат. С точки зрения скорости масштабы возросли, но с точки зрения затрат времени человеком, а мы интересуемся антропометрическим измерением скорости, мы катимся назад. Это полный провал наших структур.
- Вторая категория касается ресурсов, которые имеются в распоряжении города. Город не существует, если воздух заражен, нет воды, не хватает земли. Мы подсчитали количество зараженного воздуха на Земле, и его толщина составила бы 30 см, если бы он покрывал всю поверхность Земли, включая океаны. Его толщина составит 1 м, или же дойдет до талии, если его распределить только по суше, причем ежегодно слой зараженного воздуха утолщается на 2,5 - 5 см. Очень скоро он будет выше головы. Мы пока не нашли никакого радикального решения и продолжаем заражать воздух до опасных пределов, хотя осознаем, какой наносим вред своему здоровью. Так же мы поступаем с водой и землей. Мы портим землю в огромных масштабах, и это проходит незамеченным, потому что нас беспокоит только мысль о том, что мы лишаемся возможности созерцать прекрасный пейзаж. Это очень важный вопрос. Мы забываем, что каждый год в поразительных масштабах увеличивается потребление земли. Только что закончены измерения для города Детройта и его пригородов площадью 320 x 220 км, измерения довольно точные за последние 60 лет. В то время как население пригородов Детройта увеличилось примерно на 30 - 40% за десятилетие, потребление земли возросло на 100%, т.е. в три раза больше прироста населения. Это самое потрясающее расточительство ресурсов в истории человечества. Следовательно, все утверждения типа "Не беспокойтесь об этом, потому что сегодня города занимают лишь 1 % площади США, а в 2000 г. на их долю придется 2%" совершенно ошибочны прежде всего потому, что в эту площадь включена Аляска, а также большие саванны и огромные территории, которые никогда не смогут быть использованы для наших непосредственных нужд. Так что это не 1%, а в зависимости от принятых вами исходных данных 2, 3 или 4%. Рост потребления земли на душу населения таков, что мы станем свидетелями грандиозной катастрофы. У нас ошибочная политика.
- Третья категория проблем связана с предыдущим и непосредственно вытекает из него, но я смотрю на нее с точки зрения социально-экономических последствий. Я говорю о плотности населения, и в данном случае я попрошу вас забыть о популярном в нашем обществе мифическом представлении, что плотность населения увеличивается. Впервые за историю человечества плотность населения уменьшается. Определять плотность населения, исходя из площади страны, совершенно бессмысленно. Мы никогда не будем жить на горах и в пустыне. Это слишком неэкономично. Мы живем в городских поселениях, а если и выезжаем на лоно природы раз в месяц или раз в год, как это делают некоторые, это не играет большой роли в нашей жизни. Наша жизнь зависит от плотности в урбанизированных районах, а плотность в урбанизированных районах уменьшилась во всех городах, о которых у нас есть сведения по 26 странам, включая нашу страну, где было обследовано несколько городов. Согласно нашему самому последнему обследованию в районе Детройта, плотность населения здесь сокращается на 30 - 40% каждые 10 лет в течение нескольких последних десятилетий.
- Что это значит с экономической и социальной точек зрения? Допустим, живут вместе пятеро. Давайте уменьшим плотность и расселим этих людей. Что получится? Возможности связи между ними уменьшатся. Не говорите, как мне обычно говорят: "Зато у нас есть автомобили". Это неверно. Лишь у некоторых людей есть автомобили. Машина есть у главы семьи, а иногда у жены. Как правило, у детей машин нет. Население в целом не имеет машин. Таким образом, у среднего гражданина нет машины, и машина движется по городу со скоростью телеги, как мы это уже доказали. В результате, как бы мы ни считали, связи между людьми ослабляются. Но цивилизация основана на этих связях. Таким образом, мы действуем против цивилизации. Мы знаем, что наши дети не могут ходить в клубы, которые они хотели бы посетить вечером, или вступить в контакт с нужными людьми, этого не могут делать наши жены, а иногда и мы сами.
- Мы говорим, что у нас есть средства телесвязи. Это неверно. Они не заменяют всех функций. Они не заменяют отношений между полами, на долю которых приходятся 50% всех человеческих контактов. Они не заменяют отношений детей с отцом, который вечером должен потратить полтора часа на дорогу, пока дети смотрят телевизор. Не следует превращать наше общество в матриархальное. Нам нужно сбалансированное общество. Но к сожалению, во всех этих случаях человеческие факторы не стали частью наших систем. Мы ограничиваемся лишь некоторыми аспектами систем и идем неверным путем, свидетельством чему все три примера, которые я привел.
- Пытаясь решить наши проблемы, мы обходим их. Примером такого бегства от реальности служит концепция маленького города, утопия Томаса Мора, имевшего многих последователей, в том числе Франка Ллойда Райта с его Бродэйкр сити. Появились предложения растворить большой город, как будто это легко или разумно. Рекомендуется создание городской единицы с населением максимум в 30 тыс. человек. Некоторые писатели, такие, как Б.Ф.Скиннер, оправдывают бегство к утопии - городу с населением в тысячу человек. Олдос Хаксли в своей последней книге "Остров" говорит об острове с населением в миллион человек, где каждый живет в очень маленьком городе, насчитывающем одну - пять тысяч человек. Это бегство от реальности. Это идеал. Нам нужно небольшое общество, но мы не можем его иметь за пределами мегалополиса. Оно будет внутри него. Вот где кроется ошибка. Мы думаем об идеале, полагая, что идеал будет бегством, в то время как идеал должен стать частью системы, т.е. системы мегалополиса.
- Другой пример бегства от реальности - это контроль за ростом народонаселения, но ведь он не может быть установлен полицейскими средствами. Даже если сегодня об этом будет принято решение ООН, все равно у нас будет население 12 млрд. человек. По словам экспертов, это минимальный предел: Но из 12 млрд. человек на Земле лишь 2 млрд. будут все еще оставаться в загородной местности. Мы не рассчитываем на рост населения в сельских районах, так что примерно 1 млрд. городского населения, насчитываемый в настоящее время, превратится в 10 млрд. Тем временем воздействие экономических сил увеличится, умножится количество машин, и система станет более чем в десять раз сложнее, чем сейчас.
- Говоря о 2001 г., мы рассчитываем, что городское население увеличится в четыре раза, экономический потенциал - от восьми до двенадцати раз, машины и застроенная площадь - примерно в двадцать раз. Если у нас хватит духа перемножить соответствующие цифры, мы поймем, какие проблемы встанут перед нами.
- Почему мы терпим неудачи? Я думаю, это происходит из-за того, что мы упрощаем проблемы. Мы забываем, что начали с небольших городов, к которым человечество с трудом приспособилось более чем за шесть тысяч лет жизни в них, и пришли к очень большим городам. Мы потеряли контроль. И каждый из нас видит только одну сторону дела. Архитектор говорит о своих зданиях. Городской житель говорит о зданиях, имея в виду число этажей. Инженер-транспортник изолирует свою систему. Он предлагает прекрасные технические решения, которые ошибочны, если транспорт останется на поверхности. Транспортная система должна находиться под землей. В этом единственный выход. Мы не должны рассматривать эту проблему каждый со своей точки зрения. Мы должны учитывать все ее пять составляющих элементов: природу, человека, общество, здания. (Мы ошибаемся, когда говорим об архитектуре, поскольку архитектура - это окончательное оформление зданий и лишь одна сторона дела, а именно, моделирование здания. Здание - вот объект, требующий внимания.) И наконец, всевозможные системы связи, которые мы создаем вокруг себя на поверхности земли или над ней, как например, система "Комсат", или же под землей и которые понадобятся нам в будущем. Эти пять элементов должны рассматриваться с пяти точек зрения: экономической, социальной, политической, технической и культурно-эстетической. Так что можно принять систему транспорта с экономической точки зрения, возможно, с социальной и технической, но не эстетической. Что из этого следует? Если все будет продолжаться по-прежнему, нас ждет настоящая катастрофа. Следует вспомнить Льюиса Мамфорда, который говорил о "некрополисе", городе мертвых, или же мертвом городе. Необходимо изменить ход событий, так как население будет увеличиваться, а системы станут гораздо сложнее.
- Как мы можем это сделать? Давайте рассмотрим все те же три категории проблем. Транспорт должен совершенно отличаться от нынешнего. Наша транспортная система - это пережиток каменного века по сравнению с уровнем развития техники. Следует понять, что система передвижения машин не имеет никакого отношения к системе передвижения людей. Город состоит из кварталов, парков, улиц, он рассчитан на пешеходов, а мы позволяем в эту систему войти машине и занять господствующее положение. В результате мы не можем пересечь улицу, потому что горит красный свет. Когда в истории прошлого человек сталкивался с такой проблемой? Мы всегда чувствовали себя в городе в большей безопасности, чем в сельской местности. Сейчас дело обстоит наоборот, и это не шутка. Наши дети страдают от фобий. Мы страдаем от неврозов. Доктор Рене Дюбо из Фонда Рокфеллера прав, когда говорит, что, если положение не изменится, половина населения будет работать врачами, сиделками и психиатрами. Мы должны проявить внимание к себе и изменить нынешнее положение.
- Система транспорта должна напоминать систему кровообращения. Когда та приближается к поверхности кожи, скорость крови в капиллярах замедляется. Обозначим эту скорость единицей. Затем по мере углубления кровеносной системы движение крови убыстряется в 10, 20, 50, 200, 300 и 700 раз в центральной аорте, но чем выше скорость, тем глубже артерии. Наша транспортная система должна быть подобна системе кровообращения, так как нам необходима система переменных скоростей. Мы входим в свой гараж с очень небольшой скоростью, равной скорости пешехода, но затем нам надо развить скорость порядка сотен километров в час на больших расстояниях. В новом городе, столице Пакистана, средняя скорость движения транспорта составляет 150 км/час благодаря использованию современной техники строительства шоссе в открытых траншеях, в которых можно развивать скорость до 160 км/час на больших расстояниях и уменьшать ее по мере надобности до 50, 15, 10 и 5 км/час на коротких расстояниях. Пересечение шоссе на двух уровнях позволяет довести среднюю скорость до 150 км/час, что уже в 10 раз выше современной средней скорости. Но все же эта система должна быть радикально пересмотрена, так чтобы можно было достичь скоростей порядка сотен километров в час в среднем. Нам нужны совершенно новые концепции, соответствующие современной технике.
- Теперь я перехожу ко второй категории проблем, связанной с ресурсами. Здесь нас подстерегают серьезные опасности, и мы должны понять, что в нашем космическом корабле, Земле, мы располагаем только поступающей извне солнечной энергией. Все остальное находится внутри. Как же мы используем или расточаем эти запасы? Мы должны научиться у космической техники создавать водный цикл, металлы и другие ресурсы, поскольку наши запасы вскоре истощатся. Мы должны научиться от людей, которые прогуливаются в космосе, применить технику черных ящиков на Земле.
Третья категория проблем связана с тем, как избежать уменьшения плотности. Нам надо жить в условиях большей плотности, как всегда жило человечество, созидая цивилизацию. Единственно верный путь - возвращение к высокой плотности, и всем, кто скажет, что это небезопасно, я хотел бы напомнить, что места с наибольшей плотностью на Земле являются самыми здоровыми с некоторых технических точек зрения, во всяком случае в больших больницах, в больших отелях плотность максимальна. Так что пусть нас не пугает мысль о высокой плотности. Все зависит от соответствующих капиталовложений и от того, как мы их используем, чтобы не быть все время вместе, сдавленными друг другом. Мы связаны, но можем изолировать себя и в условиях высокой плотности. Для этого необходимо понять соответствующие критерии. Экономический прогресс не может быть единственным критерием не только потому, что мы приближаемся к обществу изобилия , но в силу ряда других причин.
- В прошлом очень много надежд было связано со статичным обществом, когда люди жили в маленьких городках, где один из важных критериев нашей жизни - критерий времени - не играл никакой роли. Самые большие расстояния в городе можно было преодолеть за десять минут. Люди легко устанавливали контакт друг с другом. Сегодня критерий времени стал самым важным для многих из нас, потому что это единственный вид ресурсов, который нельзя восполнить. Смотрите, как его мало. Из двадцати четырех часов мы проводим восемь в постели, восемь на производстве, два часа тратим на еду, умывание и т. д. Нам остается шесть часов на все остальное. Только шесть часов! Возьмите среднее время жизни, которое у вас осталось в соответствии с вашими мечтами и статистикой. Умножьте дни на шесть часов, и как же вы будете осторожны, чтобы не растратить половину этого времени на дороги и переезды. Вот здесь кроется наша ошибка: мы позволили транспортной системе в большом городе остаться на уровне каменного века и растрачиваем наш самый ценный ресурс - время.
- Затем необходим третий вид удовлетворения, который в обществе изобилия, равно как и в обществе, лишенном изобилия, требуется обыкновенному человеку, даже если некоторые мудрые люди с этим не согласны. Я имею в виду человеческое счастье, которое все еще остается мечтой для всех нас, даже если мы открыто не говорим об этом.
- Как же мы можем этого достичь? Уже есть некоторые ответы на этот вопрос: дальнейшее развитие системного подхода, более общие концепции. Для разрешения проблем города мы пытаемся использовать новую науку - экистику - изучение человеческих поселений, которая исключает односторонний подход к проблеме города любого из сотен экспертов, стремится охватить эту проблему в целом и привести в равновесие отдельные части.
- Город будущего, который мы должны построить, должен объединить все, что принадлежит всем нам: организованную жизнь, транспорт, администрацию. Это поможет нам осуществить наши мечты как на Земле, так и в космосе.
Далее...
Городской архитектор Афин, Греция
1 ярд = 3 фута = 91,44 см
Термин "общество изобилия" введен в обращение экономистом Дж.К.Гэлбрайтом в книге "Общество изобилия", посвященной современным экономическим проблемам Соединенных Штатов. - Прим. перев.