«Советская Россия» 12.01.2006
http://www.sovross.ru/2006/01/ind06_01.htm


В.В.ЛЕБЕДЕВ, член-корреспондент РАН, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР

НА ЧТО НАМ НЫНЧЕ ОПЕРЕТЬСЯ, РУСЬ



Недавно побывал на Соловецких островах, проплыв на теплоходе «Мамин-Сибиряк» от Москвы до Беломорска, небольшого городка на берегу Белого моря, конечного пункта Беломоро-Балтийского канала. Такие путешествия по стране дают возможность не только полюбоваться природой и просторами любимой Родины, но и поговорить о насущном с людьми из разных мест, не тронутых грязью, всем гнусным и наносным, что сегодня происходит вокруг. Тем самым как бы пройти омовение души, чтобы вырваться из окружения текущего времени, и, повстречавшись с прошлым, увидеть будущее.

НЕ ПЕРЕСТАЮ восхищаться грандиозностью замыслов великих государственников, от Петра I до Сталина, воплотивших мечту связать воедино европейскую часть России водными путями с выходом к пяти морям. Злопыхатели и брюзжатели поносят их деяния: сколько, мол, было затоплено при этом сел, церквей, пахотных земель, памятников старины, но был ли другой вариант создания водной сети без потери части земли и селений, хотя многое разбиралось и вывозилось из зоны затопления? Вопрос в другом: все это пошло во вред или во благо развития нашего государства? Несомненно, во благо. Водные каналы, связав воедино реки, моря, озера, образовали множество искусственных морей, водохранилищ с гидростанциями (начиная от Угличской, первой на Волге), которые, дав электроэнергию ближним городам, поселкам и техническим сооружениям, наполнили жизнью эти глухие места.
Шлюзы, мосты, обводные каналы, превратили водную сеть страны в грандиозную систему, управляемую человеком и независимую от капризов Природы — засухи, наводнений. Все это было сотворено на века, чему мы свидетели. И если за годы, прошедшие со времен Петра, наши соотечественники испытали немалые трудности, лишения, понесли огромные людские потери, то благодарные потомки низко поклонятся тысячам и тысячам безвестно погибших от болезней и неимоверно тяжелого труда. Они, отдав свои жизни, часто не по своей воле, а под действием стихий эпохальных перемен, оставили вечную память о себе в созданном ими ради своей страны и народа.
Из Беломорска на катере через три с половиной часа подплыли к Соловецким островам. При подходе открылась величественная картина Соловецкого монастыря и его крепостных стен с угловыми башнями, храмами и церквями. Поражаешься былинной могучести сотворенного, встающего на горизонте белокаменным богатырем среди зелени прибрежных островов. Когда сошли на берег и подошли к стенам монастыря, эти ощущения еще усилились непосредственным видением и реальной возможностью все потрогать, ощутить и восхититься. Это прекрасное воплощение человеческой веры в святое наше предназначение на Земле, способность на духовный подвиг во имя оберегания Отечества. Когда ходишь по монастырю, смотришь на архитектуру, проникаешься ее гармонией с нашим национальным духом. Думаешь, как люди в те далекие XV, XVI и XVII века смогли решиться на такое без сложных расчетов, современной техники, полагаясь только на свое ремесло, интуицию и видение. Лишь велению сердца под силу этот гигантский, жертвенный труд. Стены из огромных, многотонных валунов, впитав краски сурового Севера, стали ещё величественнее. Это не нагромождение каменных глыб, они подобраны, подогнаны и сложены в архитектурный ансамбль, который смотрится неразрывно с природой. А какие просторные трапезные, ризницы, церкви с огромными сводами и луковичными нишами окон! Храм Преображения Господнего, ризница Успенского собора. Какую силу духа надо иметь, чтобы такое сотворить! Велик человек умом, умением и верой в прекрасное, светлое, святое, что подвигает на такие творения. На колени готов встать перед этими древними стенами, перед безвестными строителями, зодчими и склонить голову в истинно душевной благодарности за их жертвенный подвиг, что в дрожь повергает своим воплощением на века ради будущего своего народа. Когда такое видишь, понимаешь: нельзя наш народ сломить и подчинить, так как он стоит на столпах русских великомучеников, подвижников, святых дерзателей и служителей Высшему, с верой во вселенское предназначение Человека. Меркнет все низменное перед величием творцов Соловецкого монастыря, освященного веками и людским поклонением. Проходит время, а он незыблемо стоит и противостоит всему злому на дальних землях России. Начинаешь понимать, что это и есть та сила, которая нас ведет и защищает от уничтожения и распыления, если есть люди, способные на столь благие дела и свершения, чего нам всем в суете не дано, но она, сдерживая нас, предостерегает, призывая к Добру жизни Человеческой в согласии со всем, что ходит, летает, плавает, растет, что нас связывает воедино с матушкой Землей.
Но мы, из поколения в поколение накапливаем зло, плодим пищу для дьявольских сил и, если бы им не противостояли подвижники, человек превратился бы в черное существо, жрущее, угнетающее и убивающее жизнь. Славься Человек души, труда, немереной великой доброты. Слава деяниям твоим во благо продолжения рода человеческого и земли прародительницы, защитницы в бескрайних пространствах Вселенной. Велик человек, озаренный сиянием веры, способный на прекрасное, но жалок, когда ослеплен жаждой власти и денег, обирая и подавляя слабых и обездоленных. Память, по делам нашим, благодарная или презрение за поступки, оскорбляющие свой род, страну, нацию.

ЗНАКОМЯСЬ с историей монастырей Кирилло-Белозерского, Александра Свирского, Спасо-Преображенского на Валааме, посещая церкви, храмы, преклоняясь перед умом и талантом, глубинами мысли и прозорливостью их создателей, в то же время не могу принять расхожие словеса о чудесах, нисходящих с небес и их проявлениях в судьбах святых великомучеников. Они, поддерживаемые служителями церкви, остаются для нас мифами, след которых теряется во времени. Не странно ли получается: я живу 63 года на белом свете, и никто из моих близких, родных и знакомых старшего поколения (а это период более 100 лет), не был свидетелем подобного. Зачем затуманивать голову людям неопределенными вещами на удалении веков?
А молва, она и так прекрасна. Переходя из поколения в поколение, превращаясь в легенды, в эпос народа, она отличает его от других неповторимостью культуры и истории. На этой почве растет молодая поросль людей, освещенная светом памяти и любви к своей земле, роду, нации. Но на вымыслах прорастает чертополох суеверий, на ниве которых кормится множество служителей культа, по сути тех же чиновников, окучивающих доверчивость людей и их надежды на чудотворные силы, способные облегчить судьбу, если не на Земле, то где-то там наверху.
Иоанн Павел II признал правоту Галилея, который в споре с церковью заявил: «Богословие должно ответить на вопрос, как попасть на небо, а не как движутся небеса». Полагают, душа улетает, хотелось бы понять куда. На небеса? Но они бескрайни. Никто и никогда не познает это так же, как нам не дано понять и охватить Пространство и Время. Мы песчинки в мироздании, и наше представление о своей малости зависит от того, насколько мы будем удаляться за околицу Земли в Солнечной системе, но большего нам во плоти не дано. За ней — чистое поле без границ и горизонта. Это тайна, и она дает нам силы и надежды на светлую участь человека. Рождать веру может не слепое поклонение чудесам, сказкам и поверьям, а рукотворное, которое, украшая землю, возвеличивает нас живописью, зодчеством, где без озарения и самопожертвования прекрасного ничего не создашь. Вера заложена в нас, она — защита, которую надо беречь. Я преклоняюсь перед Природой и ее высшим проявлением — разумом Человека, но, если есть что-то выше, что нас создало и окружает, то я готов преклониться и перед тем, что нам незнакомо, недоступно понять и приблизить. А пока я верю в то, что вижу, ощущаю, чем восторгаюсь, люблю и живу. Вот это и есть главное чудо из чудес.
Истинная вера — в добре, в почитании многовековых традиций, которые хранит и оберегает церковь. Поклонения достойны не только храмы, иконы, но и места, согретые теплом жизни предков: родная земля, дом, вещи. Все это человеку свято, через них он ощущает связь с близким, дорогим сквозь любые преграды и расстояния. Это и есть вера, она не зависит от того, при каком строе живем. В царские времена государство опиралось на православие, которое в лице церкви было его опорой. В советское время вера в людях не иссякла, хотя в церковь многие не ходили и не были крещены, но она сохранялась в нас. Чистота ее не зависит от того, сколько сделаешь поклонов, поставишь свечек, посещаешь церковь или нет. Она в душе и ведет нас по жизни. Это и есть Вера, остальное — спекуляция на слабостях людей, их тяготах, болезнях, которые сопровождают человеческую жизнь. Вера — это свойство души, как совесть. Она есть, или ее нет. Для одних это праздник души, для других — последнее прибежище, а для кого-то — способ откупиться за свои пороки в среде истинно верующих или отдать дань модным приличиям.
Служители религий, как и политики, призывают верить в будущее: одни — на земле, другие — в потустороннем мире. Мир многолик, он рождается с каждым человеком и вместе с ним уходит, растворяясь в общем мире. На этом пути надо отделять тех, кто действительно служит вере и доказал это, пройдя испытания, заслужив признание подвижничеством, от тех, кто промышляет на светлом, продавая свечки, целебную воду, песок с мест обретения мощей преподобных, святых и т.д., создавая целую индустрию обмана, святотатства, толкая к суеверию слабых. При этом они нарушают заповеданное Иисусом Христом, который, изгнав продающих и покупающих в храме, опрокинув их скамьи, сказал: «Дом мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (от Марка 11, 15; от Матфея 21, 13)
Будучи на Кижах в деревянной церкви Воскрешения Лазаря XV века, самой старой на Руси из сохранившихся, неприятно было видеть, как навязчиво предлагали покупать свечи, при этом заявляя: «Церковь деревянная и зажигать их не надо, мы это сделаем за вас потом». Бесстыдно так эксплуатировать деяния великих наших предков. Все это сродни чиновничьим порокам, когда место используют не для служения и исполнения долга, а рассматривают как возможность наживы, не облегчая жизнь народа, а усугубляя безразличием, идущим от злой и равнодушной души. И те и другие — единоверцы в стремлении обогащаться, а церковники, которые поступают как земные люди, предают святое.

ГЛУМЛЕНИЕ над доверчивостью и слабостью людской это и есть дьявол, который сидит в нас, делая алчными, от чего избавиться, единожды завязав дружбу с ним, невозможно. Надо быть осторожным, образованным, воспитанным человеком, чтобы распознавать ложь, и этому должно помогать государство, его политика, защищающая людей от дурмана и зла.
Нынешняя власть, своим безразличием поощряя тех, кто способствует растлению нравов через развлекательную индустрию, бульварные книжки, различные шоу, ведет информационную накачку, оболванивает тех, кто не хочет сам думать или не способен к этому, а церковь при этом призывает к смирению и послушанию. Отсюда корни размножения всякого рода целителей, знахарства, колдовства, до жутких сатанинских сект. Во всем этом проявляется низость тех, для кого шкурные интересы выше судьбы страны, а вместе с ней и людей, т. к. они для одних — паства, для других — масса. Патриарх Алексий II в 1993 году во время противостояния с парламентом заявил: «Кто откроет огонь и прольет кровь, будет предан анафеме». Забыл святейший свой гневный окрик, когда смиренно пошел в объятья тех, кто пролил кровь и убил сотни людей. Вот почему удержавшие власть после этих событий благодарно спешат к нему в дни рождения и церковных праздников, припадая и облыжно крестясь, по сути, надсмехаясь над искренне верующими людьми.
Когда восстанавливаются храмы и строятся новые, это прекрасно, земля напитывается колокольным звоном, радуя души. Но становятся ли чище наши сердца? К сожалению, жизнь показывает — этого не происходит. Распри и зло сохраняются веками. Церковь, смыкаясь с государством, перестает окормлять верующих, излучать нравственную чистоту.
Мы жили в обществе равных возможностей и высоких целей. Они были нам близки, т. к. одухотворяли и возвышали, позволяя гордиться своей страной. Сложились морально-нравственные ценности, которые определяли лицо нашего народа. Сила общества была в том, что независимо от условий, в которых родился, можно было получить образование и занять в нем достойное место соразмерно способностям и достижениям. Этот монолит бездарно разменяли на посыл: за деньги можно все. Призыв «Обогащайтесь, кто как может!» подломил дух, стержень нашего народа, на котором строилась и развивалась наша страна.
В советский период, воспитывая молодое поколение, государство предлагало путь служения не слепой вере во что-то, а в свои силы, талант, которые наиболее полно раскрываются, если служат народу, стране, человеку. Правда, тогда не удалось избежать перегибов, когда в стремлении побыстрее отучить народ от «дурмана» вероисповедания, запрещали ходить в церковь, преследовали за это, не позволяли крестить детей, вместо того, чтобы, уважая право выбора каждого, терпеливо объяснять, отделяя знаниями слепую веру. Это недомыслие дорого обходится, когда стремятся добиться признания новой идеологии в одном поколении. Любая поспешность порождает волну тех, кому легче подняться на догмах, чем на труде, знаниях и воспитании. Мы потому потеряли великую страну, что не учились обновлению своих взглядов, старались следовать готовым штампам, невзирая на время, смену поколений и изменения в мире. Все новое воспринимали как инакомыслие и посягательство на наш строй, в этой борьбе вязли вместо того, чтобы прислушиваться к ходу времени, постоянно проверяя себя и корректируя движение, чтобы не сбиться с пути и не создать непреодолимых преград. Такая обстановка порождала не способных мыслить современными категориями, а кондово отстаивающих и утверждающих существующий строй. На этом и попались, воспитав перевёртышей с мелкой душой, которые, выступая как ярые ее приверженцы, поднявшись во власть, обрушили страну.
Сегодня тот же процесс идет в иных условиях при отсутствии веры в справедливость, государственные законы и власть, когда огромные богатства, захваченные у народа обманом, высвечивают истинное лицо властьдержащих. Они грузом тянут их на дно бесчестия, а с ними утонет и корабль под названием «Демократия в России».

НАМ ОСТАЕТСЯ опереться на самих себя, если мы хотим жить в свободной, процветающей, сильной стране. Власть надо держать в своих руках. А так, потеряв веру в себя, привыкли к тому, что нам нужен поводырь, поэтому мы легко внушаемы и боимся перемен. Чтобы сделать следующий шаг, нужно думать, напрягаться, пересматривать свое убогое состояние, но для этого требуются действия. Вот в чем трагедия: боимся шевельнуться, сидит в нас замирание, как бы чего хуже не вышло. Этим доводим ситуацию до обрыва. Нам надо сломать в себе эту трусость, не дожидаясь, когда придется проявлять героизм.
Нашей пассивностью умело пользуется всякого рода политтехнологи, те же шулеры, обслуживающие тех, кто, захватив власть, старается ее удержать. Им-то понятно, за что борются: они сохраняют свои богатства, упоение властью, собственную безопасность. Надо быть одаренным человеком, что редко бывает, в котором совмещался бы талант руководителя с умением формировать окружение, общий потенциал которого выше его собственного. Получить лидера государственного масштаба — это благодать за осознанный выбор народа. А так в своем большинстве окружение лидера соответствует уровню его недостатков. Поэтому каждая смена власти через отведенный срок очищает государственный аппарат от всего слабого, наносного, что было связано с предшественником. Новый руководитель вынужден, опираясь на сильных, искать замену слабым. Смена первого лица запускает повсеместно процесс обновления, вороша застой. Вот тогда верхушка, попадая в неустойчивое положение, хочет того или нет, станет искать равновесие, совпадающее с интересами страны. Она, власть, в меньшинстве, но располагает силой подавления, а народ располагает волей большинства — силой, способной заменить власть, а то и сместить. А так нас можно дурить бесконечно избирательными кампаниями, общественными палатами, болтовней о демократии, при этом приучая к мысли, что они нас кормят, а не труд. Это все инструментарий удержания народа в повиновении.
Они, нынешние хозяева России, обманув нас, как наивных папуасов, цветными бумажками — ваучерами (те же фантики), разграбив страну, хотели бы, чтобы мы с этим смирились, ловя их подачки к зарплате и пенсии, позволяя им и дальше оставаться у власти. Но они, поднявшись на волне беспредела, попали в западню своих алчных преступлений и теперь не знают, что делать, кроме как любым путем удерживать власть в своих руках, при этом крича о повсеместной коррупции, круги которой расходятся от них же сверху, порождая чиновников-взяточников, военных начальников-казнокрадов, промышленных буржуев и всякую мародерную нечисть. Это их защитная прослойка. Власть миллионеров, у которых интересы личного обогащения перевесили все, не может иметь ничего общего с народом кроме как, маскируясь под его заботы, продолжать политику обнищания и разобщения народа. Она, окружая себя холопами, хотела бы и силовые структуры низвести до опричников, а с остальными можно как с чернью заигрывать. В этих условиях наша жизнь будет и дальше протекать в среде стяжательства и повсеместного обмана, теряя национальное достоинство.
Любой режим имеет свою идеологию, а эта власть выстроить что-то не в состоянии, так как у нее нет ни моральных, ни нравственных устоев. Поэтому самое опасное, на что она способна — поддаться любой авантюре со стороны Запада и, прячась от ответственности за свои преступления, двигаться к развалу и сдаче страны. Но этому не бывать. Дух русского народа хоть и задавлен, но не убит, не сломлен. И сколько бы они ни плодили липовых организаций — «Идущие вместе», «Молодая гвардия», «Наши» и т. д. — это все игры хитрых детей с богатыми дядями за «конфетки». Они и здесь, прикрываясь молодежью, сеют раздор, перенося на нее все низменное, на чем поднялись. Перед Россией и теми, кто ее беззаветно любит и предан, стоит вечный вопрос: «Что делать?» Нужна консолидирующая сила патриотов, которая смогла бы четко обозначить путь выхода из сложившегося положения. Для этого необходимо, чтобы энергия борьбы не выбрасывалась вхолостую, а захватывала все большие слои населения. Эту задачу должны взять на себя наиболее активные регионы, тогда появится возможность определиться с руководящим звеном народного движения в центре, которое способно будет заставить властьдержащих подчиниться интересам народа или напомнит им слова В. Маяковского: «Которые здесь Временные? Слазь. Кончилось ваше время!»

P.S.
В канун Нового года меня пригласили на встречу с ветеранами авиационного завода «Знамя труда», ныне ФГУП «РСК «МИГ», где начиналась моя трудовая биография слесарем-сборщиком 15-го цеха. Это люди, которые не только создали нашу авиацию, но и отстояли страну в годы войны, с колес разворачивали завод, эвакуированный под Куйбышев (ныне Самара), и через три месяца стали выпускать штурмовики ИЛ-2. Это люди, перед которыми сегодняшнее бизнес-поколение в неоплатном долгу за их трудовой подвиг на благо Родины протяженностью во всю жизнь.
Они во время войны, преодолев огромные трудности — холод, голод, неустроенность, спаянные единством страны, верой в победу, смогли выстоять, а сейчас вынуждены наблюдать борьбу своего завода за выживание при полном безразличии государства ради его же будущего. Поразительно, но и в этих условиях заводчане не теряют веры, поддерживая связь с ветеранами, которые дают им силу и опору. И борется за себя не рядовой завод, а флагман авиационной промышленности, которому 112 лет. Завод с легендарной славой школы авиационных специалистов всех уровней от рабочих до главных конструкторов Н.Поликарпов, С.Ильюшин, А.Микоян и др. и летчиков-испытателей, таких как В.Нестеров, В.Чкалов, В.Коккинаки, сегодня квалифицированных станочников, операторов станков с программным управлением считает по пальцам, а самолеты выпускает штучно и держится на заказах Индии и других стран, не имея их от Российской армии. Балансируя на плывуне бесхозяйственности и потери государственного управления, завод как цельный организм разрушается.
Выступая перед ними, я решил прочесть эту статью, подготовленную к публикации, попросив их высказать свое мнение, чтобы не ошибиться в категоричности оценок. Когда закончил, они сказали: «Мы полностью поддерживаем вас и подписываемся под каждым вашим словом». Зам. председателя профкома, выступая после меня, заявил, что и профсоюзный комитет завода также меня поддерживает. Поблагодарив их, сказал: «Видимо, скоро дело дойдет до того, что придется объявлять призыв в промышленность вас, 70— и 80-летних патриотов, великих тружеников, организаторов производства со светлыми головами и умными руками, чего так не хватает нынешним «реформаторам», у которых в голове кроме денежного тумана и рынка ничего нет — ни понимания жизни, ни профессиональных качеств.
Приглашаю президента Путина посетить завод, который находится в пяти минутах езды от Кремля, и увидеть истинную картину нашей авиационной промышленности. Возможно, это поможет ему понять, что ситуация дошла до крайней черты, за которой гибель ведущих предприятий признается естественной.

Статью считаю коллективной: мои соавторы — орденоносцы завода ФГУП «РСК «МИГ» со стажем работы более 40 и 50 лет.