Космическое будущее

Уэлш Э. К. (Edward С. Welch)

На стене моего кабинета висит вставленное в рамку свидетельство, удостоверяющее, что я как член Американского астронавтического общества "пользуюсь всеми правами и привилегиями", предоставляемыми этим обществом. По-видимому, некоторые считают, что эти права (возможно, они же являются и привилегиями) обязывают меня выступать с предсказаниями по вопросу о том, каким будет общество через 35 лет. Я не рискую даже пытаться решить такую задачу, и вовсе не потому, что опасаюсь быть призванным к ответу в 2001 г., если в чем-то мои предсказания окажутся неточными, а потому, что, как бы я ни напрягал свое воображение, я не могу представить ничего такого, что не произошло бы уже в ближайшие 15 - 20 лет. Честно говоря, я мало что могу сказать о будущем после 1980 г., главным образом потому, что любое предсказание устареет задолго до наступления намеченного срока. Если вы хотите преобразовать предсказание на ближайшие 15 лет в предсказание на 35 лет, то просто умножьте предсказанное на десять и прибавьте к результату все, на что способно ваше воображение.

Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что главной особенностью грядущих лет будет быстрота, с которой будут происходить изменения. Нам уже сейчас очень трудно охватить взглядом изменения, происшедшие за последние 8 - 10 лет. Однако скорость этих изменений по сравнению с тем, что ждет нас в будущем, подобна скорости черепахи.

Рост скорости изменений ведет к увеличению скорости устаревания. Такие изменения, особенно скорость, с которой они происходят, являются характерной чертой динамичного и прогрессивного общества. Общество, которое перестает пользоваться орудиями производства и производственными мощностями задолго до их износа, намного совершенней общества, в котором орудия используются в течение длительного времени после того, как они будут изношены. То же самое можно сказать и о чрезмерно долгой приверженности к устаревшим и неэффективным идеям. Непонимание этого является одной из главных причин, почему мы время от времени испытываем спады и депрессию в экономической, политической, культурной и идейной областях. Беречь не означает не тратить. Как раз наоборот! Под разумной бережливостью часто подразумевают расходы на орудия и средства производства, лаборатории и университеты, которые в свою очередь способствуют развитию производства. Таким образом, увеличение расходов позволяет увеличивать фонды накопления и потребления в национальной экономике.

Но достаточно общих слов. Теперь я попытаюсь обрисовать некоторые черты нашего будущего. Можно начать с того, что придет время, когда мы не будем собираться вместе как сейчас, когда высококвалифицированные специалисты съезжаются со всего света, чтобы послушать высказывания своих коллег по важным и сложным вопросам или просто поделиться плодами своих размышлений. По-видимому, программы будут объявляться заранее, и заинтересованные лица смогут непосредственно слушать и смотреть выступления, не покидая своих кабинетов или домов. Чтобы это предсказание не огорчило владельцев и служащих отелей, добавлю, что, по-видимому, те, кто имеет средства, свободное время и желание общаться друг с другом, будут встречаться чаще, чем прежде. Более того, они смогут совершать поездки со скоростью, безопасностью и удобствами, которые им предоставит современный вариант сказочного ковра-самолета.

Если говорить о связи, то каждый человек, если он этого захочет, будет иметь легкую удобную электронную аппаратуру, с помощью которой он сможет на ходу разговаривать со своей семьей, друзьями, коллегами, а возможно, и оппонентами, если они не предпочтут отключиться. Такая связь будет осуществляться без посредства наземных линий или операторов. Если сердце слушателя ослабнет в результате нагрузки, которую создает при такой связи непрерывный поток информации, он сможет забежать по пути в ближайшую клинику, где ему вставят "изотопное" сердце.

Все современные дома и рабочие помещения будут оборудованы "цветными телевизионными стенами", на которые с помощью дистанционных команд можно будет получать результаты теоретических и экспериментальных исследований из централизованных автоматических библиотек, деловую информацию из крупнейших мировых центров, сообщения с конференций, развлекательные и образовательные программы и т. д. Типичными для всего мира станут прямые передачи через спутники, в результате чего народы мира смогут поддерживать более тесный контакт. Такая революция в области связи приведет к тому, что расстояние перестанет быть фактором, определяющим стоимость связи, а кривизна земной поверхности не будет помехой для нее.

Как часто бывает с новыми достижениями, их положительные стороны связаны с риском, не слишком большим, чтобы свести на нет их пользу, но достаточным, чтобы вызвать опасения. В данном случае существует опасность, что всевозможные демагоги и другие экстремисты воспользуются новой техникой связи, цель которой - способствовать прогрессу, для того чтобы оскорблять, смущать и направлять общество по неправильному пути.

Достижения космической техники помимо связи будут использоваться также для навигации, прогнозов погоды и для управления погодой. Данные о расстоянии, координатах, погоде, движении транспорта и т. п. будут собираться на центральных вычислительных станциях, связанных между собой, или передаваться вычислительным машинам, установленным на борту кораблей, самолетов или космических аппаратов. В последнем случае они помогут правильно выбрать траекторию входа в атмосферу и космопорт для посадки. Хотя информация о погоде становится все более точной, а получать ее все легче, ее значение для посадки и взлета самолетов и космических аппаратов, возможно, уменьшится, так как предполагается, что на отдельных участках земного шара можно будет контролировать погоду. Аэропорты и космопорты могут стать поистине одними из самых здоровых мест на Земле, так как над ними не будет ни облаков, ни снега, ни тумана; днем там будет сиять солнце, а ночью звезды.

Кроме того, такое сочетание службы спутников, вычислительной техники и экономического планирования могло бы удовлетворить постоянно растущие потребности увеличивающегося населения. Обеспечение влагой и солнечным светом посевов продовольственных культур, наиболее приспособленных к почвам данной области, в масштабах земного шара могло бы поднять сельское хозяйство на такой высокий уровень, о котором сейчас можно только мечтать. С помощью спутников всегда можно будет иметь данные о мировых ресурсах, которые, вероятно, будут в ведении таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций.

Я считаю весьма вероятным, что, например, техника управления погодой обгонит нашу способность решать разнообразные человеческие проблемы, которые встанут перед нами. Кто, например, будет уполномочен или наделен правом решать, какая погода должна быть завтра, или кто будет определять, какие культуры лучше выращивать и на каких площадях? В области социально-политического и экономического управления я не могу предсказать столь большого прогресса, как в области использования космической техники для удовлетворения человеческих нужд. Может быть, даже возникнет конфликт между теми, кто захочет контролировать наводнения и водные ресурсы, с одной стороны, и любителями рыбной ловли и водных лыж - с другой. Во всяком случае, мне легче предсказать потенциальную возможность, чем ее беспристрастную реализацию.

Люди, обладающие живым воображением, предвидят время, когда миграция с Земли на Луну и другие планеты развернется в широких масштабах. Что касается меня, то хотя я и предвижу, что недалеко то время, когда станут возможными быстрые и безопасные путешествия в столь отдаленные места, но все же мне кажется маловероятной сколько-нибудь значительная миграция населения, несмотря даже на то, что атомные реакторы позволят сделать условия жизни в таких местах довольно сносными. Мой довод против такой миграции основан на уверенности, что условия жизни на Земле улучшатся настолько, что лишь немногие захотят ее покинуть. Однако многие будут изучать, исследовать, возможно, эксплуатировать другие миры и уж, конечно, посещать их ради приключений и развлечений. Я даже подумал, что весьма заманчивой идеей было бы отправлять особенно беспокойных людей в некоторые наиболее удаленные места вселенной. Однако, опасаясь политического непонимания, я не буду говорить об этом.

Что касается путешествий, то тут поистине трудно преувеличить открывающиеся возможности. Я уже упоминал о чрезвычайно усовершенствованных с точки зрения независимости от погоды и других внешних факторов аэропортах и космопортах. Безопасность полетов значительно возрастет также и по другим причинам. Надежность конструкций - эта основная отличительная особенность космической эры - будет присуща всей транспортной промышленности: авиационной, космической, автомобильной (в той мере, в какой автомобили еще будут использоваться) и железнодорожной. Новые легкие теплостойкие высокопрочные материалы, используемые в производстве средств передвижения, улучшат их технические характеристики и повысят их надежность. Я думаю, можно надеяться, что несчастные случаи на транспорте, даже происшедшие по ошибке человека, станут редкостью.

Что же касается космических путешествий, то тут можно дать волю воображению, так как эта область находится еще в младенческом возрасте и делает только первые шаги. Еще не наступило время, когда космические путешествия станут столь обычными, как сейчас полеты на самолетах, но оно непременно наступит. Межпланетные путешествия, совершаемые со скоростями, во много раз превышающими достигнутые ныне, будут осуществляться в аппаратах, многократно используемых как реактивные самолеты в наши дни и рассчитанных по крайней мере на столько же пассажиров. Для полетов с большой скоростью и маневрирования в земной атмосфере, возможно, будут использоваться аппараты с гиперзвуковыми прямоточными двигателями или какие-либо другие подобные средства. Можно не сомневаться, что станет привычным использование совершенной ядерной техники в двигательных системах и для питания бортовых систем наших космических кораблей. Будут использоваться и усовершенствованные источники химической энергии. Аэронавтика и космонавтика тесно переплетутся как в технической области, так и в области управления производством и эксплуатацией транспорта.

Как вы видите, скорость не является единственным фактором, определяющим прогресс в области путешествий. В ближайшие десятилетия для путешествий станут характерными безопасность, надежность, разнообразие, эффективность и комфорт.

Ближайшие годы будут отмечены новыми достижениями медицины. Было бы замечательно, если бы можно было сказать что-либо более определенное о достижениях в области борьбы с болезнями и о сохранении здоровья, но боюсь, что предсказания такого рода могут оказаться столь оптимистичными, что поощрят даже бросивших курить возобновить эту вредную привычку. Более того, будут существовать такие устройства, как "глаза для слепых" и "уши для глухих", которые будут укреплены на голове человека и смогут принимать световые и звуковые сигналы и передавать их непосредственно в мозг, минуя глаза и уши. Эти устройства не только позволят слепым "видеть", а глухим "слышать", они помогут и страдающим от усталости или раздражения глаз. Использование в госпиталях, клиниках и кабинетах врачей вычислительных машин, чувствительных элементов и другой электронной аппаратуры, разрабатываемой для исследования космического пространства, революционизирует и усовершенствует медицинскую науку и технику.

Использование методов освоения космоса, техники управления и проектирования систем позволит решить Проблемы, касающиеся условий жизни человечества, К которым относятся проблемы очистки воздуха, использования отходов, безопасности движения, городского планирования, контроля рождаемости и распределения населения, рационального использования воды и других естественных ресурсов, защиты собственности, проведения в жизнь законов и др.

В области национальной безопасности и мира во всем мире трудно выступать с предсказаниями, гораздо труднее, чем предсказывать прогресс в области техники и возможностей управления. По мере превращения будущего в настоящее наука будет развиваться, и если не принять мер, направленных на всеобщее разоружение, то возрастет опасность гибельной для всех войны. Однако техника космической эры может направить население земного шара по пути мира не потому, что она уничтожит жажду власти и богатства, а потому, что каждая нация будет лучше и полнее информирована об агрессивных планах и технических достижениях потенциальных противников. Кроме того, волнующая и содержательная жизнь людей, занимающихся исследованием и освоением космоса, может стать наиболее подходящей заменой войны, а производство оборудования для космических исследований сможет заменить собой производство оружия агрессии. Можно не сомневаться, что такие факторы, как связанное с освоением космоса увеличение производства продуктов питания, избавление от стихийных бедствий и более эффективное использование ресурсов, а также их увеличение, вместе взятые, приведут к смягчению разногласий, которые иначе могли бы перерасти во вражду и конфликты.

Прежде чем закончить это краткое изложение достижений, которых можно ожидать в недалеком будущем, я хотел бы удостовериться, что после моего выступления не создастся впечатление, что все будет автоматизировано, рассчитано электронными машинами и стоит лишь мигнуть, как все придет в действие. Я полагаю, что космическая техника вместе с другими достижениями в такой степени увеличит производительность труда человека, что он будет иметь больше свободного времени и сохранять лучшую физическую форму. Для некоторых это самая привлекательная черта будущего. Более того, не следует упускать из виду, что большая свобода в выборе использования времени должна привести к прогрессу в искусстве как следствию научного прогресса. Еще одно я могу предсказать с большой уверенностью. Дебаты о целесообразности развития космической техники и исследования космоса, которые все еще ведут недальновидные люди, полностью прекратятся в ближайшие 10 лет. Польза космических исследований станет столь очевидной, а перспективы такими заманчивыми, что даже самые близорукие поймут, каким плодотворным будет исследование космоса.

Далее...

Секретарь-исполнитель Национального совета по аэронавтике и исследованию космического пространства.